Артистическая и творческая деятельность.
Артистическая и творческая деятельность. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалась артистическими успехами. Издавна завоеванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга - итальянская певица Фаустина Бордони. Оба высоко ценили искусство лейпцигского органиста и, приезжая в Лейпциг, не упускали случая послушать его игру.
Со своей стороны, Бах часто наезжал в Дрезден, где Гассе руководил итальянским оперным театром, с целью посетить итальянскую оперу, к которой относился с большим и нескрываемым интересом. Кроме Дрездена, Бах совершал артистические путешествия и в другие города, часто сопряженные с экспертизой, испытанием органов25.
В лейпцигский период Бах находился в полном расцвете творческих сил. В первые полтора-два десятилетия жизни в Лейпциге он развивает широкую музыкальную деятельность, во многом связанную с пребыванием на посту руководителя Collegium Musicum.
В 1729 году Бах, став во главе общества, с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля церковного начальства. Он выступает в качестве дирижера и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах: в городском саду, в кофейных залах и в местах народных развлечений. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения,
25 Бах был не только большим знатоком современного инструментария, но и интересным изобретателем. В Мюльхаузене он взялся сконструировать куранты в восемьдесят четыре колокола, соединяющиеся педалью. В Кётене он изобрел новый пятиструнный инструмент viola pomposa - виола помпоза - нечто среднее между альтом и виолончелью. Вопросы усовершенствования органа и клавесина занимали Баха постоянно. Мечтая о клавишном инструменте с мягким и гибким звуком, он придумал своеобразный механизм, при помощи которого надеялся добиться звучности разных тембров и продолжительности. Так называемый клавесин-лютня был заказан Бахом в 1740 году органному мастеру Захарию Гильдебранду, но испытание не принесло желаемых результатов.
самые известные - занимают центральное положение в творчестве композитора.
Любое из этих сочинений могло бы явиться событием в музыкальной жизни страны, но в действительности музыка Баха не вызывала сколько-нибудь серьезного интереса и внимания музыкальных кругов; произведения его не печатались и не получали распространения; лишь небольшое число клавесинных пьес стараниями самого Иоганна Себастьяна и на его личные средства удалось издать в 30-х годах в Лейпциге. Остальная масса баховских творений оставалась в рукописном виде и была известна лишь в узком кругу друзей и собственной семьи.
Слава Баха была славой виртуоза, импровизатора, но не композитора, и успехи, приходившиеся на долю артиста-исполнителя, не могли восполнить или уравновесить трагедию непонятого одинокого художника. Окружавшее равнодушие, стена мещанского недоброжелательства и отчужденности подтачивали мужество и стойкость, подрывали волю к сопротивлению.
* * *
В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно-музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководстваCollegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации. Понемногу рвались слабые нити, которые ранее связывали его с некоторыми музыкальными деятелями, представителями науки и искусства. Единственным оплотом, спасавшим от полного одиночества, была собственная семья: верный и испытанный друг - жена Анна Магдалена, сыновья и несколько любимых учеников.
Дети Иоганна Себастьяна.
Дети Иоганна Себастьяна.Дети Баха отличались редкой музыкальной одаренностью; с юных лет они владели игрой на нескольких инструментах, а дочь и жена к тому же обладали хорошими голосами. Для этой своеобразной капеллы Бах специально сочинял различные вокальные и инструментальные ансамбли.
бессонницей, музыкой 'нежного и вместе с тем смелого характера'. И. С. Бах написал для него серию вариаций, которые получили название 'Гольдберговских', хотя в оригинале они значатся как 'Ария с 30-ю вариациями'.
Сыновья Иоганна Себастьяна еще при жизни отца сделались известными музыкантами и сумели занять почетное положение. Вильгельм Фридеман был органистом в Дрездене; Филипп Эмануэль занимал должность придворного музыканта Фридриха II в Берлине, а затем директора церковной музыки в Гамбурге; Иоганн Кристоф Фридрих находился в Бюккебурге на придворной службе в качестве камерного музыканта; Иоганн Кристиан - органист собора в Милане, потом капельмейстер придворной капеллы в Лондоне. Сыновья Иоганна Себастьяна, так же как другие воспитанные им музыканты, из числа которых вышло немало серьезных профессионалов, свидетельствуют о его таланте педагога.
Бах - педагог.
Бах - педагог.Много времени и внимания композитор уделял созданию педагогической литературы. С деятельностью педагога связано появление прелюдий для начинающих, инвенций и многих других клавирных пьес. Очаровательные миниатюры, шедевры клавирного искусства, служили вспомогательным материалом для изучения и исполнения на клавесине многоголосной музыки, для постановки руки и других педагогических целей. Сборники этих пьес, от маленьких прелюдий для начинающих, двухголосных и трехголосных инвенций до прелюдий и фуг 'Хорошо темперированного клавира', - школа игры на клавире, охватывающая все степени трудности.
Нельзя преуменьшить ценность нововведений Баха в аппликатуре. Не только в XVII, но и в начале XVIII века в обычае клавесинистов было играть тремя-четырьмя пальцами, которые они держали вытянутыми и по мере надобности подкладывали, переставляли, скрещивали. Большой палец употреблялся в редких случаях, . при больших растяжениях. Усложняющаяся техника, стремление к звуковому legato требовали более усовершенствованной аппликатуры. Приоритет в этой области принадлежит И. С. Баху.
Педагогическая деятельность Баха, так же как композиторская, не получила должной оценки при жизни. Даже после его смерти все в том же магистрате раздавались недовольные голоса: 'Школе нужен кантор, а не капельмейстер', 'г. Бах был, несомненно, большим музыкантом, но не учителем'27.
Последние произведения.В последние годы жизни Бах-художник все больше уходит в себя и, погружаясь в недоступный для окружающих мир отвлеченных музы-
27 Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки, т. 2, с. 497-498.
кально-философских идей, стремится как бы отгородиться от жестокой действительности. Но и искусство его тех лет, недосягаемое по мастерству, теряет долю тепла и человечности, которые раньше до краев наполняли самые углубленные и философски-обобщенные музыкальные образы.
'Музыкальное приношение'28, 'Искусство фуги' - две серии полифонических пьес. В них проблема полифонического мастерства разрешена с предельным для этого стиля искусством. Бах всесторонне демонстрирует технические возможности, которыми располагает контрапункт, полифонические формы, фуга. В 'Искусстве фуги' мастерство достигло того высшего предела, дальше которого оно не могло уже развиваться, но на этом прервались великие дерзания, оборвался трудовой путь художника.
Смерть Баха, последовавшая 28 июля 1750 года, не вызвала сколько-нибудь заметного отклика29. В наши дни надгробная плита в церкви св. Фомы, куда были перенесены останки великого композитора, - место постоянного паломничества огромного числа людей, преклоняющихся перед могучим гением Баха.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным по-настоящему оценить наследие, оставленное величайшим композитором.
28 В 1747 году после неоднократных приглашений И. С. Бах прибыл в Потсдам ко двору прусского короля Фридриха II. Это было его последнее артистическое путешествие, главной целью которого на этот раз служило свидание с сыном Филиппом Эмануэлем - придворным клавесинистом. Бах много играл и импровизировал с огромным успехом. По просьбе композитора король сочинил тему, которая легла в основу серии полифонических пьес на одну тему, названной Бахом 'Музыкальное приношение'.
29 Жена Баха Анна Магдалена пережила своего мужа на десять лет, перебиваясь милостыней, и кончила свои дни в доме для бедных. Не менее печальной была судьба младшей дочери композитора - Регины. Восьмилетним ребенком она осталась сиротой и прожила свою жизнь в тяжелой нужде. Только в последние годы ее жизнь озарилась трогательной помощью, оказанной ей великим Бетховеном.
Процесс развития искусства в XVIII веке был сложен и противоречив. Сильно было влияние старой феодально-аристократической идеологии; но уже зарождались и зрели ростки новой, в которой отражались духовные потребности молодого, исторически передового класса буржуазии.
В острейшей борьбе направлений, через отрицание и ломку старых форм, утверждалось новое искусство. Холодной выспренности классической трагедии с ее установленными аристократической эстетикой правилами, сюжетами, образами противопоставлялись буржуазный роман, чувствительная драма из мещанской жизни. В противовес условной и декоративной придворной опере пропагандировалась жизненность, простота и демократичность комической оперы; против 'ученого' церковного искусства полифонистов выдвигалась легкая и непритязательная бытовая жанровая музыка.
В таких условиях преобладание в произведениях Баха унаследованных от прошлого форм и средств выражения давало повод считать его творчество устаревшим, громоздким. В период повсеместного увлечения галантным искусством с его изящными формами и несложным содержанием музыка Баха казалась слишком сложной и непонятной. Даже сыновья композитора не видели в творчестве своего отца ничего, кроме учености.
Баху открыто предпочитали музыкантов, чьи имена едва сохранила история; зато они не 'орудовали только ученостью', имели 'вкус, блеск и нежное чувство'30.
Враждебно относились к Баху и приверженцы ортодоксальной церковной музыки. Таким образом, творчество Баха, намного опередившее свою эпоху, отрицалось сторонниками галантного искусства, равно как и теми, кто в музыке Баха резонно усматривал нарушение церковных и освященных историей канонов.
В борьбе разноречивых направлений этого переломного в истории музыки периода постепенно обозначалась ведущая тенденция, вырисовывались пути развития того нового, что привело к симфонизму Гайдна, Моцарта, к оперному искусству Глюка. И только с вершин, на которые подняли музыкальную культуру крупнейшие
30 Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки, т. 2, с. 499.
Вместо чуждых народу католических гимнов, распевающихся хором на непонятном латинском языке, вводятся доступные всем прихожанам хоральные мелодии, которые поются всей общиной на своем немецком языке.
Так приживались и приспосабливались к новому культу светские мелодии. Для того чтобы 'вся христианская община могла присоединиться к пению', мелодия хорала выносится в верхний голос, а остальные голоса становятся аккомпанирующими; упрощается и вытесняется из хорала сложная полифония; образуется особый хоральный склад, в котором ритмическая размеренность, тяготение к слиянию в аккорд всех голосов и выделению верхнего мелодического сочетаются с подвижностью средних голосов.
Своеобразное соединение полифонии и гомофонии составляет характерную особенность хорала.
Народные напевы, превращенные в хоралы, все же оставались мелодиями народными, и сборники протестантских хоралов оказались хранилищем и сокровищницей народных песен. Бах извлекал из этих старинных сборников богатейший мелодический материал; он возвратил хоральным мелодиям эмоциональное содержание и дух протестантских гимнов времен Реформации, вернул музыке хорала ее прежнее значение, то есть воскресил хорал как форму выражения мыслей и чувств народа.
Хорал -
Хорал - далеко не единственный вид музыкальных связей Баха с народным искусством. Сильнейшим и . наиболее плодотворным было влияние жанрово-бытовой музыки в различных ее формах. В многочисленных инструментальных сюитах и других пьесах Бах не только воссоздает образы бытовой музыки; он по-новому разрабатывает многие из устоявшихся преимущественно в городском быту жанров и создает возможности их дальнейшего развития.
Заимствованные из народной музыки формы, песенные и танцевальные мелодии можно встретить в любых произведениях Баха. Не говоря уже о светской музыке, он широко и многообразно ими пользуется в своих духовных сочинениях: в кантатах, ораториях, пассионах, си-минорной мессе.
* * *
Творческое наследие Баха почти необъятно. Даже то, что уцелело, исчисляется многими сотнями названий. Известно также, что большое количество баховских
жения музыкальной речи в каждом голосе, движения всегда глубоко поэтического и глубоко осмысленного, - нет в мире мелодиста больше Баха' 37.