Цели и задачи воспитания в современных условиях
Генезис целей воспитания.
Важным элементом воспитания являются целиГлавная цель воспитания – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.
Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры (Е.В. Бондаревская). Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.
В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности (переход на новые уровни), ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новообразований (новых качеств личности), интеграция личности (В.С. Кукушин).
Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.
Многообразие целей воспитания. Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох.
Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель де Монтеннь, Томмазо Кампанелла и др.) провозглашали культ человека. Человек в трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура (Г.М. Коджаспирова).
Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим
Дж. Локк говорил овоспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.
Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» рассматривал, каким должно быть воспитание: свободным, естественным, зависящим от природы, людей.
Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня – обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.
Т. Кампанелла писал о том, что система воспитания носит общественный характер и одинакова для всех граждан. Воспитание должно быть организовано так, чтобы все дети развивали свои силы и способности.
Цель воспитания у И.Г. Песталоцци – развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци – основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию».
И. Кант видел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта – педагогика воли.
Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту, достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого нравственными идеями внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.
Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считали, Трудовое воспитание – необходимое условие всестороннего развития человека.
Цель воспитания у Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского – воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.
К.Д. Ушинский писал о том, что воспитание зависит от исторического развития народа, его нельзя выдумать или заимствовать у других: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
По М. Монтессори, воспитаниевозможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности. Система М. Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.
Я. Корчак говорил об осознании и признании ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. Сформулировал принципы воспитания: уважения труда познания ребенка, его неудач и слез, собственности ребенка, тяжелой работы роста, самобытности ребенка, паритетности взаимоотношений, безопасности, ненасилия, безусловной поддержки и помощи, безусловной любви воспитателя к воспитаннику.
П.П. Блонский сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знания закономерностей развития ребенка; на уважении личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннем развитии его личности. П.П. Блонский сформулировал принцип индустриализации – тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.
А.С. Макаренко разработал систему воспитания и создал теорию трудового коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Он утверждал, что самое главное – «уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью». Одним из важнейших элементов воспитания он считал трудовое воспитание. Разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье.
В.А. Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В.А. Сухомлинским также разработаны вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.