Основные проблемы современной профессиональной педагогики
Основные проблемы профессиональной педагогики: взаимосвязь, взаимопреемственность общего и профессионального образования; политехническая направленность профессионального образования; специфика основных компонентов профессионально-педагогического процесса - теоретического обучения, практического (производственного) обучения, учебного проектирования, производственной практики в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования; профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность; специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
Кризис связан с тем, что педагогика, испытала на себе негативное влияние командно-административной системы, затормозившее ее развитие.
Суть этого кризиса – неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогностическую функцию и показывать практике пути решения назревших в образовании проблем.
Причины кризиса:
1. Отсутствие знаний об устойчивых связях между целями, содержанием, условиями и результатами педагогических действий приводит к тому, что не только учебники и учебные пособия, но и научные труды по педагогике переполнены информацией о том, что нужно делать, вместо того чтобы ответить на вопрос: как это делать? Педагогика превратилась в ʼʼнауку долженствованияʼʼ. (Педагогика, как это ни парадоксально, долгое время обходилась без главного - теоретически выверенных и обоснованных педагогических закономерностей. Проблема законов и закономерностей в педагогике и сегодня разработана весьма слабо и находится на стадии общих дискуссий и пожеланий).
2. Содержание образования стали определять такие идеологические стереотипы, как воинствующий атеизм, безусловный примат общественного и прежде всего государственного над индивидуальным, подмена права моралью и др.
Размещено на реф.рф
(Для педагогики советского периода была характерна идеологизация ее методологических оснований. Теоретические доказательства, проверка гипотетических положений выступали как следствие идеологических установок марксистской теории, а не как результат действия выверенных социально-педагогических и собственно педагогических закономерностей.)
3. Самоизоляции советской педагогики и декларирование своих приоритетов в мировой педагогике. Идеологизация обусловила изоляцию отечественной школы педагогики от развития мирового педагогического опыта и общечеловеческой гуманитарной культуры. Между тем зарубежная педагогика, напротив, импортировала педагогические идеи советских исследователей и опыт организации образования, корректировала образовательную политику с учетом наших достижений. Так, в Западной Германии был создан целый научный институт, изучающий педагогическое наследие А.С.Макаренко. В нем собраны все известные материалы, статьи, письма великого педагога и выпущено полное собрание его сочинений, где опубликованы также и материалы, не известные отечественной педагогике).
4. Идеологизация оснований педагогики привела к девальвации понятий в педагогическом мышлении. Οʜᴎ тормозили развитие образования. В качестве парадигм традиционной педагогики выступают названные парадигмы, которые наглядно демонстрируют деформацию смыслов и целей педагогической деятельности:
· ученик - объект педагогических воздействий, а учитель - исполнитель директивных указаний управленческих органов;
· ролевое взаимодействие в педагогическом процессе осуществляется на базе предписываемых определенных функциональных обязанностей, отход от которых воспринимается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
· только внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности; внутренний мир личности при осуществлении педагогического воздействия игнорируется;
· преобладает прямой (императивный) и оперативный стиль управления деятельностью учащихся, для которого характерны монологизированное воздействие, пресечение инициативы и творчества воспитанников;
· главный ориентир - возможности среднего ученика, отбрасывание одаренных и трудноуспевающих.
.5. Уничтожение или замалчивание отечественных достижений. (За многие годы из научных фондов были выведены труды известных отечественных ученых - П.П.Блонского, Л.С.Выготского, М.Я.Басова, С.Т.Шацкого, М.М.Рубинштейна. Закрытие педологических лабораторий. Утверждение традиций авторитарной педагогики).
6. Пренебрежительное отношение к передовому педагогическому опыту. (К примеру, педагога-новатора В.Ф.Шаталова, впрочем, как и других, критиковали за разработанные приемы организации учебной деятельности (составление конспектов, поиск опорных сигналов и др.) как за тривиальные и известные. Действительно, в экспериментальных исследованиях Л.В.Занкова, А.А.Смирнова уже было показано, что составление конспектов с выделением смысловых, опорных пунктов вызывает появление ассоциативных образов, обеспечивает логическое запоминание и успешное воспроизведение учебного материала. При этом опыт В.Ф.Шаталова заслуживает внимания хотя бы потому, что в нем актуализированы и развиты установленные наукой закономерности, не востребованные педагогикой)