Основные функции мониторинга
Функции | Содержание |
Информационная | Способ регулярного получения сопоставимой информации и развитии системы образования, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы |
Интегративная | Один из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования |
Диагностическая | Позволяет дать оценку различным явлениям путём отслеживания состояния системы образования и происходящих в ней изменений |
Компаративистская | Создаёт условия для сравнения состоянии системы образования в целом или различных её элементов: во времени – состояние системы в разные периоды времени, в пространстве сравнение с системами образования (компонентами этих систем) в других регионах и странах |
Экспертная | Экспертиза состояния, концепции, форм, методов развития системы образования, её элементов и подсистем |
Прикладная | Способствует принятию максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решении, прежде всего управленческих |
ИНФОРМАЦИОННАЯ. Даёт возможность выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь. На этой основе происходит участие в управлении педагогическим процессом, анализируется эффективность воспитания и образования. Введение педагогического мониторинга позволит достигнуть положительного эффекта развития, конкретные же резервы его усиления постоянно выявляются при отслеживании всех текущих процессов. Традиционно в исследовании педагогического процесса фиксировались преимущественно лишь его результаты, выраженные в показателях усвоения умений и навыков. При введении педагогического мониторинга основное внимание направляется на особенности течения, развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения). Эта процессуальная информация является гораздо более информативной и оперативной по сравнению со сведениями о результатах, на что указывают в своих исследованиях В.В. Репкин, Г.П. Репкина, Е.В. Заика и др.
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ. Участие в педагогическом мониторинге различных участников педагогического процесса - воспитателей, заведующих, методистов, родителей - повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда. Исследовательская установка является основой педагогического творчества. Благодаря педагогическому мониторингу процесс построения образовательной и воспитательной работы в дошкольном учреждении может стать личностно своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазону личностных возможностей деятельности педагога.
ФОРМИРУЮЩАЯ. Внедрение педагогического мониторинга и работу дошкольных учреждений позволит более эффективно использован, «зону ближайшего развития» ребенка. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, слабые и оформляющиеся стороны, что может быть полно отслежено с помощью педагогического мониторинга. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребёнка.
КОРРЕКЦИОННАЯ. Тесно связана с формирующей функцией. Направленность педагогического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного.
Все функции, которые выполняет педагогический мониторинг как часть педагогической деятельности, подчинены цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью.