Адаптация к педагогической деятельности

Уже сейчас, будучи студентами, вы строите планы, меч­таете быть хорошими учителями. И это понятно. Так хо­чется побыстрее войти в класс, увидеть глаза своих учени­ков, их улыбки, пытливый взгляд и начать первый само­стоятельный урок. В душе нет особых сомнений, разду-

144

мий, что вы не справитесь. Да и что сложного в работе воспитателя детского сада или учителя начальных клас­сов? Кажется неправомерным такое количество предме­тов, которые предстоит освоить, столько зачетов, экзаме­нов, которые предстоит сдать. . . Зачем? Неужели знаний, полученных в школе, недостаточно, чтобы научить малы­шей писать, считать и читать? Увы, недостаточно.

Со временем вы убедитесь, что и знаний, обретенных в педагогическом училище, будет тоже не хватать, чтобы решать все новые и новые проблемы.

То, что ожидает вас в перспективе, во многом зависит от того, насколько вы добросовестно и целеустремленно работаете сегодня, будучи студентами.

Анализ педагогического опыта убеждает, что выпуск­ник педагогического училища лучше подготовлен теоре­тически - знает не только педагогику, психологию, мето­дику, но и технологию. Вместе с тем он слабо владеет не­обходимыми умениями и навыками ведения учебной и воспитательной работы, общения с детьми и родителями, очень неуверен в себе. Он должен «войти» во все эти про­блемы, адаптироваться в педагогической деятельности.

Процесс адаптации начинающего воспитателя, учителя длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Не секрет, что, придя в детский сад или школу, педагог нередко боль­ше всего боится войти в учительскую, общаться с коллега­ми. По отзывам начинающих учителей, самым трудным для них было «почувствовать себя равноправным членом педа­гогического коллектива», «привыкнуть к обращению по имени и отчеству», «входить в учительскую без страха», «при­сутствие на уроках администрации или коллег», «встретиться с родителями и услышать их вопросы», «преодолеть страх перед более опытными педагогами», «находить мгновенное решение постоянно возникающих проблем», «ориентиро­ваться в педагогической и психологической литературе», «держать дисциплину», «общаться с детьми» и др.

Со временем, набив «шишек» и наделав достаточное количество ошибок, молодой специалист привыкает к детскому саду или школе, классу или группе, к педагоги­ческому, родительскому и детскому коллективам, усваива­ет нормы и требования данного учебно-воспитательного учреждения, знакомится с существующими традициями. На все это уходит достаточное количество времени, сил.

Время, необходимое для адаптации каждому конкрет­ному педагогу, определить не возьмется никто. Прежде

145

всего оно зависит от уровня подготовленности молодого специалиста, от того, как он «впишется» в тот или иной педагогический коллектив, ну и, естественно, от того, как с самого начала педагогической деятельности сложатся его отношения с детьми, родителями.

Можно ли сократить срок адаптации молодого специа­листа? Да. Не просто сократить, а даже свести к миниму­му, если:

- начать готовить себя к будущей педагогической дея­тельности серьезно уже сегодня, т. е. будучи студентом. Для этого не стоит ограничиваться только тем объемом знаний, которые предлагает педагогическое училище, жела­тельно выходить за рамки учебников, читать не только ци­таты великих педагогов, а изучать их труды по первоисточ­никам. Это позволит вам лучше понять своеобразие того или иного педагога, усвоить то общее, без чего нет и не может бытьучителя-воспитателя;

- не ограничиваться тем объемом педагогической практики, которая предусмотрена планом, а поддержи­вать постоянную связь с каким-то педагогом, помогая ему по возможности в подготовке и проведении утренников для детей, праздников, поездок в музеи, театры, присутст­вуя на родительских собраниях, знакомясь с планировани­ем работы как всего детского коллектива, так и индивиду­альной работы с детьми и т. д. и т. п. Это максимально приблизит вас к реальной педагогической деятельности, обогатит ваш практический опыт;

- не дожидаясь окончания училища и даже педагогиче­ской практики, ходить в школу, к учителю не как бывшая ученица, а как будущий педагог. На этом уровне вас должны интересовать методические материалы, которые используют учителя для повышения эффективности учеб­но-воспитательного процесса. Весьма полезно познако­миться с методическим кабинетом школы, планами мето­дического объединения учителей начальных классов, ана­лиз которых поможет выявить наиболее трудные пробле­мы в работе учителей данной возрастной группы;

-посещать уроки учителя, хотя бы в свои каникулы. Знакомиться с планами уроков, планами-разработками педагога на тему, на четверть, с дополнительной литера­турой, которая используется для подготовки к урокам;

- при посещении уроков следует выявлять продуктив­ность работы педагога и учащихся, используя различные формы анализа. Вот один из них. На листке вы готовите

146

схему, в которой будете фиксировать деятельность педа­гога, деятельность учащихся и время урока.

Деятельность учителя   Время (мин)   Деятельность учащихся  
Выявление отсутствующих, установление тишины и порядка   1-15   Уборка класса, подготовка к уроку  
Объяснение нового материала   16-25   Слушание  
Опрос учащихся   26-40   3 ученика отвечают, остальные слушают  
Задание на дом   41-43   Ученики записывают задание в дневник  
Задание на усвоение нового материала   44-45   Решение примеров  

Даже студенту первого курса становится ясно, что этот урок организован плохо: на уроке работал учитель, а де­тям придется усваивать материал дома. Верно ли это? Нет. Ведь далеко не всегда дома ребенок получит необходимую помощь. Потому так важно запомнить одну из главных педагогических заповедей.

Наши рекомендации