И учебно-транспортного судна «Павел Яблочков».

Ю.М. ЮНАК

«ЧТО В СЕРДЦЕ МОЕМ ХРАНИТСЯ»

и учебно-транспортного судна «Павел Яблочков». - student2.ru

Петрозаводск

2008 г.

Юбилею Петрозаводского речного училища

и его первым выпускникам посвящается…

Вместо предисловия.

Во-первых. Приступая к записям о начальном периоде в истории Петрозаводского речного училища, я сознательно взял только первые пять лет - с 1963 г. до первого и второго выпусков в 1968 г., т.к. считаю, что о последующем времени больше и лучше могут рассказать другие, кто продолжал развивать училище, учился в нем и работал дальше.

Во-вторых. Да простится мне некоторая, восторженность изложения отдельных моментов. Стремясь быть объективным, я все же не могу быть равнодушным повествователем. Все, что помнится, пропущено через душу и сердце. Одновременно, не хочу уподобляться тем, кто иногда выступает с позиции: «Вот при нас было – это да! А теперь – не то…».

В-третьих. Называя многих, с кем работал, я не назвал почти никого из своих выпускников, опасаясь, что, вдруг о ком-то из них скажу недостаточно полно. Всех помню. И в последующем имел счастливую возможность общаться с ними на протяжении всего периода совместной работы в пароходстве.

В-четвертых. Раздел о плавпрактике проводимой на УТС «Павел Яблочков» написан, по просьбе работавших на нем, с благодарностью за высказанные предложения и пожелания.

Глава первая.

Начало.

Мысленно возвращаясь в 60-е годы прошлого века, не могу не сказать, что мне посчастливилось быть в числе тех, кому выпало с самого начала после состоявшегося решения об образовании Петрозаводского речного училища работать над созданием его организационных основ и начальной учебно-материальной базы.

Говорят, что большое лучше видится на расстоянии. И сегодня, спустя много лет, следует отметить, что появление нового учебного заведения в Петрозаводске само по себе было примечательным событием. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, прежде всего, то, что образование училища было обусловлено всей динамикой развития в те годы водного транспорта нашей страны и Беломорско-Онежского пароходства в частности. Коллектив пароходства по праву считался в системе Минречфлота лидером в освоении судов, поступающих из нового судостроения, был инициатором начала перевозок грузов без перевалки в устьевых портах.

Только за период с 1959 по 1963 годы состав флота пароходства возрос в пять раз! И в дальнейшем поступление новых судов было не менее интенсивным. Осваивались новые линии грузопотоков. А с октября 1963 года пароходство первым из речников положило начало заграничным рейсам!

Естественно, в условиях динамичного развития возрастала потребность в новых кадрах плавсостава, сочетающих в себе необходимые профессиональные качества для работы, как в речных, так и в морских условиях.

Постановление Совета министров РСФСР о создании Петрозаводского речного училища было воспринято в пароходстве с большим энтузиазмом еще и потому, что принятие Постановления было результатом настойчивости со стороны пароходства и Министерства речного флота, доказавших в Правительстве необходимость этого акта.

* * *

Когда руководство пароходства предложило мне перейти на новую работу, я согласился, подумав, что возможность участвовать в организации училища буквально «с нуля» представляется раз в жизни. Сыграли роль в принятии этого решения и память о собственной курсантской школе, пройденной в Рижском и Ленинградском училищах, и одобрение друзей – однокашников с которыми после выпуска в 1954 году началась наша трудовая деятельность в пароходстве.

Так, в июне 1963 года, я пришел к уже назначенному начальнику училища Александру Васильевичу Данилову, в маленький кабинет, в старом деревянном здании по улице Ригачина,20, где ранее размещалось Управление пароходства.

Первое, что предложил мне Александр Васильевич – это поискать себе стул, а затем ввел в курс предстоящих дел. А они были весьма непростыми - 1 сентября в училище должен начаться учебный год, и это при полном отсут-

ствии собственной жилой и учебной базы. Необходимо было безотлагательно начинать работу по приему в училище, подбору преподавателей, организацию вступительных экзаменов.

В те дни основные вопросы по подготовке к предстоящему первому учебному году легли на плечи Антонины Николаевны Молчановой, ставшей заместителем начальника по учебной части и преподавателем математики.

Перед начальником училища стояли основополагающие задачи. Это и решение проблемы размещения курсантов и определение с местными органами места под строительство жилого и учебного корпусов, увязка по времени и объемам вопросов финансирования и материально-технического обеспечения строительства, и множество возникающих, подчас неожиданных текущих проблем.

На первом этапе этой большой работы мы всегда ощущали должное понимание городских властей.

Большую помощь оказывало пароходство и непосредственно его начальник В.Л Успенский. Виктор Львович постоянно был в курсе дел по организации училища и своим авторитетом и влиянием во многом способствовал решению возникающих проблем в городе или в Министерстве речного флота.

Особенно трудно переоценить оказанную помощь в обеспечении курсантов первого набора нормальными жилищно-бытовыми условиями. Так, например, было принято решение о выделении училищу в готовящемся к сдаче пятиэтажном благоустроенном доме по улице Ригачина,16 целого подъезда! И это притом, что пароходство само испытывало острейшую нехватку жилья для своих работников.

Но если бы не это решение, то трудно было бы представить дальнейшую судьбу училища.

Немало сложностей возникало и при решении всего комплекса вопросов, связанных с местом, отведенным под строительство. Это место представляло собой болото, требующее осушения. По его краям находились частные дома, которые необходимо было сносить, решая с домовладельцами непростые вопросы переселения, на приемлемых для них условиях.

Осушение территории и переселенческие дела усугубляли без того непростую работу, вели к увеличению расходов на строительство, да и просто создавали дополнительную головную боль. Когда эти проблемы были благополучно разрешены, а строители полностью развернули фронт работ, мне кажется, что впервые с лица А.В. Данилова сошел налет напряженной озабоченности. Вообщем, как говориться, лед тронулся.

Параллельно с этими основополагающими делами шла повседневная работа нашей приемной комиссии. С 1 июля начался прием документов от поступающих. Вначале их было немного, т.к. в республике, да и в городе не сразу обратили внимание на объявление о приеме во вновь созданное училище. Но затем почта стала возрастать. Многие интересовались подробностями о статусе училища, условиями приема и т.д.

К концу месяца стало ясно, что у нас будет конкурс! Поскольку до начала вступительных экзаменов абитуриентам необходимо было проходить медицинскую комиссию, мы использовали этот период и для проведения собеседований с каждым поступающим. В ходе этих ознакомительных бесед уточнялись некоторые данные их биографий, а также обязательно велся разговор о том, чем руководствовался поступающий в выборе специальности.

Учитывая, что поступающие еще недостаточно четко представляли характер учебного заведения, обязательно обращалось внимание на особенности предстоящей их жизни в училище, которая будет существенно отличаться в сравнении, например, с техникумом. Поступивших ожидает не только полное государственное обеспечение, но и достаточно строгий учебный и бытовой распорядок. Конечно, большинство ребят при этом согласно кивали головами. Одни – вполне осознано, другие по принципу – там видно будет. Этой категории вскорости пришлось убедиться в точности сделанных им разъяснений об условиях жизни в училище и принять это как должное. Правда, один случай был иной. Поступивший сказал, что «это» не для него. На том и расстались…

После проведения вступительных экзаменов 90 человек стали первыми курсантами открывшегося Петрозаводского речного училища. Из 90 человек, поступивших, в училище - 22 были из Петрозаводска, 56 из районов Карелии и 12 из-за пределов республики. Шестнадцать юношей были из неполных семей, что мы не могли не принимать во внимание.

Первого сентября 1963 года после торжественного построения две группы будущих штурманов и группа судомехаников отправились на занятия в бывшее второе здание Лесотехникума, на занятия где нам было отведено три аудитории. А пока шло дооборудование выделенных училищу квартир, курсанты поселились в деревянном здании пассажирского вокзала, находившегося на причале Петрозаводского порта. Но через несколько дней учеба была прервана, т.к. все три группы со мной и помощником начальника училища по хозчасти И.М. Акимовым на теплоходе «Ладога» направились в Пудожский район на уборку картофеля. Так что, так называемый, карантинный месяц прошел в трудах на картофельных полях.

Не смотря на некоторые бытовые и погодные сложности, трудиться, начали добросовестно. На всем протяжение пребывания в совхозе нам удалось поддерживать необходимый, применительно к тем условиям распорядок. Курсанты были обеспечены качественным питанием и необходимым инвентарем.

За хорошую работу, организованность и дисциплину ребята были отмечены руководством совхоза. Это, если можно так выразиться, был их вклад в начало создания авторитета училища в районах республики.

По возращении в Петрозаводск состоялось приятное и вместе с тем, хлопотное событие: заселение в выделенные благоустроенные квартиры. В деле подготовки помещений к приему ребят, не могу не вспомнить более чем самоотверженную работу первого коменданта училища – Марии Васильевны

Кистайкиной. Не считаясь со временем, с большой энергией она хлопотала о создании уюта и лучших бытовых условий для курсантов. Для них, переместившихся из своих семей и домашней обстановки в условия более четкого и строгого внутреннего распорядка, она была поистине училищной мамой.

Суточный же распорядок был составлен с учетом того, что учебные занятия мы были вынуждены проводить во вторую смену. Так что после утреннего подъема, физзарядки и завтрака – самоподготовка, после обеда занятия и по возвращении с занятий личное время. Завершался день проведением плановых мероприятий. Питаться курсанты организованно ходили в столовую Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Увольнение в город – по выходным. Для отличников учебы еще по средам. Курсантам, имеющих родных в городе в выходные разрешалось (по согласованию) увольняться до утра. Остальные позиции распорядка как-то: развод суточного наряда, большая и малая приборки, вечерняя проверка исполнялись, как это заведено в соответствии с требованиями, действовавшими в морских и речных училищах.

Все это, естественно, требовало постоянного внимания и контроля. Так что пришлось задуматься, как быть при весьма малочисленном штате работников, функции которых были несколько иными. Отступать же от выполнения установленных требований не хотелось. Хотелось, образно говоря, чтобы первая борозда, которая закладывалась в стиль и содержание повседневной жизни училища получила в последующем свое развитие и обеспечивала успешность в деле формирования у будущих флотских специалистов понимания и умения жить и работать в специфических условиях плавания, укрепления морально-волевой и физической закалки, дисциплинированности в исполнении своих обязанностей.

Но эта большая и многоплановая работа еще предстояла в будущем. А пока над нами довлело чувство большой ответственности за юношей, их жизнь и безопасность, которые оказались в условиях оторванности от своих семей.

Одной из первоочередных мер по обеспечению должного порядка было проведение в группах организационных собраний, более подробное разъяснение что, как и почему нужно соблюдать и делать. Существенной опорой в деле налаживания жизни и быта курсантов в условиях совместного проживания стал назначенный старшинский состав из числа курсантов, отслуживших срочную службу в Вооруженных Силах. При их назначении и в последующей работе с ними мы подчеркивали необходимость учитывать особенности юношеского возраста им подчиненных ребят и прежде чем что-то требовать – своевременно объяснять, соблюдать культуру общения, быть лично примерными. Может быть, поэтому у нас не было места такому явлению как дедовщина.

Хочу отметить, что без добросовестного исполнения старшинами своих обязанностей, их помощи в поддержании организационного и бытового по-

рядка в то время можно было просто «зашиться». Нашими помощниками в первом наборе были: Алексей Малков, Стансилав Антропов, Николай Нахимов, Алик Фомкин.

Второй, вынужденной мерой было собственное решение – временно (как оказалось потом почти на два года) оборудовать себе в служебном помещении рабочий и спальный кабинет «в одном лице». Это позволило сочетать свою организационную и преподавательскую деятельность с более-менее приемлемым отдыхом. А вообще, тогда непросто было всем…

И все же, не смотря на сложности организационного периода, учебный год начался без всякой раскачки. Возникающие те или иные трудности никого не заставляли опускать руки. Благодаря оперативной помощи Управления кадров и учебных заведений Минречфлота нам удалось быстро снять проблему нехватки, а вернее полного отсутствия учебной литературы.

Наряду с учебным процессом курсанты постепенно приобретали навыки самообслуживания, учились жить в коллективе, соблюдать единые для всех правила, содержать в порядке свою форму и личные вещи, делить, как говорится, и стол и кров с товарищами по училищу.

Время «до» и «после» занятий мы старались заполнять работой в группах - это проведение лекций, бесед и встреч с интересными людьми, всевозможных спортивных соревнований и культпоходов. Конечно, условия и возможности для всего этого были несравнимы с нынешними, но первые педагоги училища старались использовать отведенное внеклассное время с максимальной пользой.

Прекрасно знающие и любящие свой предмет Генриетта Евсеевна Гехт, Зинаида Васильевна Сильванович, Лидия Васильевна Романова, Людмила Александровна Данилова иногда немного вздыхали по поводу строгостей внутреннего распорядка. Тем не менее, они своей душевностью смягчали суровый уклад курсантской жизни.

«Светлым» местом для курсантов был и медпункт, хозяйкой которого была В.Поморцева. Курсанты частенько заходили туда по поводу и без повода. Правда, попытки некоторых курсантов получить освобождение от занятий не всегда были успешными…

В дальнейшем возможности содержательной работы с курсантами возрастали по мере введения в штатное расписание новых должностей. Так в училище пришли преподаватели Левин Л.Г. – заслуженный тренер по боксу, Плотников Л.Н. – заместитель начальника училища по воспитательной работе, Баженов Д.И. – заведующий практикой. Конечно, в условиях, когда кроме спальных мест да трех арендованных аудиторий больше ничего не было, приходилось изворачиваться, чтобы обеспечивать нормальный ход учебного процесса и личного времени с полезным содержанием для наших подопечных.

Вторым этапом в становлении училища, как успешно функционирующего учебного заведения, стало получение от строителей учебного и жилого корпусов. С одной стороны это расширило возможности

дальнейшего приема, с другой – переход на учебу в первую смену, наличие своего спортивного зала, библиотеки, актового зала намного разнообразили содержательную жизнь курсантов. Стало возможно проводить ротные вечера отдыха и другие мероприятия.

Значительно улучшились возможности для занятия спортом. На базе Морского клуба, где нам было выделено четыре шестивесельных яла, было положено начало тренировкам по морскому многоборью. Увлечение курсантов этим видом спорта привело к тому, что команда училища под руководством Л.Н. Плотникова, успешно совершила переход из Петрозаводска в Ленинград и обратно.

Вообще, для первых курсантов, в сравнении с последующими наборами, переселение в построенные корпуса, было событием знаменательным и памятным. Единственное, на что они немного с усмешкой сегодня сетуют это то, что им так и пришлось до самого выпуска прошагать питаться в другие столовые.

Немного о делах учебных… С увеличением количества учебных групп возрастала потребность в приеме новых преподавателей общеобразовательных и специальных курсов. Так в училище пришли Г.А. Бурьков, Г.Я. Захарова, Л.В. Мерескина, Б.В. и В.Н. Смуровы, П.И. Черепов, Н.П. Бабурова, Г.И. Баранова.

Для ведения практических занятий пополнился штат лаборантов и мастеров производственного обучения. Кошелев А.Я., Брилев В.А., Петров Н.М., Заикин Ю.И., Рожков А.В. в работе с курсантами проявляли себя добрыми наставниками, открытыми в общении людьми. Командирами-воспитателями образовавшихся с очередным набором курсантских рот стали Анатолий Иванович Рисонин и Валентин Данилович Труфакин.

Отдельно хочу сказать о преподавателях спецдисциплин. Когда в соответствии с учебным планом пришло время чтения спецпредметов, персонально для ведения занятий приглашались совместители из пароходства и других ведомств. Свои курсы вели В.Н Солонской, В.П. Митяев, Я.П. Декснис, А.П. Ершов, Б.В. Шиц, К.Г. Проккуев, А.И. Кудрявцев. В числе тех, кто пришел из пароходства и закрепился в училище для постоянной работы были Д.П. Бенберя, В.А. Басаргин, В.Ф. Василькин, В.М. Малышев, Е.Ф. Дук.

Д.П. Бенберя и В.Ф. Василькин наряду с преподаванием, последовательно занимали должности руководителя учебной части и начальника училища, сохраняя преемственность и должный стиль в организаторской работе по укреплению материально-технической базы училища, созданию в коллективе единого подхода в неразрывности качества обучения и воспитания будущих специалистов.

Путь от преподавателя до начальника училища прошел и В.М. Малышев.

Неизгладимую память о себе оставил начальник судоводительского отделения В.А. Басаргин и начальник судомеханического отделения Е.Ф.Дук.

Оба пришли в училище почти одновременно в 1965 году, можно сказать по зову души, во всей полноте понимая задачу подготовки флотских кадров. Курсанты видели в них добрых, но справедливо строгих учителей. Помимо всего прочего они были просто интересными людьми. Всегда улыбчивый и внимательный Евгений Федорович Дук, вдумчивый методист и организатор учебного процесса Владимир Александрович Басаргин своей безупречной манерой поведения и высоким мастерством преподавания в огромной степени способствовали повышению интереса курсантов к изучаемому предмету и избранной профессии. Проводя занятия даже по сложным разделам своего курса, оба умели тесно увязывать теорию с практикой, не упуская при этом воспитательный аспект.

Как-то в беседе со мной В.А. Басаргин сказал: «Астрономию и навигацию, ребята, конечно, выучат. Хотя и не все одинаково… Но очень хочу, чтобы, придя на судно никто и никогда не позволил себе подняться на мостик в домашних тапочках!». Это я к тому, что оба педагога одинаково понимали, что причиной брака в работе в первую очередь является человеческий фактор. Расхлябанность и безответственность в исполнении своих обязанностей, пусть даже при наличии высшего образования, приводит на флоте к беде. Евгений Федорович и Владимир Александрович всячески стремились показывать это на конкретных примерах, желая, чтобы курсанты понимали требования, обладали необходимыми качествами для успешной работы и своего дальнейшего профессионального роста.

Приход в училище на учебную работу специалистов флотского профиля позволял курсантам более осознано овладевать знаниями и понимать суть своей будущей работы. А в сочетании с четким укладом жизни в училище это создавало особую атмосферу, отличающую морские и речные училища от других учебных заведений.

В дальнейшем, в связи с ростом численности курсантского состава, когда в училище появились младшие и старшие курсы, существенно возрос объем и содержание работы по линии организационно-строевого отдела. Наличие новых ротных подразделений требовало общего руководства и координации деятельности командиров. В первую очередь в проведении организационной и воспитательной работы направленной на обеспечение должной дисциплины и порядка в жилом и учебном корпусах и улучшении успеваемости курсантов.

В первые два года мне пришлось совмещать свою работу в должности командира-воспитателя роты с функциями начальника ОРСО. Так сложилось, что во вверенную мне роту были включены и группы штурманов и судомехаников второго набора. Так что дифференцированный ее состав из двух курсов и двух специальностей, требовали больше времени и сосредоточенности. К тому же, я как-то «прирос» к своим ребятам… И когда из Управления кадров и учебных заведений было получено «добро» на должность начальника ОРСО, очень кстати, был принят Леонид Иванович Белов. В прошлом кадровый офицер с большим жизненным опытом, он при-

дал формирующемуся составу отдела необходимую стройность в работе. В нем удачно сочетались требовательность с доброжелательным отношением к своим коллегам и курсантам. Считая курсантскую роту центром организационной и воспитательной работы, Леонид Иванович уделял большое внимание выработке у ротных командиров единства действий и требований на основе продуманного планирования.

В составляемых нами планах, в зависимости от того или иного учебного периода определялась главная задача на предстоящий месяц и конкретные меры, направленные на её выполнение. Естественно, что они у каждого несколько отличались, т.к. у одних курсантов это был, например, конец учебного семестра, у других – подготовка к практике или её итоги.

Здесь же заносились предстоящие общие мероприятия училища и степень задействования курсантов разных курсов. На этой основе командиры выделяли направленность своей личной работы в повседневном и еженедельном циклах, предусматривая систематические контакты с классными руководителями и начальниками отделений. Всё это позволяло им более четко распределять свое время, быть полностью в курсе положения дел в группах и избегать лишних перегрузок, учитывая, что командиры чаще других работников дежурили по училищу.

Начальник организационно-строевого отдела имел достаточно полное представление о содержании намеченной командирами работы благодаря копиям ротных месячных планов, и без излишней опеки мог своевременно подключиться и оказать необходимую помощь, если это требовалось.

Большое внимание в отделе уделялось подбору старшинского состава и работе с ним. Через старшин во многом обеспечивалась четкость и качество выполнение распорядка дня, оперативный контроль за посещаемостью учебных занятий и получаемыми оценками. На инструктивных собраниях старшины всегда в первоочередном порядке получали информацию и разъяснения об изданных приказах, распоряжениях, решениях педсовета, в части касающейся курсантов. Всегда обращалось внимание на состояние товарищеских взаимоотношений в группах и устранение отдельных конфликтных ситуаций.

В целом, слаженная работа всего состава ОРСО создавала атмосферу четкости, требовательности и внимания, которые были необходимы курсантам для выполнения своих обязанностей в условиях специального учебного заведения. На этой основе был практически исключен пропуск курсантами занятий по неуважительной причине. Если такое случалось, то рассматривалось как ЧП. Своевременные и продуманные меры обеспечивали также недопущение распространения такого дурного явления как притеснение младших курсантов старшекурсниками. Много времени уделялось поддержанию на должном уровне дежурно-вахтенной службы курсантов, состоянию содержания их заведований и помещений по приборкам.

Конечно, не всё у нас шло гладко и получалось так, как хотелось.

Были и различные нарушения и неудачи в учебе и воспитании, что не позволяло расслабляться никому. Иногда приходилось идти на крайние меры - исключение из училища. При всей возможной помощи пароходства, трудным, а подчас и неудовлетворительным было дело проведения групповых плавательских практик, особенно в части выполнения методических рекомендаций и программ. Но было уже главное – сложившийся административный и преподавательский коллектив, объединенный большим желанием работать над осуществлением задачи по подготовки будущих командных кадров для флота.

В 1968 году состоялся торжественный выпуск тех, кто пять лет назад стали первыми курсантами. В этом же году стали выпускниками и курсанты второго набора, учебный план у которых был рассчитан на четырехлетний период.

Таким образом, было положено начало ежегодному пополнению флота дипломированными специалистами.

С тех пор прошло 40 лет. Выросли, возмужали наши первые выпускники. Сейчас они трудятся в пароходстве или в других фирмах, организациях, учреждениях. У них растут дети, и даже внуки. А вместе с ними живет память о том времени, когда начиналось училище. Они были свидетелями и соучастниками становления училища.

Училище почти за полвека пережило непростые времена своего становления, период перестроечных процессов в стране, реорганизаций, сохранив и развив в конечном итоге свою учебно-материальную базу.

Река времени уноси всё дальше воспоминания о том, что было. А впереди горизонты новой жизни. Сердечно желаю всему коллективу всегда идти верным курсом в осуществлении очень непростых, но благородных задач воспитания и подготовки флотских кадров, сплоченности, творческого роста и успехов!

Глава вторая.

Из истории плавпрактики

и учебно-транспортного судна «Павел Яблочков».

Одним из примечательных периодов в истории училища было время, когда была осуществлена заветная мечта – проводить плавательскую практику курсантов на учебных судах. Проблемы плавпрактике всегда были, да остаются и сейчас очень непростыми из-за многих сложностей распределения курсантов на судах и организации там методической работы с ними в соответствии с требованиями программы. Поэтому весть о том, что после настойчивых предложений, на правительственном уровне принято решение: учебным судам быть! – была воспринята с большой радостью.

Реализация решения о строительстве серии учебных судов для речников была осуществлена в довольно сжатые сроки. Это было обусловлено тем, что во второй половине 70-ых годов прошлого века флот страны еще продолжал пополняться новыми судами, в том числе и смешанного (река-море) плавания. И за основу учебного транспортного судна был взят проект теплохода типа «Балтийский» финской постройки. Строительство этих судов было осуществлено также в Финляндии в г. Турку. Теплоходы получались на славу! Авторы проекта, можно сказать, вложили в него свою душу, решив оригинально двуединую задачу сочетание проведения групповых плавпрактик с одновременной перевозкой грузов.

Для 25 человек экипажа, 52 практикантов и 6 преподавателей были созданы самые комфортные бытовые условия. На борту имелась аудитория, учебная ходовая рубка, оборудованная всем необходимым для несения вахт и практических занятий, курсантская столовая, которая при необходимости могла использоваться как учебный класс и место просмотра фильмов и телепередач. Судовая библиотека и оборудованные специальные места для занятий спортом позволяли делать более содержательным и время отдыха практикантов. При дедвейте1900 тонн теплоход мог принимать в два трюма 1510 тонн полезного груза. По запасам топлива автономность плавания составляла 20 суток. По запасам воды на 85 человек, из расчета 150 литров на одного, до 15 суток. Два двигателя мощностью по 870 л.с., при осадке 3,7 метра, позволяли держать скорость в 11,6 узла.

Три таких теплохода - «Иван Кулибин», «Павел Яблочков» и «Александр Попов» были приняты Беломорско-Онежским пароходством. Прием судов из постройки в Финляндии, конечно, был торжественным актом.

Но этому предшествовала большая организационная работа. Прежде всего, учитывая специфику судов и стоящие перед нами задачи пароходству необходимо было подобрать соответствующий экипаж высококвалифицированных специалистов, понимающих особенности работы, связанные с дополнительными требованиями и обязанностями по

обучению практикантов.

Вторая и немалая по объему задача состояла в необходимости разработки совместно с училищем всей организации и проведения плавательской практики курсантов на этих судах с четким определением внутрисудового распорядка для курсантов, расписаний по заведованиям, тревогам, несением вахт и т.п. Эту часть работы исключительно ответственно проделали опытнейшие капитаны-наставники службы безопасности судовождения. Большой личный вклад в это дело внес назначенный капитаном теплохода «Иван Кулибин» С.А. Литвинов, который постоянно проявлял горячее участие в работе по внесению поправок в разработанные положения, по устранению возникающих нестыковок в организационных делах. Поправки в это дело вносили и назначенные капитаны других УТС по мере накопления опыта. Использовался также и многолетний опыт проведения плавпрактики на учебных судах мореходных училищ. Все это, в конечном итоге привело к тому, что на протяжении 15 лет училище располагало надежной возможностью по совершенствованию обучения и практической подготовки своих питомцев к будущей работе на флоте. Курсанты младших курсов за время групповых практик после освоения программы и сдачи экзаменов на борту судна получали свидетельства матросов-мотористов 1 го или 2 –го классов ( в зависимости от полученных оценок). Участие практикантов в определенных судовых работах, обслуживание механизмов под началом обучающих из числа членов экипажа и руководителей практики позволяло им успешнее адаптироваться в судовых условиях. Это я к тому, что попробовав многое своими руками, когда наступит время самостоятельной работы, молодой человек без дрожи в коленках и мандража будет, к примеру, правильно готовить брашпиль к отдаче якоря, обслуживать шлюпочные устройства и т.п.

Старшекурсники имели возможность практического закрепления полученных знаний в реальной обстановке, набирая при этом плавценз, необходимый для дипломирования.

Так получилось, что пять последних лет перед передачей УТС «Павел Яблочков» из пароходства другому судовладельцу я поочередно замещал помощников капитана по учебной и воспитательной работе. Поэтому хочу хоть немного рассказать о том времени и экипаже, чей вклад в обеспечение успешного решения задач плавпрактики трудно переоценить. Прежде всего, скажу сразу, что практикантам и экипажу «Павла Яблочкова» повезло работать под руководством капитанов Федора Владимировича Буланова и Сергея Феодосьевича Дубковского.

Известно, сколь сложны и многообразны обязанности капитана. У капитана учебного судна они усложнены и огромным бременем ответственности за жизнь и безопасность молодых людей, которые впервые прибыли на плавательскую практику оморячеваться, так сказать, по полной схеме. И не все из прибывших бывали агнецами. Некоторые вначале прояв-

ляли растерянность, другие неряшливость, лень и халатность. Это требовало также неослабного внимания во избежание случаев неисполнения требований внутрисудовой жизни, нарушений правил техники безопасности чреватых неприятными последствиями. Надо отдать должное Ф.В. Буланову и С.Ф. Дубковскому, что будучи высококвалифицированными моряками они умело направляли и контролировали работу своих помощников по обеспечению необходимого организационного и практического уровня в работе с практикантами. При этом, оба умели мастерски проводить занятия и встречи с курсантами, постоянно возглавляя экзаменационные комиссии по итогам практики. При различных возникающих ситуациях всегда принимали мудрые и, вместе с тем, простые решения.

Члены экипаж помимо выполнения своих обязанностей по штатному расписанию были охвачены и работой по наставничеству над практикантами. За каждым из них закреплялось несколько человек для оказания им необходимой помощи в изучении судна, освоения программы практики. Помимо этого куратору нужно было быть в курсе их успехов и неудач, уметь поддержать или наоборот- предостеречь. Сейчас может показаться, что ох как хорошо было. Не у всех получалось, как хотелось бы. Но лучшие члены экипажа по итогам завершения очередной плавпрактики обязательно поощрялись.

Высокая планка требовательности к экипажу, условиям и дополнительным обязанностям на учебном судне не всем была по нутру. Поэтому, так или иначе, они уходили. Но вся организационная работа на судне в целом создавала здоровую товарищескую атмосферу взаимоотношений, которую быстро воспринимало большинство пришедших на подмену основным членам экипажа. Поэтому, уверен, что для курсантов, кто прошел практику, особенно в первом групповом плавании, всегда будут помнить и время и тех, кто от души помогал им лучше постигать свою специальность.

В их числе старшие помощники капитана: Василий Советкин, обладавший высокими деловыми и человеческими качествами, заботливостью и тактом, но к большому сожалению, преждевременно ушедший из жизни; Андрей Плехов, который вырос на теплоходе до старшего помощника, проявляя в своей работе высокую четкость и требовательность к состоянию организации службы на судне, основательность в планировании и выполнении своих многообразных обязанностей; спокойный и внимательный подменный старпом Александр Рябов.

С чувством понимания и большой ответственности проводили занятия старшие механики Александр Ильич Архипов, Андрей Леонидович Жагоров, подменявшие их М.И. Лобов и Э.Н. Трофимов. Нельзя не отметить работу второго механика Михаила Маурина, электромехаников Михаила Быкова и Юрия Прохорова, безвременно ушедшего, но оставившего добрую память о себе и во время работы в училище.

Большим уважением у курсантов пользовались матросы-мотористы Александр Кинаш, Евгений Незванов, Геннадий Горбач, ставший затем боцманом.

Большую помощь при несении ходовых вахт в качестве рулевых и дублеров получали курсанты от второго и третьего помощников капитана Ивана Силина и Андрея Алексенко.

Среди тех кто добросовестно выполняя свои обязанности проявлял постоянную заботу по обеспечению практикантов всем необходимым для нормального питания и охране их здоровья – помощник капитана по хоз.части Алексей Пономарев, врач Зайцева Ольга Сергеевна, судовые повара Седова Алла, Моисеева Антонина, Береза Татьяна. О камбузной группе следует сказать отдельно. Им было весьма нелегко крутиться как пчелкам по приготовлению пищи и для экипажа и практикантов, обеспечивая ее своевременную выдачу при любой обстановке и погоде. А курсанты выделяемые в наряд на камбуз всегда получали от них доброжелательные наставления, но и строгий спрос за качество выполнения своих обязанностей. Всем запомнился и пришедший на подмену Юрий Холмогоров – повар высочайшей квалификации, общительный и приятный во всех отношениях, он заслуженно пользовался большим уважением.

В период, когда у училища возникли затруднения в финансовом обеспечении питания курсантов, он старался, исходя из имеющихся возможностей, готовить полноценный дневной рацион.

Непосредственно несущими основную нагрузку по организации учебы и полноценной жизни курсантов в условиях плавпрактики были помощники капитана по воспитательной и учебной работе С.М. Меньков и А.М. Овчинников. В силу своих обязанностей они были наиболее близки в общении с курсантами и старались четко и содержательно координировать свою работу с членами экипажа, преподавателями и практикантами. Сергея Михайловича Менькова всегда доставало умения своевременно вникать в положение дел и складывающиеся ситуации, по дружески и прямо, иногда с юмором самым положительным образом влиять на разного рода недочеты и неблагополучия, особенно в курсантской среде. Много внимания уделялось организации культурно-массовой и спортивной работы с использованием имеющихся возможностей в заграничных портах.

Помощник капитана по учебной работе, имеющий немалый опыт работы на судах Александр Михайлович овчинников в полной мере проявлял сябя, как организатор учебы и жизни курсантов на судне. Будучи несколько неординарным, по своему стилю работы, он по-настоящему любил порученное ему дело и увлекался им. Зная всех и каждого, Александр Михайлович как говорится, чутко держал руку на пульсе жизни практикантов. Графики суточных нарядов, расписание занятий и курсантов по вахтам, согласование работы с преподавательским составом, контроль за соблюдением курсантами суточного распорядка, состоянием помещений, личное проведение практических занятий – все это и многое другое состав-

ляло повседневную занятость пом0щника капитана по учебной части. Лично же проводимые им практические занятия всегда отличались яркостью показа и находчивостью в приемах, что способствовало более лучшему усвоению поставленной задачи.

На протяжении прошлых лет на борту УТС «Павел Яблочков» проходили практику курсанты судоводительского, судомеханического и электромеханического отделений петрозаводского, Ленинградского училищ, будущие судовые радисты из горького, студенты. Но основным контингентом практикантов были петрозаводские курсанты. Естественно с ними для продолжения их учебы и руководства выходили в плавание многие преподаватели и работники училища. Наверное, нет необходимости доказывать, что это было несомненно обоюдной пользой в части пополнения знаний и опыта. Все это позволяло преподавательскому составу на основе непосредственного восприятия реальных условий работы на флоте вносить необходимые коррективы в программу спец.предметов и в остальные темы при проведении занятий в стенах училища.

В числе тех с кем мне приходилось вместе работать с курсантами на борту «Павла Яблочкова» были многие преподаватели и руководители училища – В.С. Хохлачев, Л.Я. Дорохов, А.В. Евдокимов, А.И. Евдокимов, Н.Я. Караваев, А.М. Серегин, В.М. Дорохов, А.В. Беденов, Н.Н. Поздняков, В.Б. Машков, В.А. Чебаков и другие.

Исключительно полезным было направление на плавпрактику вместе с курсантами преподавателей английского языка Г.Е. Гехт, Л.С. Михайлова, В.П. Прудникова успешно, так сказать, оморячиваясь, использовали время для занятий с курсантами с максимальной эффективностью.

Особенно хочу отметить повседневную и многоплановую работу на борту теплохода Ю.Л. Смелова. Опытнейший судоводитель, он был для своих коллег, особенно тех, кто впервые выходил в плавание внимательным советником, всячески способствовал их успешной адаптации в новых условиях работы.

Безусловно, всем, кого я назвал и тем, кого еще не упомянул, есть что рассказать о периоде своей работы в плавании с курсантами. Мне же остается, заканчивая воспоминания, выразить, я надеюсь, общее сожаление, что этот период был завершен потерей имеющихся возможностей и надежд… Наступившие перестроечные процессы привели во второй половине 90-х годов двадцатого века к усугублению экономической политики страны. Пароходства, в том числе и Беломорско-Онежское, обремененные многочисленными проблемами искали возможные способы, как выжить, как содержать флот, платить заработную плату. В этой ситуации и УТС «Павел Яблочков», как и другие учебные суда оказались обременительными. Училище тем более было не в состоянии взять на себя все расходы по содержанию судна.

Вот и пришла в чьи-то головы мысль об использовании учебно-транспортных судов на коммерческом поле, ну а практика- постольку-поскольку. В результате этого новый судовладелец произвел переоборудование судна. Были заварены иллюминаторы курсантских кают на нижней палубе, перемещена грузовая марка, проведены другие работы. В результате чего «Павел Яблочков» стал грузовым теплоходом с несколько увеличенной грузоподъемностью. А вопросы практики для бизнесменов уже смысла не имеют. Вот такие дела… Не знаю, что у меня получилось из этих записок. То ли ода, то ли реквием кораблю. Наверное, и то, и другое.

Но хотелось бы надеяться, что будущее потребует не только возрождения и развития водного транспорта страны, но и создания учебного флота для успешного решения задач, которые стоят перед Россией как великой морской державой.

Май 2008 г.

Наши рекомендации