Программы обучения дошкольников с ЗПР


- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой,
- Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под ред. С.Г. Шевченко, 1998г.,
- Программа социально-педагогической направленности «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г.Шевченко, 2005г.,
- Программа дошкольного образования в группах компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Л.Б. Баряевой, 2001,

- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта под редакцией Е.А. Екжановой, 2005,
- Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Допущено Министерством социальной защиты населения РФ, 1993г.

В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:


- развитие и совершенствование общей моторики и ручной моторики;
- развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,
- развитие ритма;
- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи;
- обогащение коммуникативного опыта.

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения

Возможность положительных результатов коррекционно-педагогическойработы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране быласоздана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения отражает разработанную в 1993 г. в Институте

коррекционной педагогики РАО концепцию коррекционно-развивающего

обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы (В. И. Лубовский,

Н.А.Никашина, Т.В.Егорова, С. Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина и др.).

Министерство образования РФ рекомендует для ориентировки в подходахк обучению детей со стойкими затруднениями в образовательных учрежденияхобщего назначения использовать два нормативных документа:

об открытии классов для детей, имеющих стойкую задержку психическогоразвития, остающуюся и к концу школьного обучения, при общеобразовательных школах на основании приказа Минобразования РФ №

103 от 03.07.1981 «0 введении в действие нормативных документов,

регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для

детей с ЗПР»; о деятельности классов педагогической поддержки (компенсирующего обучения) — приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».

Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в

себя:

· создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп)

· компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей сЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовойобщеобразовательной школы;

· раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особыхобразовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методовкоррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования,начального и основного общего образования;

· совершенствование системы медицинского, педагогического ипсихологического диагностирования с целью определения особенностейорганизации коррекционно-образовательного процесса, сохранения иукрепления здоровья детей;

· создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы вусловиях общеобразовательных учреждений;

· нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образованиядетей с ЗПР;

· определение задач и содержания профессиональной ориентации,профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптациивыпускников;

· создание и применение критериев и методик оценки эффективности

коррекционно-развивающего образовательного процесса;

· разработку моделей служб консультативной помощи семье;

· подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системыдошкольного и школьного образования.

В нашей стране существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье. Разработаны диагностические методики, позволяющие отграничить эту категорию детей как от умственно отсталых, так и от детей с общим недоразвитием речи. Открываются новые образовательные учреждения для детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста, создаются условия для профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории.

Главными при определении стратегии и технологии обучения и воспитаниядетей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающей построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада.

Для этого существует специальная модель дошкольного образовательногоучреждения — ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная, лечебно-оздоровительная и коррекционно-развивающая. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведется специалистами-дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами),

воспитателями при участии семьи ребенка.

Адаптивная программа учитываетсостояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи,формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка кобучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.

В школе коррекционная работа строится по адаптированным программами учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом.

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря

введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и

развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют

коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать

учебный материал.

Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная

работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).

Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения

строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и

укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды,

обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.

Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном

образовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими

составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое

взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали

активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-

развивающего обучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класс коррекционно-развивающего обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду. Необходимы распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, разъяснение достоинств и преимуществ образования ребенка в условиях класса коррекционно-развивающего обучения, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желания сотрудничать в деле помощи ребенку с затруднениями в обучении. Для учителя класса, педагога группы должны стать правилами: посещение семьи ребенка, наблюдение за ним в домашних условиях. Общение и взаимодействие с родителями на дому.

Список использованной литературы
1. Лубовский В.И. Специальная психология, М.: Академия, 2005. – 464 с.
2. Специальная педагогика: в 3 т. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева и др. — М.: Академия, 2008. — 400 с.
3. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко, М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.

Рекомендуемая литература

1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР [Текст] / Л.Н. Блинова. – М., 2002.

2. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.

3. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе: пособие для учителя, логопеда, психолога, дефекторлога [Текст] – М., 2005.

4. Детская патопсихология [Текст]: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.

5. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей и с нарушениями в развитии [Текст] / Н.Л. Литош. – М.,2002.

6. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР [Текст] / Р.И. Лалаева. – М., 2004.

7. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития [Текст] / П.Д. Лебедева – СПб., 2004.

8. Лебединский, Л.Л. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. – М.,2003.

9. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Трофимова Н.М.[и др.]. – СПб., 2005.

10. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии [Текст]/ Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. – Ростов н / Дону, 2000.

11. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

12. Психология детей с задержкой психического развития : хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. – СПб., 2004.

13. Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.

14. Ульенкова , У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова – М.,1990.

15. Шевченко, С.Г .Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу [Текст] / С.Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : хрестоматия. – Спб.,2002.

Статьи.

Психология детей с ЗПР.

1. Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Ульенкова У.В., Кисова В.В .// Дефектология. - 2001.- № 1. - С. 26 -3 3.

2 Ульенкова, У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении [Текст] / Ульенкова У.В., Васильева Е. Н. // Дефектология. - 2001.- № 5. – С. 35 - 43.

3 Чернышева, Е.А Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4. - С. 31 - 40.

4 Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45.

5 Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - № 6. - С.46 - 50.

6. Шамарина, Е. В.Развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики [Текст] / Шамарина Е.В.,Тарасова О.В.// Коррекционная педагогика. - 2004. - № 2(4). - С. 42 -4 7.

7. Маршалкин, А. П. Специфика выполнения заданий модифицированной методики "Цветные прогрессивные матрицы"Дж. Равена детьми с пограничной умственной отсталостью [ Текст] / Маршалкин А. П., Прокопьев А. А. // Специальное образование. - 2008. - № 11. - С. 41 - 47.

8. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева

// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6. - С.11 - 17.

9. Ульенкова, У.В.Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития [Текст] / Ульенкова У.В.,Кондратьева Н.П. // Дефектология. - 2004. - № 1. - С. 29 - 35.

10. Морина, Е. Ю. Особенности самооценки у детей с ЗПР дошкольного возраста [Текст] / Е. Ю. Морина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 5. - С. 53 - 59.

11. Ульенкова, У. В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова, Т. Н. Князева // Дефектология. - 2005. - № 2. - С.19 - 26.

12. Вильшанская, А. Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 57 -6 5.

13. Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Шамарина, Е. Е. Чернухина // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33.

14. Прозорова, М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 66 - 69.

15. Сурнина, О.Е.Особенности восприятия времени у детей с задержкой психического развития [Текст] / Сурнина О.Е., Лупандин В.И. // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 32 -3 6.

16. Павлий, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий // Дефектология. - 2000.-№ 4. - С. 36 - 34.

17. Дзугкоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии [Текст] / Е. Г. Дзугкоева // Дефектология. - 1999. - № 2. - С. 19 - 25.

18. Голикова, О. Ю. Система работы по развитию эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / О. Ю. Голикова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 30 - 34.

19. Локтева, Е. В. Содержание работы по формированию социально - коммуникативных навыков у старших школьников с ЗПР [Текст] / Е. В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 3. - С. 27 - 35.

20. Нодельман, В. И. Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Нодельман, А. В. Шевченко // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 31 - 39.

22. Самойлова, С. В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития [Текст] / С. В. Самойлова // Специальная психология. - 2008. - № 1. - С. 22 - 25.

23. Сычевич, И. В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения [Текст] / И. В. Сычевич // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 31 - 39.

24. Семенова, Л. Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов [Текст] / Л. Э. Семенова // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 25 - 32.

25. Зеленина, Н. Ю.Стандартизованное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии [Текст] : сообщение 2 / Н. Ю. Зеленина // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 21 - 27.

26. Иденбаум, Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях [Текст] : сообщение 1 / Е. Л. Иденбаум, А. А. Гостар / Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 4 - 10.

27.Калашникова, М. Б. Сочетанная коррекция как способ психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития [Текст] / Калашникова М. Б.// Психология обучения. - 2008. - № 9. - С. 84 - 93.

Развитие речи детей с ЗПР

1.Коненкова, И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. - 2003.-№ 2. - C. 51 - 61.

2. Голубева, Г. Г. Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Г. Г. Голубева

// Логопедия. - 2004. - № 1(3). – С. 49 - 52.

3. Зикеева, А. Г. Формирование сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями развития [Текст] / А. Г. Зикеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 3. - С. 37 -43.

4. Кондратьева, С. Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказыванию по картинке [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №.1. - С. 31-33.

5. Киселёва, В. А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / В. А. Киселёва // Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 41 -47.

6. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопедия. - 2005. - № 1. - С. 11 - 21.

7. Борякова, Н. Ю. Исследование лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова // Логопедия. - 2005. - № 1. - С. 47 - 51.

8. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов ; В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13 - 24.

9. Зорина, С. В. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / С. В. Зорина //Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.

10. Кондратьева, С. Ю. Комплексные занятия по обучению рассказыванию и формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 41 - 44.

11. Крылова, Е. В. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Крылова Е.В., Колодовская Е.А.// Логопедия. - 2004. - № 1(3). - С. 41-48.

12. Зорина, С. В. Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР / С. В. Зорина// Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 27 - 31.

13. Иванова, С. В. Развитие фонематических процессов у детей с задержкой психического развития. Усвоение темы " Мягкость и твердость согласных звуков" с применением "полезных моделей" [Текст]/ С. В. Иванова // Школьный логопед. - 2006. - № 2. - С. 33 - 47.

14. Киселева, В. А.Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / В. А. Киселева// Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 41 - 47.

15. Голубева, Г. Г. Нарушения фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Г. Г. Голубева// Логопед в детском саду. - 2006. - № 4. - С. 16 - 21.

16. Полупанова. В. В. Изучение и некоторые приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях специально организованного обучения [Текст] / В. В. Полупанова, Е. А. Лапп // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 5. - С. 60 - 65.

17. Арутюнян, Л. З. Мое понимание заикания [Текст] / Л. З. Арутюнян // Школьный логопед. - 2006. - № 4. - С. 5 - 11.

18. Кондратьева, С. Ю. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР [Текст]/ С. Ю. Кондратьева// Логопед в детском саду. - 2006. - № 5. - С. 24 - 27.

19. Лапп, Е. А. Характерные особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР [Текст] / Е. А. Лапп // Дефектология. - 2006. - № 6. - С. 34 - 41.

20. Буковцова, Н. И. Коррекционно - профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. И. Буковцова// Логопедия. - 2006. - № 4. - С. 35 - 38.

21. Голубева, Г. Г. Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи [Текст] / Г. Г. Голубева // Логопед в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 11 - 16.

22. Крылова, Е. В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [Текст]: [по данным экспериментального исследования] / Е. В. Крылова // Школьный логопед. - 2007. - № 3. - С. 14 - 32.

23. Киселёва, В. А. Речевая деятельность детей с ЗПР : своеобразие или нарушение? [Текст] / В. А. Киселёва // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 3 - 13.

24. Вершинина, Л.Н. Совместная работа психолога и логопеда в начальной школе [Текст] / Л. Н. Вершинина, Е. А. Ипкаева // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 68-74.

25. Фуреева, Е. П. Проблема речевой готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] / Е. П. Фуреева // Школьный логопед. - 2007. - № 5. - С. 45-48.

26. Гончарова, В. А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития [Текст] / В. А. Гончарова // Логопед в детском саду. - 2008. - № 1. - С. 9 - 19.

27. Пивоварова, Л. Т. Речевая зарядка на уроке чтения для детей с ЗПР [Текст] / Л. Т. Пивоварова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 3. - С. 36-39.

28 Шичанина, О. В. Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / О. В. Шичанина // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 20-26.

29. Лапп, Е. А. Составление описательных текстов младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] / Е. А. Лапп // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 2. - С. 20-29.

30. Костенкова, Ю. А. Некоторые особенности письменной речи младших школьников, имеющих задержку психического развития [Текст] / Ю. А. Костенкова // Школьный логопед. - 2008. - № 4. - С. 17-22.

Музыкальное воспитание детей с ЗПР.

1. Кондратьева, С. Ю. Музыкальные коррекционно-игровые занятия (для дошкольников с задержкой психического развития) [Текст] / С.Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика - 2004. - № 2 - С. 43 - 46.

2. Черепанова, А. М. Коррекция эмоциональных, речевых и двигательных нарушений на музыкальных занятиях с детьми с ЗПР в условиях детского дома [Текст] /А. М. Черепанова //Практическая психология и логопедия - 2005. - № 5-6 - С. 103 - 110.

3. Гудина, Т. В. Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР [Текст] / Т. В. Гудина //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2006. - № 1 - С. 28 - 31.

4. Смирнова, С. Б. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР [Текст] / С. Б. Смирнова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2006. - № 3 - С. 69 - 75.

5. Выродова, И. А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Выродова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - 2008 - № 1. - С. 71-79.

Изобразительная деятельность детей с ЗПР.

1. Комарова, Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т. Комарова //Дошкольное воспитание - 2005. - № 2 - С. 80 - 86.

2. Комарова, Т. Игра и изобразительное творчество [Текст] / Т. Комарова //Дошкольное воспитание - 2005. - № 4 - С. 74 - 76.

3. Комарова, Т. Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества [Текст] /Т. Комарова //Дошкольное воспитание - 2006. - № 3 - С. 81 - 83.

4. Комарова, Т. О взаимности дидактических игр и изобразительной деятельности [Текст]/ Комарова Т.//Дошкольное воспитание - 1997. - № 6 – С . 25- 29.

5. Комарова, Т. Диагностика изодеятельности детей 6 - 7 лет[Текст] /Т Комарова //Обруч - 2007. - № 1 - С. 24 - 27.

6. Давыдова, И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования [Текст] / Давыдова И.В. //Начальная школа плюс До и После - 2005. - № 4 - С. 52-55.

7. Орлова, О.В. Старинное умение: опыт росписи пальцем [Текст] / О.В. Орлова. //Начальная школа - 2005. - № 7 - С.79 - 81.

8 Вихрова, И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом [Текст] : [из опыта работы] / И. В. Вихрова, Н. Н. Шарикова, В. В. Осипова //Дошкольная педагогика - 2005. - № 2. – С. 24 - 28.

9. Стогнеева, Г. А. В гостях у художника Карандаша [Текст] / Г. А. Стогнеева //Дошкольная педагогика - 2005. - № 1 — С. 34 - 35.

10. Казанцева, М. Опускаем пальцы в краску [Текст] / Казанцева М. //Обруч - 2007 - № 5. - С. 20-23.

11. Медникова, Л. С. Особенности развития пространственно-временной организации изобразительной и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. С. Медникова //Дефектология - 2004. - № 4 - С. 47-54.

12. Дубровская, Н. В. О простых материалах и необычных картинах [Текст] / Н.В. Дубровская //Дошкольная педагогика - 2004. - № 4 - С.22 - 25.

13. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] /Е. А. Екжанова //Дефектология. - 2003.-№ 6. - С. 51 - 54.

Физическое воспитание детей с ЗПР.

1. Тимошина, И. Н. Влияние ритмической гимнастики на физическую подготовленность здоровых детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития [Текст] / И. Н. Тимошина //Адаптивная физическая культура - 2006. - № 3 - С. 20 - 22.

2. Бутко, Г. А. Организация физкультурно - оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Бутко //Коррекционная педагогика - 2006. - № 6 - С. 33 - 57.

3. Бутко, Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Бутко //Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 44-51.

4. Бутко, Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития [Текст] / Г. А. Бутко //Коррекционная педагогика – 2004 .- № 2 – С. 56-64; № 3 .- С. 54-59.

5. Фирсанова, Н. А. Характеристика здоровья и физического развития детей 1-3 лет с задержкой психического развития [Текст] / Н. А. Фирсанова //Адаптивная физическая культура - 2004. - № 3(19) - С. 10 - 11.

6. Бутко, Г. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст] : (сообщение 2) / Г. А. Бутко //Коррекционная педагогика - 2007. - № 1 - С. 47 - 49.

Наши рекомендации