Развитие игровой деятельности. Образовательные задачи:
Образовательные задачи:
. обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства явлениями социальной действительностью и отношениями людей; разнообразить тематику современных игр
• учить детей предварительно планировать этапы будущей игры, подбирать димые атрибуты, действовать с воображаемыми предметами, обозначая их использовать предметы-заместители;
• продолжать формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, поддерживать в игре ролевые взаимодействия и взаиия шения; побуждать детей к речевому общению в ходе игры (просьбы, объяа действий, определения отношения к игре, персонажам);
• продолжать формировать у детей умение выполнять в логической последовательности несколько действий, входить в игровую ситуацию, выбирать роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом;
Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Сюжетно-ролевая самодеятельная игра
Самодеятельная игра приобретает творческий характер. Игровые сюжеты вятся все более разнообразными, расширяется игровой опыт. Возникновение развитие игровой деятельности связано с расширением кругозора ребенка, происходит в образовательной деятельности благодаря чтению художественной литературы, рассматриванию иллюстраций и репродукций картин, экскурсиям в зоопарк, музеи, посещениям детских театров, цирка, просмотра видеофильмов, наблюдениям за окружающей действительностью и т.д. Дети начинают творчески использовать в своих играх различные представления об окружающей жизни, впечатления о литературных произведениях, мультфильмах.
Воспитатель внимательно относится к вопросам детей, которые возникают в процессе игры, по ходу игры, а также за пределами игры; создает вместе с детьми предм игровую среду и побуждает их самостоятельно обустраивать свою игру, подбирать, создавать недостающие атрибуты.
Особое значение педагог придает формированию у детей навыков совместной игры на уровне длительных отношений. Учит детей развивать игровой сюжет, объединять знакомые сюжетные игры, развивая несколько сюжетных линий, одна из которых может быть как главная, а другие второстепенные. Поддерживая самодеятельные сюжетные игры, воспитатель способствует объединению в играх мальчиков и девочек, предлагая соответствующие роли, продолжает формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Педагог поддерживает самостоятельно возникшие в игровой деятельности д сюжеты традиционной и современной тематики: «Кафе», «Служба спасения», «Санаторий», «Центр здоровья», «Музей», «Дача», «У мэра города», «Детский мир», « Выставочный зал», «Рыбалка», «Золотоискатели» и др.
Игры-экспериментирования
Игры-экспериментирования имеют особое значение для развития детей старшего дошкольного возраста. Они не только предоставляют ребенку высокую степень самостоятельности, возможностей для самореализации, но и сопровождаются эмоциональной насыщенностью, удовольствием от познания.
Игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию этих игр используются калейдоскопы, устройства для выдувания мыльных пузырей-бессюжетные и сюжетные конструкторы и трансформеры («Лего», «Акваплей» волчки, воздушные змеи, игрушки, которые поддаются сборке-разборке.
Игры с природным материалом разнообразны, интересны для детей всех возрастов, но и требуют особого внимания со стороны взрослых, задача которых состоит в том, создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность с огнем, с экологически опасными материалами). Немаловажным фактором раз-игры-экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является наличие ей и соучастников. Тогда она перерастает в игру режиссерского или даже сюжетно-ролевого типа (игры «в ученых», «геологов» и др.). Установлено, что игры-экс-нтирования, связанные с исследованием и испытанием объекта, актуализируют широкий круг знаний и интересов природно-экологической направленности.
Игры городского ребенка-дошкольника с животными сегодня довольно редки. Общение с домашними животными (кошкой, собакой, попугаем и др.) благотворно влияет на человека, обеспечивая ему психологический комфорт, снимает стрессовое состояние, угнетенность и депрессию после болезни или каких-то огорчений. Чаще всего эти игры происдят в домашних условиях, поэтому воспитатель подсказывает родителям, как их организовать, какие действия производить (имитация звука голоса животного). Мяукание, кивание ребенка привлекает животных, и они идут искать источник звука, обнаружив который предаются своеобразному веселью вместе с ребенком. Кошки любят играть ить пушинку, бегать за привязанным к веревочке звучащим, пищащим, шуршащим етом и т.д.). В играх с животными присутствие взрослого обязательно: он сможет вредить нежелательный поворот событий, окажет ребенку необходимую поддержку эмоционально поддержит, разделив вместе с ним радость общения с животными. Социальные игры-экспериментирования со взрослыми и с другими детьми Это семейные игры, игры-общения, предполагающие эмоциональный, доверительный, подчас шутливый контакт взрослого с ребенком, нацеленные на воспитание различных типов и способов •бщения, на получение определенного «эмоционального результата». В старшем дошкольном возрасте дети охотно играют в такие игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, выступая в роли инициаторов, ведущих игру («Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ку-ку - а вот она!» и т.п.).
Театрализованные игры
Педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их обогащающем воздействии на развитие речи, ее выразительность, образность, культуру. Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребенок-дошкольник активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля. Сценическое воздействие способствует развитию диалогической направленности речи, создает реальные ситуации для овладения культурой делового общения.
В старшей группе детского сада воспитатель развивает интерес детей к театролизованной игре, создает условия для ее проведения, формирует умение следить за| развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных творчестве детей и взрослых (педагогов и родителей). Воспитатель развивает у детей умение не только имитировать характерные действия персонажей (птички л козленок скачет), но и передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).
Педагог знакомит детей с театрализованными куклами и приемами их вождения (настольные куклы, бибабо и др.). Учит сопровождать движения простой песенкой. При организации драматизации с участием самих детей (а не кукол) воспитатель поддерживает желание детей использовать элементы костюмов (шапочки, ворот; и т.д.) и различные, соответствующие роли атрибуты - предметы, которые помогают детям войти в роль, почувствовать себя в том или ином образе. По ходу игр-драматизаций воспитатель поддерживает у детей стремление импровизировать несложные песенки, сюжеты сказок, вызывает желание выступать перед куклами и сверстни формирует умение обустраивать место для выступления. Для ребенка более значима не постановка спектакля, а личное участие в театрализованном действии, раз ваемая в нем роль, игровое взаимодействие.
Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников. Их содержание вызывает у детей интерес к происходящим событиям и взаимоотношениям героев, вводят в богатый мир образов, человеческих чувств и поступков. Ребенок учится заранее продумывать свои действия, поведение ге ролевые высказывания, подбирать выразительные средства - мимику, интонацию, позу. В этих играх проявляются знания ребенка о социальной действительности, которые становятся предметом его переживаний, что придает им осмысленный и обобщающий характер, поднимая сознание ребенка на более высокий уровень.
Ведущая роль в развитии театрализованных игр дошкольников отводится взрослым. Она определяется педагогически грамотным отбором сценических произведений для постановки или просмотра их с детьми. Эти произведения по своему содержанию, образам, средствам художественной выразительности должны близки и понятны детям. При просмотре спектакля взрослый является для ребе дошкольника «образцом» заинтересованного зрителя и носителем театральной культуры. Если взрослые интересуются репертуаром театров, обсуждают просмотренные спектакли, игру актеров, содержание пьесы, то, подражая им, дети охотно присоединяются к просмотру театральных постановок. Дети хорошо чувствуют воодушевлением воспринимают приподнятую атмосферу театра, проявляют инт к событиям, происходящим на сцене, сопереживают героям спектакля. При непосредственном участии взрослых происходит обогащение художественных впечатлений. В детском саду дети приобретают не только ценный опыт просмотра спектаклей ичных выездных или самодеятельных театральных коллективов, но и личный г драматизации (инсценировки) знакомых сказок, рассказов, стихотворений, а опыт постановки небольших музыкальных, драматических или кукольных спек-таклей. В процессе игр-драматизаций, постановки инсценировок, организуемых воспигателем, осуществляется накопление собственного опыта ребенка в реализации рагрализованных игр, формирование у детей способности к импровизации или дра-рвгизации сказок, стихотворений, вокальных или хореографических произведений, .следствии при наличии соответствующих условий дети сами охотно организуют игры в «кино», «спектакль» и «театр». В старшем дошкольном возрасте возможны и доступны для развития организованной или самостоятельной игровой деятельности следующие виды театрализованных игр: игры-драматизации, кукольный театр, театр петрушек, настольный театр, «еатр масок, теней, верховых кукол на гапитах, театр марионеток, тростевой театр, пальчиковый, эстрадный, хореографический.
Режиссерские игры
Режиссерская игра - один из важнейший видов игровой деятельности дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он интересуется. Эта игра чаще всего индивидуальна; ребенок предпочитает, чтобы взрослый не наблюдал и не вмешивался в его игру. Но довольно часто ребенок охотно рассказывает о своем замысле и нюансах его развития в игре.
По ходу такой игры ребенок не берет на себя никакой роли, а наделяет значением кукол,фигурки зверей, предметы-заместители и разыгрываете их сюжет, регулируя отношения действующих лиц как режиссер. Источником режиссерской игры являются разнообразные детские впечатления, наблюдения, а также сюжеты сказок, фильмов или мультфильмов.
Предметный мир режиссерской игры многообразен: это и игрушки, и п заместители (заменяющие недостающие, но необходимые для реализации игрушки). В режиссерской игре ребенок овладевает способностью «переноса функции с одного предмета на другой. Педагог создает условия для развития режиссерской игры: отводит место, доставляет необходимые игрушки и поделочные материалы, оборудования игрового пространства; помогает в подборе игрового материала персонажей (реальных или воображаемых), поощряет самостоятельное придумывание их действий и взаимоотношений..
При организации режиссерской игры необходимо учесть следующие основные условия: наличие у ребенка индивидуального пространства для игры, где он может чувствовать себя всемогущим, большим и сильным; наличие у ребенка мелкого игрового и бросового материала, разнообразных аксессуаров (наборы мелкой мебели, фи людей, животных, деревьев, машин, наборы настольных театров, фланелег плоскостными фигурками и т.д.), а также подходящие для такой игры игровые пространства: макеты, подиумы, ширмы; и следующим непременным условием выступает адекватная позиция взрослого, осуществляющего умелое руководство этой игрой.
Сюжеты режиссерских игр детей старшего дошкольного возраста постепенно усложняются, становятся более разнообразными: увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за которыми четко закрепляются определенные роли. В сюжете вплетаются знания, сведения, полученные ребенком на занятиях, его личные переживания, опыт совместных игр.
В режиссерской игре воспитатель развивает у детей актерские, режиссерские, зрительские умения.