Дополнительная: 3,4, 14, 15, 16, 27, 31. Содержание лабораторных работ
Содержание лабораторных работ
Лабораторная работа № 1. «Этика отношений участников образовательного процесса»
Содержание занятия:
1. Повторение теоретических основ:
- нормы и требования в отношениях педагога
v с обучающимися
v с коллегами
v с администрацией
v с родителями
2. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за соблюдением педагогами этических норм в отношениях с обучающимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.
3. Обсуждение результатов наблюдения.
4. Оформление таблицы по результатам наблюдения (групповая работа).
Педагог | Этические нормы в отношениях | |||||||
с учащимися | с педагогами | с родителями | с администрацией | |||||
ситуа-ция | коммен-тарий | ситуа- ция | коммен-тарий | ситуа-ция | коммен-тарий | ситуа-ция | коммен-тарий | |
Результаты занятия:заполненная таблица.
Лабораторно-практическое занятие № 2. «Педагогический такт и этикет в психолого-педагогической деятельности»
1. Повторение теоретических основ:
- Что такое "такт" и "этикет"?
- В чем состоит их взаимосвязь?
- Чем они отличаются от этики?
· В чем заключается природа проявления такта?
- Какие имеются признаки такта?
· Каковы основные принципы педагогического такта?
- Почему необходимо выполнять нормы этикета в организациях?
- Какие существуют общие принципы этикета?
- Каковы основные правила педагогического этикета?
2. Выполнение практических заданий.
Задание 1.Дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:
· Быть приветливым - это значит…
· Быть внимательным - это …
· Быть предупредительным - это значит…
· Быть бескорыстным - это…
· Быть вежливым - это значит…
· Быть тактичным - это…
· Быть справедливым - это…
· Быть доброжелательным - это значит…
· Быть требовательным - это…
Вопросы для обсуждения:
1. Какое из приведенных определений вам ближе всего? Почему? Дайте развернутый ответ.
2. Педагогический такт - это профессиональное качество или его часть мастерства? мера целесообразного воздействия педагога на ученика? умение устанавливать продуктивный стиль общения? умение выбрать правильный подход к ученикам? оказывает действенное средство влияния на детей?
3. Чем отличается педагогический такт от общего понятия такта?
Обоснуйте свой ответ.
Задание 2. Прочитать типичные нарушения педагогического такта:
1) непоследовательность педагога в своих требованиях, расхождение указаний;
2) излишняя строгость педагога, которая исключает установление благоприятного психологического контакта с воспитанниками;
3) многословие педагога (тренера) в процессе воспитывающего воздействия, которое снижает действенность педагогического влияния;
4) однообразие воспитывающих высказываний и недостаточная требовательность педагога в процессе общения с учениками;
5) сухость, преобладание рассудительности в обращении, что затрудняет установление оптимального педагогического общения;
6) частое указание на недостатки учеников и излишнее захваливание снижает интерес к спортивным занятиям, деловую активность, усложняет взаимоотношение между педагогом и учениками;
7) неуместная ирония в обращении с учащимися, которая снижает интерес к занятиям, вызывает замешательство и скованность.
Согласны ли вы с этими перечисленными нарушениями педагогического такта педагогами? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
Задание 3. Прочтите эпизоды несоблюдения правил педагогическогоэтикета, которые наблюдали студенты у педагогов в период педагогической практики:
1) в общении с учащимися (крикливость, грубость, повышенная раздраженность, фамильярность и т.п.);
2) в общении со студентами-практикантами:
а)претензии и упреки в адрес преподавателей университета: "И чему только вас там учат?", "Ох, как плохо учат вас профессора?" или "Увы, ваши ученые не подготовили вас к практике";
б) к проведению педагогических наблюдений: "Кому нужны эти наблюдения?", "Все ваши задания никому не нужны и даже вашим ученым", или "И зачем задают вам их так много?";
3) безразличие или беспомощность в решении ситуаций: "Не знаю, что с вами делать?", "Не стойте с унылым лицом!", "Вас много, а я одна";
4) выражение недовольства или возмущения классных руководителей: "Опять что-то надо от меня…?", "Замучил меня со своей характеристикой…", "Свалились мне на голову…", "Нет времени у меня…", "Оставьте меня в покое…" "Как мне все вы надоели со своими вопросами…"и т.п.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие правила педагогического этикета нарушены?
2. К каким последствиям приводят подобные нарушения?
3. Как следует реагировать участникам в данных условиях?
Задание 4.Проанализироватьситуации из практики психолого-педагогической деятельности; обратить внимание на соблюдение норм педагогического этикета и проявление педагогического такта:
1) Вы пришли в школу после летних каникул и узнали, что в «проблемном» 7-м классе новый классный руководитель – новый педагог, молодой специалист, с которым Вы еще не знакомы. Познакомьтесь с коллегой;
2) Вы посещаете семьи СОП. Придя домой к школьнику, состоящему на внутришкольном учете, Вы застаете там бабушки и дедушку. Ваши действия? Что Вы скажете им?;
3) Вы – вожатый отряда самых младших воспитанников в ДОЛ. Сегодня в лагере очень вкусный завтрак. Повар Надежда Николаевна испекла булочки с джемом. Дети хотят поблагодарить Надежду Николаевну, но не знают, как это сделать. Помогите детям выразить благодарность и похвалу за вкусное угощение;
4) В школе новый социальный педагог, выпускник престижного вуза, который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций с родителями, и они им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с коллегами, и особенно с обслуживающим персоналом Вы каждый день слышите жалобы на него, а сегодня в Вашем присутствии он резко потребовал замолчать одного из технических работников. Ваши действия? Какие замечания необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?
5) У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?
6) На 18.00 Вы пригласили к себе родителей школьника, который постоянно опаздывает на все уроки, для выяснения причин его опозданий и принятия совместных мер по решению этой проблемы. Но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Родители пришли вовремя и ждут Вас. Как вы начнете беседу при встрече?
7) Вы недавно устроились на работу и тут же получили приглашение на корпоративную вечеринку. Как будете себя вести среди еще незнакомых коллег, с которыми Вам предстоит работать?
8) Ученик 7-го класса выбегая из классной комнаты, сильно толкает Вас. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что Вы предпримете в такой ситуации?
9) Увидев Вас в коридоре, подросток сказал: «Вы больны? У Вас очень усталый и утомленный вид». Какова будет Ваша реакция?
Обсудить результаты выполненного задания.
Задание 5.Объяснить, как понимается «золотое правило этики» применительно к поведению в компьютерных сетях. Предъявить разработанные при подготовке к занятию правила сетевого этикета.
Какие из них обязательны для специалиста в психолого-педагогической деятельности?
Результаты лабораторно-практического занятия:в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я уверена, что буду чувствовать себя уверенно в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….» (Теперь я еще больше беспокоюсь о том, что буду испытывать сложности в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….»)
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Раздел дисциплины курса | Формы самостоятельной работы | Срок | Форма контроля | |
1. | Профессио-нальная этика в системе общего и прикладного этического знания | 1. Составить конспект «Понятие и основные черты профессиональной морали». 2. Как вы понимаете следующие утверждения: а) профессиональная этика помогает профессионалам привести принципы своей деятельности в соответствие с общественными представлениями о должном; б) этические основы поведения профессионалов определяет общество, а не сам профессионал или общность коллег по профессии; 3. Раскрыть содержание функций профессиональной этики, привести примеры реализации каждой из них. | 3.04 | Письменный ответ | |
2. | Профессио-нальная педагогичес-кая этика | 1. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем. · Педагог: права и обязанности по отношению к обществу. · Смысл и содержание профессионального долга педагога. · Вечные нравственные ценности в деятельности педагога. · Личный пример как отражение моральных принципов педагога. 2. Раскрыть особенности проявления корпоративности в педагогической этике. 3. Раскрыть содержание основных понятий педагогической этики и предложить пути их реализации в своей деятельности. | 10.04 | Сочинение Письменный ответ | |
3. | Этика отношений в системе «педагог – учащийся» | 1. Составить перечень этических правил поведения в системе «педагог – учащийся». Обосновать их необходимость. 2. Аргументировано ответить на вопрос: Как проявляется педагогический такт в системе «педагог – учащийся»? 3. Аргументировано ответить на вопрос: Какие установки педагога способны оказать пагубное воздействие на личности учащихся? | 17.04 | Перечень правил Письменный ответ | |
4. | Этика отношений в системе "педагог - педагог" | 1. Составить конспект по теме. Источник: Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособ.для студ. вузов/Т.В. Мишаткина.- Ростовн/Д; Мн.- 2004.- Глава 4. 2. Подготовить эссе тему «Отношения в учительской: этика и этикет ». 3. Аргументировано ответить на вопрос: Какой из стилей руководства предпочтительней именно для Вас – как подчиненного и будущего руководителя? | 24.04 | Конспект Эссе Письменный ответ | |
5. | Этика и культура межличностного общения педагога | 1. Ответить на вопросы тестов № 1, 2; обработать данные, проанализировать результаты: сформулировать имеющиеся проблемы и обозначить пути их решения. 2. Аргументировано ответить на вопрос: Представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? 3. Объяснить, как проявляется толерантность в межличностном общении педагога: значение, границы, мера. | 8.05 | Письменный отчет о проведении диагностики Письменный ответ | |
6. | Этикет в профессион-альной деятельности педагога | 1. Составить конспект по теме «Речевой этикет». Источник: Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учеб. пособ.для студ. вузов/Т.В. Мишаткина.- Ростовн/Д; Мн.- 2004. 2. Используя интернет-источники, составить правила сетевого этикета. 3. Ответить на вопросы теста № 1; обработать данные, проанализировать результаты: сформулировать имеющиеся проблемы и обозначить пути их решения. | 15.05 | Конспект Правила этикета Письменный отчет о проведении диагностики |
ТЕСТ 1.