Часть 4. Методическое руководство математическим развитием детей в ДОУ.
Руководство воспитательно-образовательным процессом в ДОУ осуществляют заведующая и методист дошкольного учреждения.
Главными направлениями в руководстве математической подготовкой детей являются [16]:
- создание оптимальных условий для математического развития детей;
- осуществление систематического контроля и методической помощи воспитателям возрастных групп;
- изучение и обобщение лучшего опыта работы по математическому развитию детей и распространение новаторских идей;
- повышение квалификации воспитателей;
- пропаганда знаний среди родителей;
- осуществление преемственности в работе детского сада и школы.
Эффективность методического руководства работой педагогов по формированию элементарных математических представлений зависит от реализации следующих условий: плановость, целенаправленность, систематичность, дифференцированный подход, проверка исполнения, координированность — согласованность в работе с методистом, непрерывность повышения квалификации [13].
Большое внимание уделяется созданию педагогических условий, соответствующих нормальной организации работы по формированию у детей математических представлений. Эффективность этой работы во многом зависит от наличия в методическом кабинете учебных пособий, методических разработок по данному разделу, технических средств обучения, наборы демонстрационного и раздаточного материала.
Одним из важных аспектов управления организацией математическим развитием детей является планирование. Оно начинается со всестороннего и глубокого анализа этого направления образовательного процесса. С этой целью осуществляется систематический контроль.
Особенностью контроля как функции управления является то, что он предполагает оказание своевременной методической помощи. Он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации, в том числе характеристик детей (на основе диагностики) и календарных планов, беседы с воспитателями, посещения возрастных групп, проверка наличия и исправности оборудования и т. п. Каждый этап контроля заканчивается подведением итогов.
Особое внимание следует уделять повышению квалификации и профессионального мастерства воспитателей по аспекту математического развития дошкольников. Важное место в этой работе должны занимать коллективные просмотры занятий.
Накануне коллективного просмотра занятия изучаются и обсуждаются теоретические вопросы, связанные с проблемой открытого занятия. В процессе обсуждения определяются главные идеи и возможности их внедрения в практику работы с детьми.
Воспитатель заранее готовит конспект открытого занятия, который утверждается методистом или заведующей детским садом.
Наблюдение за ходом занятия фиксируется каждым присутствующим. Формы записи могут быть разные. Например: страница делится пополам по вертикали. На одной половине записываются наблюдения, связанные с деятельностью воспитателя, а на другой — то, что касается детей; в одной колонке записывается ход занятия, а в другой — достижения и недостатки. Поделив страницу на три колонки, в первой фиксируют замечания, связанные со структурой, ходом занятия, в другой — замечания к деятельности педагога, в третьей — к деятельности детей. Можно сделать и такую запись: поделив страницу на четыре колонки, в первой анализируется организация деятельности и личностные качества педагогов, во второй — выполнение учебных задач, в третьей — воспитательные задачи, в четвертой — деятельность детей и характеристика группы в целом [16]. Особое внимание уделяется обсуждению занятия, в котором имеют место самоанализ и коллективный анализ.
Алгоритм педагогического анализа занятия можно представить следующим образом [16].
1) организационная деятельность воспитателя на занятии (наличие плана или конспекта занятия, степень реализации его воспитателем, оснащенность наглядными пособиями, выполнение психогигиенических требований, уровень подготовленности воспитателя, рациональность использования времени);
2) дидактическая деятельность воспитателя на занятии: соблюдение дидактических принципов, особенно дифференциации и индивидуализации, степень выполнения программного материала, оптимальность методов обучения;
3) воспитательная деятельность на занятии, которая анализируется исходя из развития нравственно-волевых качеств у детей;
4) проявление личностных качеств педагога на занятии: речи, педагогической культуры, такта, стиля отношений, внешнего вида педагога;
5) деятельность детей на занятии: степень активности и работоспособности, наличие интереса к занятию, навыков самостоятельности, уровень развития речи, навыков учебной деятельности, стиль взаимоотношений между собой и с воспитателем, внешний вид детей.
Вышеуказанные требования к анализу занятия не могут быть неизменными продолжительное время, они должны корректироваться в зависимости от цели наблюдения, но какая бы ни стояла цель посещения, главное — это оказание помощи воспитателю. Поэтому после занятия методист должен побеседовать с воспитателем, научить его осуществлять самоанализ.
С целью изучения и обобщения опыта работы воспитателя широко используются взаимопосещения. Материал взаимопосещений используется на педагогических советах, методических совещаниях, индивидуальных и групповых беседах и консультациях с воспитателями.
Педагогические советы являются постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения методических вопросов. Успех работы педагогического совета зависит от того, насколько грамотно подготовлен вопрос, вынесенный на обсуждение. Большой интерес вызывают педагогические советы, на которых анализируется состояние учебно-воспитательной работы в одной или одновременно нескольких возрастных группах и дается оценка уровня знаний детей, их умений и навыков в соответствии с требованиями программы.
Обсуждая подобные вопросы, заведующая детским садом и методист обращают внимание педагогов на наиболее ценные приемы активизации обучения, на имеющиеся недостатки и пути их устранения.
На педагогических советах обсуждаются результаты взаимных посещений групп воспитателями, в процессе которых повышается мастерство и педагогическая культура педагогов.
В плане повышения педагогического мастерства воспитателей важное место занимают коллективные и индивидуальные консультации.
При подготовке к консультации следует заранее оповестить воспитателей о теме консультации, подготовить научно обоснованные рекомендации по каждому вопросу и проиллюстрировать их примерами из практики детского сада, подобрать методический материал, составить список литературы с указаниями к ее использованию. Методист помогает воспитателям обобщить опыт работы в виде докладов, сообщений, методических рекомендаций, статей в методические журналы, осуществляет контроль за учебой воспитателей в методических объединениях, кружках, на семинарах, практикумах.
Семинары проводятся с целью глубокого и всестороннего изучения той или иной проблемы. Тематика семинаров определяется потребностью педагогов в повышении теоретического уровня по конкретному вопросу организации математического развития детей. Проведение семинаров особенно необходимо для начинающих педагогов, а также в случаях серьезных затруднений воспитателей в реализации какой-либо конкретной программной задачи.
На семинаре должны рассматриваться как общетеоретические, так и практические вопросы. Целесообразно проводить и анализ работы воспитателей.
Семинары-практикумы организуются с целью научить воспитателей определенным практическим умениям. На них рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий и дидактических игр; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы.
Как семинары, так и семинары-практикумы проводятся в течение определенного периода или на протяжении всего учебного года [13],[16]
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К РАЗДЕЛУ 2