Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях

Московский Технический Университет Связи и Информатики

Кафедра радиооборудования и схемотехники

ДОКЛАД по курсу «Психология и педагогика»

«Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях»

Выполнил

студент группы МРТ1501

Нестеров А. А.

Проверил

Долин Г.А.

Москва - 2015

Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях.

Цель – это осознанное представление конечного результата деятельности. Под целью воспитания понимают заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни.

Цель характеризуется объективностью – соответствие цели ожиданиям общества об идеале человека и нравственно-правовым требованиям к личности. Цель воспитания носит исторический характер – определяется интересами правящих классов.

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.

На примере целей воспитания особенно отчетливо видна социально-историческая природа педагогических целей

В соответствии с гуманистической, личностно-ориентированной образовательной парадигмой (отнюдь, впрочем, не общепринятой) цели обучения и воспитания должны, прежде всего, заключаться:

1) в создании условий, необходимых для максимально полного освоения личностью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством;

2) вторая важнейшая цель воспитания — помощь воспитуемому в раскрытии его внутренних потенций, в движений по пути самореализации (самоактуализации — в терминах гуманистической психологии;

3) третья цель, без которой невозможно достижение двух первых, — стимулирование познания человеком самого себя, выработка индивидуального стиля жизни и деятельности;

В любом случае цели воспитания, принимаемые педагогом, не могут быть директивными, они могут только полнее раскрывать поле выбора перед воспитанником и последствия того или иного выбора. Право же выбора всегда остается за личностью.

По мере общности цели разделяются на:

Общие, генеральные – указывают главное направление воспитательной деятельности всех учреждений образования, определяет характер педагогического воздействия на личность;

Частные (рабочие) – связаны с решением определенных воспитательных задач на различных этапах формировании личности;

Конкретные (оперативные) – цели конкретного воспитательного мероприятия, учебного занятия; направлены на формирование определенных знаний, конкретных способов мышления и деятельности;

Личные – это целевые установки каждого участника педагогического процесса. В процессе образования учащихся педагог должен учитывать их личные цели для придания образовательному процессу гуманистического, личностно-ориентированного характера, а также должен включать воспитанников в формирование собственных целевых установок и проектов деятельности по их достижению.

Принципы обучения – это основные исходные положения-требования, определяющие направленность образовательного процесса, его содержание, методическое обеспечение, деятельность преподавателя. (Принципы могут меняться, в зависимости от учебного заведения, средняя школа, вуз принципы меняют свою значимость, важно, чтобы принципы соответствовали задачам высшего образования).

Накопление научных философских, социологических, психологических, педагогических знаний позволило вскрыть закономерности и логику процесса познания, функционирования педагогического процесса. На основе этих науч­ных данных и были сформулированы принципы обучения.

К важнейшим дидактическим принципам относятся:

- научность и социальная направленность обучения; - единство теории и практики в обучении;

- активность и сознательность в обучении; - обучение на высоком уровне трудностей; - наглядность в обучении; - систематичность и последовательность в обучении; - прочность обучения; - коллективизм и индивидуальный подход;

Каждый из этих принципов содержит целый комплекс требований, опре­деляющих содержание, организацию и методику обучения человека. Характер этих требований во многом обусловлен целями, задачами особенностями обу­чения, в том числе и профессиональными.

Принцип "Научность и социальная направленность в обучении" отража­ет зависимость содержания, организации и методики обучения от уровня раз­вития науки техники, уровня жизни и социального заказа общества на обуче­ние и образование его граждан. Главный смысл принципа можно выразить двумя предложениями-вопросами: - в чьих интересах ведется обучение, - ка­кие теоретико-методологические позиции лежат в основе его организации? Если обучение специалистов, школьников ведется в интересах самого человека, его качественной подготовки к жизни и деятельности, то обучение должно от­вечать соответствующим требованиям. Каковы же требования принципа "научность и социальная направленность в обучении"?

- организация, содержание и методика обучения должны базироваться на
новейших достижениях науки, в том числе и педагогики;

- при осуществлении обучения необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами человеческой личности ее потребностями и интересами;

- содержание и уровень обучения должен отражать потребности общест­ва в данных специалистах и данной профессии;

- обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, ценности, содержащиеся в изучаемом материале;

- показывать значение изучаемого материала для понимания современ­ной жизни, профессиональной деятельности.

Принцип "Единство теории и практики, а обучении" подчеркивает тот факт, что обучение человека должно носить комплексный характер. Оно дол­жен давать как интеллектуальное теоретическое развитие, так и формировать конкретные практические навыки для жизни и профессиональной деятельно­сти.

В то же время в ходе практической деятельности человек получает возможность для приобретения новых и совершенствования имеющихся знаний, навыков, умений. Требования принципа:

- содержание обучения должно быть комплексным: самая современная
теория и конкретная практическая направленность

- любая человеческая деятельность должна быть организована таким об­разом, чтобы в процессе ее человек получал что-либо новое, развивался;

- в обучении отражать реальные требования практической деятельности
и те задачи, которые предстоит решать специалисту;

- анализировать повседневную практику и вносить коррективы в про­цесс обучения.

Принцип "Активность и сознательность в обучении". Сущность прин­ципа заключается в следующем: обучаемые должны понимать цель и задачи обучения, осмысленно и настойчиво работать на приобретением необходимых знаний, навыков и умений, проявлять активность, самостоятельность и инициа­тиву в учебе. Требования принципа:

- в ходе обучения, обучаемые должны правильно воспринимать, пони мать и осмысливать учебный материал, не допускать ошибок при его запоми­нании;

- развивать у обучаемых интерес к обучению, овладению учебным мате­риалом;

- стимулировать, всемерно поощрять активность самостоятельность, добросовестность, проявленные при обучении;

- полнее использовать активные формы обучения, совершенствовать ме­тодику проведения занятий.

Принцип "Обучение на высоком уровне трудностей". Требования:

- преодолевать трудности в обучении обучаемые должны сознательно, понимая их необходимость;

- тщательно отбирать, группировать и подавать учебный материал с уче­том познавательных и физических возможностей человека;

- последовательно наращивать трудности от занятия к занятию;

- трудности должны носить интеллектуальный, а не организационный ха­рактер;

- трудность в обучении должна сочетаться с доступность изложения
учебного материала;

Принцип "Наглядность в обучении". Предназначение данного прин­ципа заключается в том, чтобы сформировать у воинов конкретные представ­ления об изучаемых проблемах. Выделяют следующие виды наглядности:

- натуральная или естественная наглядность: реальные образцы предме­тов;

- изобразительная наглядность: макеты, имитаторы, стенды, телевиде­ние, плакаты и рисунки;

- словесно-образная наглядность: яркие словесные описания, эпитеты, метафоры и др.

- практический показ

- символическая или графическая наглядность: схемы, чертежи, планы, карты и т.д.

Требования принципа:

- использовать те наглядные пособия, которые дают максимальный эф­фект в обучении;

- прибегать к использованию наглядных средств по мере объяснения ма­териала;

- руководить наблюдением обучаемых, устанавливать логические связи между применяемыми средствами наглядности;

- обучаемые должны самостоятельно работать с наглядными пособиями.

Принцип " Систематичность и последовательность в обучении" - логиче­ски связано распределять учебный материал, увязывать его с ранее пройденным, последовательно расширять круг представлений обучаемых;

- хорошо знать, что и как усваивают обучаемые, не переходить к рас­смотрению новых вопросов, пока нет уверенности в том, что предыдущие ус­воены хорошо;

- изучать материал по частям, выделять главное, логически связывать его между собой;

- вести систематический и действенный контроль за качеством усвоения
учебного материала.

Принцип "Прочность обучения":

- формировать у обучаемых установку на прочное и длительное запоми­нание учебного материала;

- побуждать обучаемых к сознательному, активному и самостоятельному
овладению знаниями;

- проводить систематические тренировки в целях закрепления получае­мых знаний, навыков и умений;

- использовать полученные знания в повседневной жизни, в профессиональной деятельности;

- периодически повторять ранее изученный материал.
Принцип "Коллективизм и индивидуальный подход":

- учитывать групповую психологию, создавать условия для совместной групповой работы;

- изучать и знать индивидуальные способности и возможности обучаемых;

- определять оптимальные средства обучения с учетом индивидуальных
особенностей обучаемых;

- проявлять внимание ко всем студентам, школьникам, независимо от то­го, кто как успевает;

- дифференцировать требования к обучаемым с учетом их индивидуаль­ных возможностей.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности педагогом или коллективом. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом её потребностей, интересов и физиологических возможностей. Цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов. Цели воспитания следует рассматривать в нескольких аспектах:

а) формирование заинтересованности в постоянном пополнении знаний и умений, выявлению новых способов учебно-познавательной деятельности;

б) формирование мотивации и опыта деятельности т.е. стремление осознать, чем хочу заниматься? И желание трудиться прилежно, доводя дело до конца;

в) формирование культуры и опыта общения с людьми;

г) формирование субъективно-личностных предпочтений, вкусов, духовных запросов и т.п.

Какова цель воспитания человека? Прежде всего, это - всестороннее и гармоничное развитие личности. Но цель воспитания может быть и частной -например, воспитать в студенте ответственность и организованность.

Воздействие воспитателя на воспитуемого может быть прямым, опосре­дованным и личным примером, когда человек не воздействует на другого спе­циально, но благодаря своей личности оказывает на него положительное или негативное влияние.

На достижение целей воспитания ориентированы методы воспитания, которые можно подразделить на три крупных блока:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования деятельности.

Наши рекомендации