Программа дебатов Карла Поппера
Этот тип дебатов предназначен для организации работы в командах во время подготовки и участия в самих дебатах. Стиль дебатов предполагает обсуждение проблемы, ее анализ с разных точек зрения, выработку возможных путей решения проблемы.
Основной характеристикой дебатов является наличие правил, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения с ограничением времени выступлений. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, работают с литературой (факты, статистика, примеры), изучают ее всесторонне, готовят аргументы, контраргументы, вопросы для своих оппонентов.
Команды отстаивают не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей при жеребьевке или по договоренности. И представляют лишь два из многочисленных подходов к проблеме.
Предлагаемые темы для дебатов:
1. СПИД аморален.
2. ВИЧ-инфицированных следует изолировать от общества.
3. От СПИДа нельзя уберечься.
4. СПИД касается не всех.
5. ВИЧ-инфицированные дети должны посещать общеобразовательные школы.
6. Любовь и секс – это тождество.
Участники игры:Команды (состав три человека), хронометрист, судья (И), зрители.
Команды
У –утверждающая, выступающая в защиту темы (тезиса). У1, У2, У3 – условное обозначение игроков команды.
О –отрицающая, оспаривающая тему (тезис). О1, О2, О3 – условное обозначение игроков команды.
Регламент игры
Выступает, задает вопросы | Время в минутах |
У1 | |
О3 к У1 | |
О1 | |
У3 к О1 | |
У2 | |
О1 к У2 | |
О2 | |
У1 к О2 | |
У3 | |
О3 |
Каждая команда имеет право взять на протяжении игры не более 8 минут на подготовку к выступлению или формулирование вопроса.
2. Хронометрист.Следит за соблюдением регламента, предупреждает выступающих за 0,5 – 2 минуты до окончания выступления и подает сигнал об окончании времени выступления (подготовки).
3. Судья (И).Ведет протокол игры и делает заключение о том, какая команда одержала победу в дебатах.
При судействе оценивается каждый игрок в отдельности, как он выполнил свои обязанности. Игроки оцениваются по трем компонентам (максимум 10 баллов каждый):
построение аргументации к выдвинутым тезисам;
владение мастерством вести дискуссию;
владение ораторским искусством.
В соответствии с набранными баллами проставляется рейтинг игрока от 1 до 6 (1 –высший рейтинг). Выигрывает та команда, суммарный рейтинг игроков которой минимальный.
Обязанности игроков
Первые игроки (У1,О1). Выступление 6 минут, констатирующая речь.
Представляют свою команду; тему, проблему (тезис), которую отстаивает команда;
У1 дает определение терминам (понятиям), входящим в тезис; О1 соглашается с определениями или дополняет их; обосновывает аспекты (критерии) рассматриваемой темы;
У1 представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры.
О1 представляет набор аргументов отрицающей стороны и опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1; заканчивает четкой формулировкой общей линии своей команды. Задает перекрестные вопросы второму игроку противоположной команды.
Вторые игроки (У2,О2); выступление 5 минут, представляют опровергающую речь.
Восстанавливают точку зрения своей команды с помощью гипотез, примеров, доказательств, статистических данных;
восстанавливают весь набор своих аргументов, позиция за позицией. Новых аргументов не приводят;
приводят новые доказательства;
опровергают позицию противоположной команды.
Третьи игроки (У3, О3); выступление 5 минут, заключительная речь, подведение итогов, обобщение.
В речи должно быть обращено внимание на основные противоречия позиций.
Акцентируют внимание на узловые моменты дебатов;
следуют структуре своего набора аргументов;
объясняют, как они подтверждают позицию команды, почему их аргументы были более утвердительными; не приводят новых аргументов;
завершают свою линию утверждения (отрицания). В этой речи может быть меньше доказательств, чем других; идет пересказ, как проходили дебаты, в чем сильные стороны команды, почему победа за ею.
Сценарная разработка тематической дискотеки "Молодежь против СПИДа"
Ведущий: (на фоне композиции группы "Space" (музыка космической тематики) звучат слова ведущего)
Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Ведущий:
Сравнивая нашу Землю со Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка…
Ведущий:
Точка, которую населяют живые существа.
Ведущий:
Где день сменяется ночью,
Идет за месяцем месяц,
И за годом год.
Ведущий:
Где начинается жизнь и наступает смерть.
И так каждые сто лет отсчитываются века,
Которые управляют человеком, и, которыми
Управляет человек.
(В зале гаснет свет, спиной к зрителям стоят двое – парень и девушка. Произнося четверостишье, поворачиваются лицом к зрителям.)
Она:
Я познакомилась с ним
На вечеринке у друзей
Мы вместе время проводили
Это было как в сказке
Целовал он меня
Говорил он мне просто
Очень нежные слова.
Но закончилась сказка
И пришла вдруг беда
Я узнала о том,
Что теперь я больна.
Он:
Год назад повстречал
Я девчонку одну
Но не знал я тогда
Что пойдет жизнь ко дну.
Завязался роман
И не знал я тогда,
Что подруга моя
Была СПИДом больна.
По глубоким туманным улицам
Я долго бродил
И вот в какой-то момент
Я остался один.
(Парень с девушкой уходят со сцены.)
Ведущий:
СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек. СПИД не является болезнью одной страны или одного региона. СПИД представляет большую опасность для всех. Бороться с этим грозным заболеванием нужно ежедневно и не только медицинским работникам. Современная медицина не располагает ни лекарством, ни вакциной против СПИДа. Единственная мера защиты – профилактика.
(Ведущий объявляет конкурс с шарами. В зал летят шары 20 шт. из них в 12 вложены записки со словом "Сюрприз". Участники, у которых в шарах оказались записки приглашаются на сцену для получения призов и из них формируется две команды для участия в конкурсной программе. Ведущий объявляет конкурс "Реклама средств защиты" и дает время для подготовки. Пока команды готовятся к конкурсу, ведущий подводит итоги заранее объявленного конкурса на лучший рисунок по проблеме ВИЧ/СПИД. После подведения конкурса рисунков команды показывают "Рекламу средств защиты". Командам дается следующее задание – конкурс стихов. Каждой команде вручается карточка с пятью словами, необходимо составить четверостишье по профилактике СПИД. Командам дается время для подготовки.)
Ведущий:
Страшно знать, сколько тебе осталось..., как знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом. У каждого из них в какой-то определенный момент началось обратное летоисчисление (звук метронома): 3, 2, 1, смерть. У кого-то цепочка цифр окажется длиннее, у кого-то (звук метронома).
Ведущий:
Еще недавно они с легкостью отгоняли от себя мрачные мысли и опасения. СПИД – это далеко, СПИД – все же редкость, СПИД – это не у нас… Сегодня, в потоке событий, происходящих у нас в республике, в городе, на работе, в школе – человек забывает о проблеме СПИДа, в надежде, что она не коснется его. А с каждым годом все больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе и школьников.
(Ведущие обращаются в зал с вопросами.)
1. Кто может правильно расшифровать слово СПИД?
(Синдром приобретенного иммунодефицита)
2. Можете ли сказать, что вызывает СПИД?
(ВИЧ)
3. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции?
(Половой, парентеральный, от ВИЧ-инфицированной матери ребенку)
4. Вы считаете, проблеме СПИДа является чисто медицинской?
Ведущий:
По расчетам Всемирной Организации Здравоохранения 50 % ВИЧ-инфицированных составляет молодежь в возрасте от 15 до 24 лет.
Ведущий:
Объявляет конкурс стихов. (Команды получают призы. Их благодарят за участие и просят занять свои места в зале.)
Ведущий:
Как же жить, люди мира – скажите!
Руку братства свою протяните.
Разве это – их только судьба?
"ВИЧ–страховка" еще не дана.
Ведущий:
Мейджик Джонсон, Рудольф Нуриев, Фреди Меркюри, сотни тысяч никому неизвестных людей, а завтра это может быть любой из нас.
Ведущий:
Подумайте об этом сегодня, сейчас! (На фоне слов Мейджик Джонсон и до последней строки сценария звучит композиция группы Queen "Show must go on".)
Ведущий:
Мы – ваше будущее, просим вас, сохраните себя для нас. Если будете вы, значит будем и мы, а значит будет расти древо жизни.
Ведущий:
Как зов, дошедший из глубин столетий, как вспышка света за порогом тьмы, и наш огонь возьмут в наследство дети, чтобы войти в бессмертие как мы.
(Дискотека заканчивается танцевальной программой.)