Формирование представлений об ударении в словах
Карандаш:
- Послушайте, ребята, какие слова я вам скажу: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге)
- Вы разве не знаете этих слов? (Нет)
- А если я скажу так: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге)
- Вы не узнали знакомые вам слова, потому что я их произнес неправильно. Я неправильно поставил УДАРЕНИЕ. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит название УДАРНОГО СЛОГА.
- Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:
|
ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ…
ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК,
ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ!
И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ,
И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ!
(А. Шибаев)
Определение ударного слога в словах.
- Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.
6. Подбор слов с заданным слогом. Дидактическая игра «Угадай слово»
На наборном полотне тыльной стороной к детям расположены предметные картинки.
- Отгадайте, что изображено на этой картинке. Первый слог этого слова – ТА.
Дети подбирают слова с названным слогом. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает картинку-приз и право загадать следующее слово. По окончании игры определяется победитель, получивший наибольшее количество картинок.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.Упражнение «Ну-ка, братцы, за работу!..»
НУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ!
ПОКАЖИ СВОЮ ОХОТУ.
БОЛЬШОМУ – ДРОВА РУБИТЬ,
ПЕЧИ ВСЕ – ТЕБЕ ТОПИТЬ,
А ТЕБЕ – ВОДУ НОСИТЬ,
А ТЕБЕ – ОБЕД ВАРИТЬ.
А МАЛЫШКЕ – ПЕСНИ ПЕТЬ,
ПЕСНИ ПЕТЬ ДА ПЛЯСАТЬ,
РОДНЫХ БРАТЬЕВ ЗАБАВЛЯТЬ.
(Пальцами левой руки поочередно загибаются пальцы правой руки, начиная с большого)
8. Формирование графических навыков.Прописывание петель
«СТРУЖКИ»
Занятие 25.
Тема:Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог.
a формировать представления о словообразовательной роли ударения, учить дошкольников определять ударный слог и ударный гласный звук, упражнять восуществлении звукового анализа слов и составлении схем слова.