Право общества на информацию и право человека на тайну частной жизни
Существует немалая разница между общественным интересом и общественным любопытством. Декан факультета журналистики Уральского государственного университета Б. Н. Лозовский предложил конкретизировать понятие «общественный интерес» и при обнародовании сведений о частной жизни граждан руководствоваться «Правилом четырех «Б». По его мнению, сведения необходимо оглашать, если поступки гражданина «создают угрозу (или способствуют) благополучию, благосостоянию, безопасности большинства аудитории или третьих лиц». 2 типа материалов: критические и положительные. Благодаря огласке субъективное отношение журналиста к своему персонажу приобретает социальный смысл. Стереотипизация при оценочном суждении неизбежна, уменьшить её издержки.
Граны вмешательства журналиста в личную жизнь и внутренний мир героя: личная жизнь: где заканчивается право общества на информацию и начинается право на личную жизнь? Это информация о происхождении, национальности, вероисповедании, физических отклонениях, предпочтениях; использование журналистом дневников, переписки героев.
Неэтично и нечестно «тонкими намёками» высмеивать физические недостатки «героя», вскользь и практически неощутимо для читателя, но, безусловно, явно для критикуемого нажимать на его больные места. На наш взгляд, избежать совершения таких мелких, но непростительных ошибок для журналиста не менее важно, а возможно и первостепенно. Маральная дыскрэдытацыя чалавека ў СМІ (паклёпы і абразы, “вайна кампраматаў”).
Информация о частной жизни человека не может быть использована без его согласия (Закон о СМИ), в этом заключается право человек на частную жизнь. Всеобщая Декларация прав человека в п.12 гласит: «Запрещено вмешательство в личную и семейную жизнь человека», в Междунар. Принципах проф. этики п. 6 говорит: «уважение частной жизни и чел. достоинства».
Однако, бывают случаи, когда такая огласка необходима для защиты общественных интересов. В такой стуации в Законе о СМИ есть поправка о том, что «факт частной жизни перестает быть таковым, когда он представляет общественный интерес» Однако существуют немалые различия между общественным интересом и общественным любопытством.
Этика рекламы
В Законе РБ «О рекламе» есть статья 26 «Ненадлежащая реклама», пункт 3 гласит:
Противоречит нормам проф. этики журналиста реклама, которая:
- содержит инф., нарушающую общепринятые нормы морали (оскорбительные слова, фразы; раситские и дискриминирующие призывы);
- порочит историко-культурные объекты;
- дискредитирует организацию, кот. не пользуется объектом данной рекламы;
- содержит негативную оценку товара;
- вводит потребителя в заблуждение (по средствам имитации звука, текста, изображения используемых в др. рекламе).
21.Моральные и правовые требования к творческой деятельности журналиста в процессе сбора информации. Сведения из официальных и неофициальных источников
Нормы профессиональной этики запрещают журналисту обнародовать в качестве достоверной информацию, основанную на неподтверждённых фактах, слухах, предположениях, а также полученную из недостоверных источников.
Оценивая источники информации и полученные сведения, журналист подразделяет их для себя на достоверные, вызывающие сомнение и недостоверные. А ещё важно представить степень объективности человека, его отношение к характеризуемому лицу, присутствие личных мотивов описываемой ситуации, условия, в которых происходил сбор информации. Если сгруппировать все эти признаки, то то сводятся они к двум : компетентности и объективности. Бывает из-за нехватки времени журналист вынужден обращаться к менее компетентному источнику, но зато находящемуся под рукой. При этом случается, что журналист уверен. Что беседовал с человеком серьёзным, но при этом принял за компетентность какие – то внешние признаки.
В перепроверке нуждаются не только слухи, полученные из вторых рук. Не исключение и официальные лица. В них тоже бывает много неточностей. Сейчас многие журналисты – доступ к Интернету, но там содержится масса неточностей и ошибок, верить безоговорочно нельзя.
О фальсификации сведений можно говорить не только применительно к документу (постановочная фотография преподносится как документальная съёмка, фабрикация фиктивных читательских писем, «заавторство»). Как фальсификацию – поведение журналиста, который представляет услышанное от кого-то за увиденное им же.
Ещё один вопрос: вправе ли журналист пользоваться информацией от друзей, близких, родных.
Пр.: Неверно демонстративное пренебрежение этикой («Пишут, что вы – вор. Правда ли это?..»). Некоторые внутрицеховые этические рекомендации предлагают: если уж пришлось разговаривать, к примеру, с террористами, давать им высказываться, но немного, и предварительно непременно проконсультироваться со специалистами из силовых структур.
В условиях газетной оперативности ради своевремменого информирования читателя нередко приходится совершать выбор между компетентностью источника информации и его доступностью. Из-за нехватки времени у журналиста часто не оказывается времени на личную встречу с первоисточником информации, поэтому многие сведения газетчики собирают «из вторых рук» - при помощи посредников.
«не для печати» - Если журналист гарантирует человеку неразглашение его имени или обещает не использовать точного и адресного цитирования его слов, не демонстрировать в тексте диктофонную запись как документ – это условие надо затем соблюсти, использовать информацию как косвенную