Б3.Б.9 Методы исследования в социальной работе
(февраль – июнь, 2 курс (экзамен) направления подготовки «Социальная работа», Количество зачетных единиц - 4)
МАТЕРИАЛЫ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ И НА САЙТЕ УНИВЕРИСТЕТА: www.tsput.ru
Лекции читает
Соломатова Вера Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент | 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 2А, каб.4 |
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 351722 (доб. 2114) | консультации: среда с 12-00 по 14-00 или по договоренности |
Семинары ведет
Соломатова Вера Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент | 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 2А, каб.4 |
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 351722 (доб. 2114) | консультации: среда с 12-00 по 14-00 или по договоренности |
Описание дисциплины
Целями освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование у студентов теоретических знаний в области исследований в социальной сфере, умений проведения конкретного практикоориентированного исследования.
Дисциплина «Методы исследования в социальной работе» относится к дисциплинам базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин направления. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Социология», дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «ИКТ в социальной сфере» и дисциплин базовой части профессионального цикла «Теория социальной работы», «Технология социальной работы».
К началу изучения дисциплины студенты должны владеть историческими методами анализа социальных явлений и процессов, общефилософскими методами анализа, математическими методами исследования в социальной работе, знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.
Освоение данной дисциплины необходимо для качественного выполнения выпускной квалификационной работы, прежде всего в части проведения исследования, выработки умений по использованию существующих методов исследования, оформлению полученных результатов исследования.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе»
n владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
n быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
n владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
n быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);
n быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
n быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
n быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основные характеристики процессов сбора, поиска, обработки информации (ОК-12);
· основные методы, способы и средства получения и переработки информации (ОК-12);
· методы, способы и средства исследования особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
· методы, способы и средства анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
· методы, способы и средства выявления, формулирования и разрешения проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);
· методы, способы и средства определения научной и практической ценности решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);
· методы, способы и средства составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
· методы, способы и средства представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).
Уметь:
· использовать методы, способы и средства исследования особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
· использовать методы, способы и средства анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
· применять методы, способы и средства составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
· применять методы, способы и средства представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).
Владеть:
· основными методами, способами и средствами получения и переработки информации (ОК-12);
· методами, способами и средствами исследования особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);
· методами, способами и средствами анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);
· методами, способами и средствами составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
· методами, способами и средствами представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).
Шкала оценок по дисциплине
Названия тем | Максимальная оценка (в баллах) |
1. Научное исследование в социальной работе: общее и особенное | |
2. Методы планирования и организации исследования в социальной работе | |
3. Основные методы исследований в социальной работе | |
4. Методика проведения анализа документов | |
5. Методика составления анкеты исследования | |
6. Методика проведения интервью | |
7. Методика проведения наблюдения | |
8. Методика подготовки курсовой работы | |
9. Методика подготовки выпускной работы | |
Итого за пройденные темы: | |
Посещаемость занятий | |
Рубежный контроль по разделу (4 раза в семестр) | |
Выполнение творческих заданий: участие в НИР, написание рефератов (по темам преподавателя) и др. | |
экзамен | |
Итоговая балльная оценка |
От 81 до 100 баллов - 5 (отлично).
От 61 до 80 баллов - 4 (хорошо).
От 41 до 60 баллов - 3 (удовлетворительно).
От 0 до 40 баллов - 2 (неудовлетворительно).
Перечень основной учебной литературы
1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 128 с.
2. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический проект, 2006.
3. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009.
Дополнительная литература
4. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
5. Бочарова, В.Г. Основные направления научных исследований в социальной педагогике / В.Г. Бочарова, И.А. Липский. - М., 2001.
6. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008.
7. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008.
8. Лексикон социальной работы /Под ред. С.М. Кибардиной и др. - Вологда, 2005.
9. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000.
10. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А.Новиков.- М: МЗ-Пресс, 2004.- 67с.
11. Осухова, Н.Г. Осваиваем метод кейс стадии // Н.Г. Осухова. – Социальная работа. – 2009. - № .1. – С.29-36.
12. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004.
13. Русаков, А. А. Методы математической статистики и анализ данных на персональном компьютере: Учеб.-метод. пособие для студентов, аспирантов и соискателей / А. А. Русаков, Ю. И. Богатырева. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005.
14. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 412 с.
15. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе / Н.А. Шайденко. –Тула, 2002.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Социально-педагогический портал: http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/
2. Страница социальных педагогов и социальных работников:
http://www.rusunisw.ru/index.php, http://db.socionet.nw.ru/
3. «Соционет» Информационное пространство по общественным наукам. База данных по социальной работе: http://socionet.ru/search/runsearch.cgi
3. «Научная сеть» – База данных по различным отраслям науки: http://www.nature.ru/
4. Независимый информационно-образовательный сервер социальной работы и общественных наук - http://home.novoch.ru/~azazel/
5. Киблицкая, М.В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади / М.В. Киблицкая, И.К. Масалков. - М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287 с. [Электронный ресурс]: http://de-free.narod.ru/est/Kiblitskaja_Masalkov_kejsstadi_2003.htm#10
6. Метод Кейс-стади [Электронный ресурс]: http://www.ixpintel.nntu.nnov.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/keis.doc
7. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади». Составитель О.Н. Калачикова [Электронный ресурс]: http://umu.utmn.ru/files/case.doc
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Название темы | Распределение учебного времени (в часах) | |||
Всего | лекции | семинары | самостоят. работа | ||
Научное исследование в социальной работе: общее и особенное | |||||
Методы планирования и организации исследования в социальной работе | |||||
Основные методы исследований в социальной работе | |||||
Методика проведения анализа документов | |||||
Контрольная работа | |||||
Методика составления анкеты исследования | |||||
Методика проведения интервью (беседы) | |||||
Методика проведения наблюдения | |||||
Методика подготовки курсовой работы | |||||
Методика подготовки ВКР | |||||
КСРС | |||||
Экзамен | |||||
Итого: |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(Заочное обучение)