Школьный тест умственного развития (штур)
(разработан учеными НИИ 0/777 РАН)
Цель: исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста.
Ход проведения. Учащимся зачитывается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить Ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от тех, что Вам приходится выпол-
нять на уроках. Для выполнения заданий Вам понадобятся ручка и бланки, которые я Вам раздам. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание теста и на примерах объясняется способ его решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок». После того, как исследователь убеждается в том, что учащиеся подготовлены к работе с тестом, школьникам предлагается выполнить поочередно шесть наборов заданий (субтестов). Каждый субтест выполняется за ограниченный промежуток времени:
1. Осведомленность 1—8 минут.
2. Осведомленность II — 4 минуты.
3. Аналогии — 10 минут.
4. Классификации — 7 минут.
5. Обобщения — 8 минут.
6. Числовые ряды — 7 минут.
Перед выполнением учащимися каждого субтеста зачитывается описание и разбираются примеры очередного субтеста. Далее экспериментатор спрашивает: «Есть ли вопросы?» При их отсутствии дается указание начать выполнение заданий. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, исследователь прерывает работу испытуемых и зачитывает инструкцию к следующему субтесту.
Наборы заданий субтестов Описание и примеры набора заданий № 1
В каждом из предложений не хватает одного слова.Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть одно слово, которое правильно дополняет данное предложение (в примерах правильный ответ выделен другим шрифтом).
Примеры:
I) Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...
а) случай;б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга;
д) писатель.
Правильный ответ - выделенное слово «жизнеописание».
2) Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ...
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный;
Д) положительный.
Правильный ответ — выделенное слово «положительный».
Набор заданий № 1
1. Начальные буквы имени и отчества называются ... а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс;
д) анаграмма.
2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ...
а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
3. Система взглядов на Природу и общество есть ...
а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор;
д) иллюзия.
4. Гуманный — это ...
а) общественный;б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...
а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника;
д) физиология.
6. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и ...
а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...
а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией;
г) кодексом; д) проектом.
8. Противоположностью понятия «лицемерный» будет.,. а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый;
г) вежливый; д) решительный.
9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...
а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.
10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это...
а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость, г) противоречивость; д) черствость.
11. Начитанность, глубокие и широкие познания — это ...
а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д)самомнение.
12. Этика — это учение о ...
а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе;
д) искусстве.
13. Противоположностью понятия «идентичный» будет ... а) тождественный; б) единственный; в) внушительный;
г) различный; д) изолированный.
14. Цивилизация — это ...
а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.
15. Оппозиция — это...
а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.
16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ...
а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова ^приоритет» и ...
а) изобретение; 6) идея; в) выбор; г) первенство;
д) руководство.
18. Коалиция — это...
а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв;
д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и... а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость;
г) эгоизм; д) нравственность.
20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнивание в правах — это ...
а) закон; б) эмиграция; в) воззвание; г) действие;
д) эмансипация.
Описание и примеры набора заданий № 2 - К слову, находящемуся влевой части бланка,надо подобрать из четырех предложенных слов такое, котороесо-
впадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним, и подчеркнуть его. Примеры:
1) Век — а) история; б)столетие; в) событие;
г) прогресс.
Правильный ответ — выделенное слово «столетие».
2) Прогноз — а) погода; б) донесение; в)предсказание;
г) причина.
Правильный ответ — выделенное слово «предсказание».
Набор заданий № 2
1. Прогрессивный — а) интеллектуальный; б) передовой; в) ловкий; г) отсталый.
2. Аннулирование — а) подписание; б) отмена; в) сообщение; г) отсрочка.
3. Идеал — а) фантазия; б) будущее; в) мудрость;
г) совершенство.
4. Аргумент — а) довод; б) согласие; в) спор; г) фраза.
5. Миф — а) древность; б) творчество; в) предание;
г) наука.
6. Аморальный — а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный.
7. Анализ — а) факты; б) разбор; в) критика; г) умение.
8. Эталон — а) копия; б) форма; в) основа; г) образец.
9. Сферический — а) продолговатый; б) шаровидный;
в) пустой; г) объемный.
10. Социальный — а) приятный; б) свободный; в) запланированный; г) общественный.
11. Гравитация — а) притяжение; б) отталкивание;
в) невесомость; г) подъем.
12. Аграрный — а) местный; б) хозяйственный; в) земельный; г) крестьянский.
13. Экспорт — а) продажа; б) товары; в) вывоз; г) торговля.
14. Эффективный — а) необходимый; б) действенный;
в) решительный; г) особый.
15. Радикальный — а) коренной; б) ответный; в) последний; г) отсталый.
16. Негативный — а) неудачный; б) ложный; в) отрицательный; г) неосторожный.
17. Мораль — а) этика; б) развитие; в) способность;
г) право.
18. Модифицировать—а) работать, б) наблюдать;
в) изучать; г) видоизменять.
19. Субъективный — а) краткий; б) общественный;
в) личный; г) скрытый.
20. Сентиментальный — а) поэтический, б) чувствительный; в) радостный; г) странный.
Описание и примеры набора заданий №3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть.
Примеры:
1) Песня : композитор = Самолет :
а) аэропорт; б) полет; в) конструктор, г) горючее;
д) истребитель.
Правильный ответ — выделенное слово «конструктор».
2) Добро : зло = день :
а) солнце; 6) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Правильный ответ — выделенное слово «ночь».
Набор заданий № 3
1. Глагол : спрягать = существительное :
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.
2. Фигура : треугольник = состояние вещества:
а) жидкость; б) движение; в) температура;?) вода; д) молекула.
3. Тепло : жизнедеятельность = кислород:
а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.
4. Роза : цветок = капиталисты :
а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитал; г) класс; д) фабрика.
5. Холодно : горячо = движение :
а) инерция; б) покой, в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.
6. Слагаемое : сумма в сомножители :
а) разность; С) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.
7. Числительное: количество = глагол
а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи;
д) спрягать.
8. Растение стебель = клетка :
а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.
9. Молния : свет = явление тяготения :
а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.
10. Стихотворение : поэзия = рассказ :
а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение;
д)проза.
11. Север : юг = осадки :
а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.
12. Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй:
а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.
13. Горы : высота == климат :
а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.
14. Старт: финиш = пролог:
а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие;
д) эпилог.
15. Война: смерть = частная собственность:
а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы;
д) крепостные крестьяне.
16. Диаметр : радиус = окружность :
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.
17. Колумб : путешественник = землетрясение :
а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление
18. Папоротник: спора = сосна :
а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.
19. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон :
а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность;
д) метеослужба.
20. Рабовладельцы : буржуа = рабы :
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.
21. Молоток: забивать = генератор:
а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.
22. Прямоугольник: плоскость = куб :
а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник;
д) сторона.
23. Эпителий : ткань = аорта :
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена;
д) кровь.
24. Богатство: бедность = крепостная зависимость:
а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.
25. Роман : глава = стихотворение :
а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.