Основные положения резонансной теории вибрато
Приведенные выше экспериментально-теоретические данные
позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Вибрато певческого голоса является одним из его важнейших
эстетических свойств и представляет собой амплитудно-частотную
модуляцию спектра звука, происходящую с периодичностью 6-
7 колебаний в секунду.
2. Вибрато мастеров вокального искусства характеризуется
умеренным размахом амплитудно-частотных модуляций, имею
щих синусоидальную или близкую к ней форму, а также - хоро
шей периодичностью модуляций, что воспринимается на слух как
приятное устойчивое и интонационно чистое звучание голоса.
3. Вибрато неквалифицированных певцов нередко характеризу
ется существенными нарушениями по сравнению с вибрато ква
лифицированных певцов, в частности нарушением формы и рит-
1 Исследования слабослышащих детей, не владеющих речью, показали у них отсутствие
избирательной чувствительности к частоте амплитудной модуляции речи (Черниговская,
Розенблюм, 1976).
104 _____________________ В. П. Морозов_____________________
мичности модуляции, что воспринимается на слух как неуверен-
ность и интонационная неточность голосообразования.
4. В связи со сказанным характер вибрато голоса служит одним из
важнейших показателей степени совершенства вокальной техники и
применяется нами в комплексе с другими показателями для диагно
стики вокальной одаренности певцов (см. также § 7.5., 7.6.).
5. Происхождение вибрато певческого голоса имеет резо
нансную основу, обусловленную рядом факторов: физиоло
гического (механического), психоакустического и эстетического
характера.
6. Физиологическая обусловленность резонансной
природы вибрато состоит в том, что дыхательно-артикуляционный
аппарат человека как механическая колеблющаяся система имеет
резонанс на частотах 5-7 колебаний в секунду, что соответствует
частоте модуляции вибрато. Выше и ниже этой области частот
произвольное воспроизведение человеком заданного ритма значи
тельно затруднено и осуществляется со стремительно возрастаю
щими ошибками по мере отдаления от области резонанса. Таким
образом, резонанс двигательной активности голосо
вого аппарата человека (как механической колебательной сис
темы), соответствующий периодичности вибрато, является основ
ной причиной легкости и непринужденности формирования виб
рато певческого голоса.
7. Трудности формирования вибрато у некоторых обучающихся
певцов могут быть обусловлены неразвитостью у них резонансно
го механизма вибрато, отсутствием четко выраженного резонан
са колебательной активности голосообразующего аппарата на частоте
вибрато, вследствие анатомо-физиологических особенностей строе
ния и нервно-моторной регуляции голосового аппарата, затрудняю
щих его колебательную активность с периодичностью вибрато.
8. Психоакустическая обусловленность резонансной
природы вибрато состоит в экспериментально обнаруженном мак
симуме слуховой чувствительности к восприятию амплитудно-
частотных модуляций (АЧМ) в зоне 4-8 Гц, что также соответст
вует частоте модуляций вибрато. Выше и ниже этой области абсо
лютные и дифференциальные пороги к восприятию АЧМ звука
значительно ухудшаются. Таким образом, слуховая система чело
века имеет максимум чувствительности к восприятию АЧ модуля
ций вибрато, то есть своеобразный психо-акустический ре
з о н а н с к в о с п р и я т и ю в и б р а т о .
Искусство резонансного пения 105
9. Это обстоятельство способствует как формированию
певцом модуляций вибрато в данной области (6-7 Гц), так и
восприятию вибрато слушателем. Избирательно повышенная
чувствительность слуха, т.е. опять как бы резонанс слуха к
восприятию вибрато, помогает лучше выделить голос певца
(с хорошим вибрато), например, на фоне оркестра. Таким образом,
мы здесь сталкиваемся с явлением, аналогичным роли повышенной
чувствительности слуха к восприятию высокой певческой форманты
(ВПФ); в том и другом случае хороший профессиональный певец
формирует такие акустические свойства голоса, которые придают ему
как наилучшую слышимость и помехоустойчивость, так и наилучшее
эстетическое качество. При этом любопытно, что зоны повышенной
физической чувствительности являются в то же время и зонами
повышенной эстетической предпочтительности.
10. Эстетическая обусловленность резонансной природы
вибрато состоит в том, что для слуха человека наиболее эстетиче
ски предпочтительными являются звуки с периодичностью ампли
тудной частотной модуляции опять же порядка 5-8 Гц, что также
соответствует периодичности модуляций вибрато. Выше и ниже
этой зоны (5-8 Гц) модуляции звука воспринимаются человеком
как эстетически менее предпочтительные и даже неприятные. Та
ким образом, для слуха человека имеется зона «эстетического
резонанса», соответствующая периодичности вибрато певческо
го голоса и звука музыкальных инструментов.
11. Вышеприведенные положения резонансной природы вибра
то певческого голоса по своей основной сути справедливы и по
отношению к объяснению резонансной природы вибрато
звука музыкальных инструментов. И прежде всего в тех
случаях, когда у музыканта имеется возможность воспроизводить
тем или иным способом амплитудно-частотную модуляцию вибра
то, например при игре на духовых (амбушюрных) или струнных
(смычковых) инструментах.
Великие скрипичные мастера прошлого (Страдивари, Гварнери)
конструировали скрипки и виолончели, воспроизводящие тембр пев-
ческого голоса (см. §2.1.). Музыканты же традиционно подражают
певческому голосу, воспроизводя характер его вибрато.
Эстетическая ценность вибрато обусловлена еще одним удиви-
тельным его свойством. Как было замечено еще Е. Скучиком (1959),
вибрато скрадывает неточности интонации. Причина, на мой взгляд,
состоит в том, что вибрато адресуется не какой-либо узкой точке слу-
ховой мембраны кортиева органа, а захватывает достаточно широкую
ее зону (до % тона и более). При прямом же безвибратном звуке ма-
4-4056
106 В.П.Морозов
лейшие отклонения высоты даже менее % тона воспринимаются уже
как интонационная неустойчивость и неточность. И наконец, еще од-
но эстетическое достоинство вибрато: И. Сундберг считает, что виб-
рато способствует улучшению дикции на высоких нотах, так как час-
тотная модуляция вибрато лучше выявляет формантную структуру
звука гласных (Sundberg, 1987).
Что касается наших экспериментально-теоретических исследо-
ваний, то они впервые позволили выявить и сопоставить три
психофизиологических фактора, обусловливающих резо-
нансную природу вибрато: 1) механический резонанс голо-
сового аппарата как системы органов и тканей, колеблющейся с
частотой вибрато; 2) психо-акустический резонанс как по-
вышенную чувствительность к восприятию вибрато и 3) эстети-
ческий резонанс как избирательную предпочтительность к
частоте модуляций вибрато. Именно этими тремя факторами и
объясняется удивительно стойкая потребность и способность пев-
цов к формированию вибрато.
Таковы основные положения резонансной теории вибрато. О ее
практических аспектах см. § 3.4.9., а также гл. 6 и 7.
Об эстетическом эталоне
Певческого голоса
Эстетические свойства нашего голоса, в значительной степени
зависящие и от наших природных данных, и от приобретенной во-
кальной техники, определяются во многом и нашим эстетиче-
ским эталоном, т.е. художественным вкусом, который сегодня,
увы, сильно страдает, подвергаясь агрессивному воздействию поп-
и рок-музыки, эстетически безобразных и эмоционально негатив-
ных надсадно кричащих голосов поп- и рок-солистов. Этому осо-
бенно подвержены дети: в исследованиях их эмоционального
слуха установлено, что гнев и даже страх они в 50% и более при-
нимают за норму (Морозов, 1998). А среди наших детей есть, воз-
можно, и будущие певцы академического жанра, и не подчинится
ли эстетическая функция их резонаторов насильственно навязан-
ному им искаженному эстетическому, точнее, антиэстетическому,
эталону певческого звука? Ответ на этот вопрос дает Лаури-
Вольпи: «Не может быть belcanto у голосов и душ поколения, в ко-
тором мужчины и женщины курят, пьют виски, употребляют нар-
котики и млеют от удовольствия, слушая джазовые песенки и тан-
цуя дикие танцы» (Лаури-Вольпи, 1972).
Где же выход? Конечно же, он - и это многие знают и говорят об
этом - в повышении общего культурно-эстетического уровня, этики и
_________________ Искусство резонансного пения ____________ 107
чистоты межличностных отношений, реабилитации, увы, значительно
утраченных чести, совести, чувства долга, чувства достоинства людей. И
тогда, естественно, придет и новое искусство. Ибо искусство - отраже-
ние жизни (Соколов, 1996). И невозможно переделать искусство, не пе-
рестроив жизнь и психологию живущих и творящих искусство людей.
В то же время искусство - само сильнейшее средство воспита-
ния и перевоспитания человека. Будучи отражением жизни, оно
способно вторично воздействовать на людей и подчас даже
более сильно, чем сама жизнь. Именно поэтому искусство, отра-
жающее и пропагандирующее негативные стороны жизни - зло,
жестокость, насилие, разврат и т.п. - усугубляет эти свойства в
людях, а отражение позитивных сторон жизни и пропаганда в ис-
кусстве эстетических идеалов способствуют перевоспитанию и
нравственно-этическому совершенствованию народа. Особая вос-
питательная роль принадлежит средствам массовой информации,
прежде всего ТВ и радио, представляющих те или иные виды ис-
кусства многомиллионным массам населения.
В одном из номеров журнала «За рубежом» (1-6 ноября 1996 г.)
опубликована статья «Ох уж, эти невежливые американцы». Речь в
ней шла о грубости, доходящей до цинизма и хамства - вплоть до
нецензурной брани и прочих непристойностей в средствах массо-
вой информации США (по материалам «Ю.С. Ньюс энд уорлд ри-
порт», Вашингтон). Любопытно, что в результате социологического
опроса основную ответственность за это большинство амери-
канцев возлагает на рок-музыку (67%), в меньшей степени на ра-
диоинтервью (52%) и школы (34%). Теодор Рузвельт - 26-й прези-
дент США - оставил соотечественникам такой завет: «Воспитать
человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества». Похоже, что Америка забыла это
предостережение. Положение с грубостью у нас в России сегодня,
к сожалению, не лучше, если не сказать хуже, а «крутой» рок не
уступает американскому. В связи с этим роль агрессивно-гневных
интонаций в современной повсюду звучащей поп- и рок-музыке
(не говоря уже о жестокостях в фильмах, заполнивших телеэфир)
представляется отнюдь не малозначительной. Об этом же свиде-
тельствуют специально проведенные исследования (Новицкая,
1984; Гребенникова и др., 1995; Костриков. 1997; Морозов, 1997,
1998; Чередниченко, 1994а, 1994б; см. также § 6.4.4.).
В связи с проблемой эстетического идеала певческого
голоса огромная роль принадлежит обращению к творчеству
108 _______________________ В.П. Морозов____________________
мастеров классического вокального искусства, в частности, вели-
чайшего из певцов - Федора Ивановича Шаляпина.