Воспитание вдухе мира
Педагогическое направление «Воспитание в духе мира» возникло в 60-х годах в ФРГ и распространилось по всему миру.
В рамках одного из международных проектов Всемирной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕР) по инициативе польского национального комитета в 1982 г. было проведено анкетирование по проблеме «Воспитание дошкольников в духе мира». Материалы, присланные из 17 стран, были обобщены и представлены М. Дунин-Васович (Польша) в комитет международных программ ОМЕР.
В материалах указываются пять основных направлений педагогического воздействия, направленного на воспитание детей в духе мира:
- формирование позитивного и дружественного отношения к окружающему;
— развитие самостоятельности и обучение взаимодействию с
другими людьми (детьми и взрослыми);
— воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогу (диа
логическому общению);
- пробуждение чувства национальной принадлежности;
- воспитание международной солидарности.
Для реализации этих основных направлений педагогической работы методы дошкольного воспитания должны базироваться на доверии между воспитателем и ребенком, на взаимоприятии и доброжелательности. При этом дети не должны быть только потребителями внимания и заботы, которыми окружают их взрослые, они должны хотеть и уметь помогать и доставлять радость другим.
Основными условиями, обеспечивающими формирование позитивного отношения ребенка к миру, являются:
- организация гармоничного образа жизни, формирование
детского коллектива, в котором налажены межличностные кон
такты между детьми и между каждым ребенком и воспитателем;
- организация достаточно широкого пространства, позволяю
щего детям легко и свободно перемещаться и создавать различные
«микроклиматы», уютно обставленные и комфортно организован
ные пространства для делового общения; особое значение имеет
доступ к природе, инициирование самостоятельного эксперимен
тирования и проявления индивидуальности.
По мнению многих педагогов и психологов, соревнование как педагогический прием недопустимо в связи с особенностями возрастного развития и негативными результатами соперничества между детьми как для победителя (чувство превосходства), так и для побежденного (чувство обиды, зависти и даже агрессивности).
Социально негативный или позитивный характер воздействия детей-лидеров зависит от того, на чем их поведение основано: на стремлении к власти, к эксплуатации в различных формах более слабых либо на особых организаторских способностях и дружеском отношении к другим.
В современной дошкольной педагогике основной задачей является осознание ребенком своего собственного «Я» и формирование умения управлять своим поведением. Дошкольное учреждение может и должно стать школой мирного сосуществования и демократического делового сотрудничества, развития ответственности за собственное поведение и выполнение возложенных на него обязанностей группой детей или взрослым.
Полученные материалы из разных стран содержат педагогические и психологические доказательства необходимости исключения принуждения ребенка как воспитательной меры. Однако, к сожалению, все еще часто встречаются случаи жестокого обращения с ребенком"~в детском саду и семье. К самым опасным источникам, распространяющим примеры жестокости и насилия, отнесено те-
левидение, возрастающее влияние которого затрагивает и жизнь ребенка.
Подчеркивается необходимость наличия в дошкольном воспитании множественности моделей поведения, обеспечивающих право быть иным. Важной задачей является формирование у ребенка установки на поиск новых целей и новых решений, благоприятствующих диалогу с партнером. Поиск и экспериментирование признаются основной привилегией детства.
Одним из важнейших факторов, препятствующих формированию у детей агрессивной установки как защитного механизма против всякого рода детского страха, является чувство безопасности, защищенности, принадлежности к определенной социальной группе: семье, друзьям, нации. При этом для детей, как и для взрослых, не может быть культур высших и низших; предлагаемая меньшинствам помощь, способствующая уничтожению их самобытности и приводящая к унификации, не должна приниматься. Каждая нация, сохраняя свои особенности, одновременно обогащает сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Развитие чувства национальной принадлежности должно формироваться на фоне приобщения к культуре других народов и уважения к ней. И обучение в дошкольных учреждениях и школах иностранным языкам также должно способствовать решению этих задач.
Таким образом, представители разных стран содержанием мирных взаимоотношений между людьми считают: а) любовь и уважение к ближнему, искренность сопереживания, приветливость и понимание; умение помогать нуждающимся в этом людям; б) соблюдение справедливости, принятых в обществе моральных норм, противодействие злу без проявления агрессивности; в) чувство солидарности и ответственности по отношению к другим.
В ряде стран кроме целенаправленной систематической работы по воспитанию у детей умения и желания жить в духе мира особое внимание уделяется проведению всяческого рода акций.
Так, например, в Японии дети под Рождество приносят в детский сад свои копилки, куда они в течение года бросали мелкие монеты, чтобы послать собранные деньги в зарубежные благотворительные организации; или дети вместе с воспитателем пишут обращения в адрес международных мирных конференций с просьбой запретить войну и т. п. В Швеции, в заранее назначенный день на площадях и улицах дети вместе со взрослыми собирают военные игрушки (пистолеты, танки, ружья и т. п.) и сжигают их.
Остановимся несколько подробнее на особой роли военной игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных прежде всего с деятельностью IPA (Международной ассоциации в защиту права ребенка на игру), которая руководит проведением национальных акций через своих членов в более чем сорока странах и осуществ-
ляет обмен мнениями, результатами и новыми решениями. По результатам работы, проведенной во многих странах, IPA еще в 1987 г. была определена ООН как «посланец мира».
Отношение IPA к военной игрушке было выражено в декларации, которая требовала прекращения производства и продажи военных игрушек и игр с применением насилия и разрушения.
В докладе одного из президентов IPA Ника Нильссона, сделанном на международной конференции, и его книге «Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался ряд проблем, связанных с военными играми.
Н. Нильссон пытается дать определение военным игрушкам и относит к ним любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем применения насилия и которые могут быть предназначены для нанесения ранений или убийств.
Исходя из этого, автор выстраивает определенную классификацию военных игрушек:
- игрушки, имитирующие оружие (ружья, автоматы, револь
веры, пистолеты, гранаты, бомбы и т.д.);
- конструкторы для изготовления моделей танков, боемашин,
пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;
- игрушки, имитирующие боевые машины, танки, самолеты,
военные корабли и т.д.;
— солдатики и военные предметы, помещенные в контекст
военных действий;
- электронные и компьютерные игры соответствующей тема
тики (войны и/или насилия).
Ссылаясь на документы канадского совета IPA, H. Нильссон делает следующие выводы.
— военные игрушки увеличивают агрессивность в поведении, а
не кооперативные и креативные способы поведения;
- в игре с военными игрушками дети приобретают опыт дест
руктивного поведения;
- военные игрушки учат детей воспринимать войну как игру,
интересное приключение, где можно убивать, а насилие — при
емлемый способ разрешения проблем и конфликтов;
- дети, играющие с военными игрушками или видеоиграми, а
также регулярно смотрящие телевизор, имеют тенденцию к вос
приятию мира более угрожающим, чем он есть на самом деле, и
более склонны принимать решения с позиции силы.
В ряде стран проводились специальные исследования по изучению влияния военных игрушек на детскую игру. Так, доктор Ч. Тендер, психолог из университета в Солт-Лейк-Сити, наблюдал за игрой детей 4 — 5 лет с обычными игрушками и игрушками военного типа. Было обнаружено, что во время игры с военными игрушками у детей значительно увеличивалось агрессивное и анти-
социальное поведение. Вместе с тем, как заметил Ч. Тендер, когда дети играли в самодельные военные игрушки, они не проявляли того антисоциального поведения, которое наблюдалось в игре с фабричными игрушками.
Однако другой исследователь (профессор психологии Л. Берко-виц) показал, что даже самодельные ружья вызывают у детей агрессивное поведение, особенно у тех, кто к этому расположен. По его мнению, многие дети ассоциируют оружие с насилием, приводящим к вознаграждению. И это идет прежде всего от телевидения и комиксов.
Многие исследователи признают привлекательность военных игрушек, которую они связывают с тем, что они придают ребенку силу и являются средством уравнивания в правах. При этом большинство исследователей понимают, что если от детей убрать военные игрушки, они все равно будут играть в войну, используя, например, карандаш в качестве пистолета и произнося «пиф-паф». Но затем карандаш может использоваться по назначению (для рисования и др.), а игрушечный пистолет в другой функции детьми не используется.
Никто не предполагает, что ребенок, играющий с военными игрушками, станет солдатом. Однако их использование в играх-может внушить детям мысль, что решать конфликты при помощи насилия и оружия — это основной и правильный способ.
В свете выработанного отношения к военным игрушкам IPA предлагает ряд мер для дальнейшей деятельности. К основным из них относятся следующие:
- вынести вопрос о военных игрушках на обсуждение парла
ментов всех стран;
- проводить соответствующую работу с воспитателями, роди
телями и учителями;
- убеждать представителей торговли в пагубном влиянии воен
ных игрушек на воспитание детей;
- в каждой стране в детских садах, школах, микрорайонах и т. п.
необходимо создавать «зоны, свободные от игрушечного оружия»;
- воспитание в духе мира должно включать широкий спектр
вопросов мира, свободы, прав человека, а его составляющими
должны стать: знание, чувство, действие;
- организация гласных акций бойкота (дети с самодельными
плакатами перед магазинами игрушек; демонстрации, ралли и
марши протеста накануне Рождества, когда покупается большое
количество игрушек; костер из военных игрушек, их похороны);
создание сети агентов по обмену военной игрушки на игрушку
«дружелюбного» характера, работа с прессой и средствами массо
вой информации и др.
Конечно же, такая планомерная борьба с военной игрушкой, с играми, инициирующими проявление агрессии и насилия, несом-
ненно, может принести определенные результаты. Однако их явно недостаточно для переориентации детской игры на мирную тематику, поскольку военные сюжеты провоцируются не только игрушками, но и реально существующими конфликтами, разрешающимися немирными средствам. Дети играют в то, что они видят в окружающей жизни и на экране телевизора.
Но именно в наше время, когда военные конфликты и насилие распространяются по всей Земле, усиливается агрессивность людей, особенно значимой становится глубокая, комплексная и систематическая работа с детьми по воспитанию их в духе мира. Эта проблема актуальна и для нашей страны.
Вопросы для повторения
1. Является ли воспитание в духе мира актуальным для всех стран?
2. Как можно объяснять детям темы войны и мира? Должны ли дети
переживать травмы, получаемые другими детьми?
3. Как воспитать положительное отношение к окружающему, стремле
ние жить со всеми в мире?
4. Какова роль в этом игр и игрушек?