ФормЫ подведения итогов по каждой теме или разделу
Текущее подведение итогов усвоения знаний организуется в форме практического одночасового занятия проверки и оценки знаний, умений и навыков – как разновидность - занятия самостоятельной работы (тестирование), но чаще – как занятие, организованное в форме коллективной творческой деятельности в малых группах (мастерские) или игры. Варианты проведения данного типа занятия оставлены на выбор педагога и могут быть реализованы в двух формах практической деятельности:
1) С фронтальными или индивидуальными (традиционными) видами работы в виде:
· семинара (коллоквиума)
· организационно-деятельной игры
· познавательной (контрольной) игры
· урока взаимопроверки.
2) С использованием новых ИКТ-технологий и других современных средств обучения:
· видеоурок, телеконференция
· компьютерное тестирование
· урок с использованием тренажёров
· лабораторная работа
· коллективная работа в рамках телекоммуникационного проекта.
Вопросы для организации текущего контроля
и самоконтроля усвоения обучающимися
программного материала
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №1 «Введение в предмет».
1. Что такое урбанизация? Конурбация? Мегалополис? Какие экологические проблемы поставила перед человечеством урбанизация?
2. Охарактеризуйте особенности урбаэкосистемы (городской экосистемы). От чего зависит ее существование?
3. Перечислите основные свойства и особенности города. Как вы понимаете такие его свойства, как динамизм и саморазвитие?
4. Перечислите основные виды ландшафта города. Какие элементы и факторы образуют структуру ландшафтов в городе?
5. Перечислите функциональные зоны городской территории. Чем вызвана необходимость зонирования?
6. Современные демографические проблемы крупных городов: дифференциация и депопуляция населения. К каким последствиям это может привести в перспективе?
7. Что такое «градостроительная экология», «экологическая архитектура» и «ландшафтная архитектура»?
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №2 «Энергообеспечение населенных мест».
1. Основные виды природного топлива, его классификация по происхождению и агрегатному состоянию.
2. Перечислите экологические преимущества природного газа перед твердым топливом.
3. С какой целью проводится подземная газификация угля? Имеет ли дизельное топливо преимущества перед автомобильным бензином в экологическом аспекте?
4. Что такое альтернативное углеродсодержащее топливо? Оцените целесообразность его применения в городских условиях.
5. Каковы мировые тенденции в использовании различных энергоресурсов? Чем опасно для России повышение доли природного газа среди топлив?
6. Перечислите отрицательные экологические последствия тепловых электростанций. Где сосредоточены города с максимальным влиянием теплоэнергетики на окружающую среду?
7. Охарактеризуйте положительные стороны гидроэнергетики. Какие экологические последствия проявляются после строительства гидроэлектростанции?
8. Что такое малая гидроэнергетика? Могут ли малые ГЭС оказать положительное влияние на развитие населенных пунктов?
9. Перечислите: 1) преимущества ядерной энергетики; 2) недостатки АЭС в экологическом аспекте.
10.Каковы технологии захоронения радиоактивных отходов? Каково устройство ядерного «могильника»?
11. Что такое ядерный топливный цикл? Перечислите основные мероприятия по повышению уровня безопасности АЭС.
12. Раскройте перспективы применения малых АЭС для развития городов.
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №3 «Альтернативная природосберегающая энергетика для населенных пунктов».
1. В чем состоит разница между добавляющими и недобавляющими видами источников энергии? Что такое Энергодемографический кризис?
2. Каким образом используется солнечная энергия для теплоснабжения? Что такое солнечный коллектор?
3. Раскройте принцип работы активной солнечной нагревательной системы. Что такое солнечный «пруд»?
4. Охарактеризуйте с экологических позиций достоинства и недостатки наземных солнечных электростанций с гелиостатами.
5. Как осуществляется прямое преобразование солнечной энергии в электрическую? Принцип работы фотоэлектрического преобразователя.
6. Как используется энергия морей и океанов в волновых электростанциях? Электростанциях морских течений? Приливных электростанциях?
7. Каковы перспективы геотермальной энергетики для России?
8. Какие недостатки экологического характера присущи ветродвигателям? Как они могут быть устранены?
9. Как работает биоэнергетическая установка? В каких случаях наиболее целесообразно использование биогаза?
10. Перечислите достоинства и недостатки водородной энергетики; методы хранения и транспортирования водорода.
11. Каковы возможности энергоснабжения в ЖКХ страны?
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №4 «Система водоподготовки в городах и её проблемы».
1. Почему академик А. Ферсман называл воду «минералом жизни»? Какую роль играет это уникальное вещество в развитии жизни на планете?
2. Какая связь между качеством воды и здоровьем человека? Согласны ли вы, что чистая питьевая вода — это обостряющийся во времени лимитирующий фактор развития нашей цивилизации?
3. Какие естественные примеси содержатся в чистой пресной воде? Какие соли вызывают ее жесткость?
4. Перечислите и охарактеризуйте виды водопользования в городской структуре.
5. С какой целью устанавливаются зоны санитарной охраны района водозабора? Кто контролирует выполнение санитарных мероприятий в указанных зонах?
6. Что такое лимитирующий признак вредности? Класс опасности вещества?
7. В чем заключается специальный режим на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос? Какова минимальная ширина водоохранной зоны для рек?
8. Какие физические, химические и микробиологические показатели принимаются во внимание при оценке качества питьевой воды?
9. Охарактеризуйте понятие «поведение химического вещества в окружающей среде». Как определяется токсичность воды? Что такое «тест-объект»?
10. Какие классы опасности загрязняющих воду веществ выделены в рыбохозяйственном водопользовании?
11. Перечислите основные этапы водоподготовки. Чем различаются схемы реагентной и безреагентной очистки воды, и где они используются?
12. Почему такое внимание уделяется обеззараживанию питьевой воды? Известны ли вам факты массовых заболеваний людей, обусловленных недоброкачественной питьевой водой?
13. Согласны ли вы с утверждением, что устойчивое развитие России невозможно без экологически устойчивого обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества? Ответ обоснуйте.
14. Охарактеризуйте основные направления государственной политики в области питьевого водоснабжения.
15. Какие первоочередные мероприятия предусматривает Национальная программа «Вода России — XXI век»?
16. Поможет ли диверсификация (расширение номенклатуры выпускаемой продукции муниципальных унитарных предприятий водоснабжения) улучшить структуру водопотребления и снизить остроту проблемы питьевой воды в регионах с кризисной экологической обстановкой? Ответ сформулируйте с эколого-экономических позиций.
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №5 «Охрана водных ресурсов и очистка сточных вод городов».
1. Какую роль играет законодательство в комплексном использовании и охране водных ресурсов? Охарактеризуйте полномочия органов местного самоуправления в данной области.
2. Дайте классификацию: 1) сточных вод по происхождению и 2) производственных сточных вод по характеру основных загрязнений.
3. Охарактеризуйте ПДС и ВСС. Что такое лимитирующий показатель вредоносности?
4. Что такое мониторинг водных объектов и кто его проводит? Какие задачи решает контроль загрязнения поверхностных вод?
5. Перечислите основные пути и методы очистки сточных вод. Что входит в общую схему очистки сточных вод?
6. Какие виды канализационных систем вы знаете? Опишите полураздельную систему канализации городов.
7. Охарактеризуйте основные этапы процесса очистки бытовых сточных вод городов.
8. Опишите схему очистных сооружений с земледельческими полями орошения.
9. Какие сооружения входят в систему искусственной биологической очистки?
10. Как осуществляется очистка канализационных стоков отдельных домов?
11. Перечислите методы очистки сточных вод предприятий.
12. Какой принцип положен в оценку экологической целесообразности методов очистки воды?
13. Какие существуют способы захоронения опасных жидких отходов?
14. Охарактеризуйте роль бессточных производств в решении проблемы охраны водоемов. Что такое технический водопровод?
15. Какими полномочиями наделены государственные инспекторы по контролю за использованием и охраной водных объектов?
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №6 «Экологические проблемы городского транспорта и пути их решения».
1. В чем проявляется негативное воздействие транспортных коммуникаций на природную среду?
2. Какие основные вредные примеси содержатся в выхлопных газах ДВС?
3. На какие группы в зависимости от воздействия на организм человека подразделяются химические вещества, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта?
4. Что такое фотохимический смог? Какую роль в его образовании играет автотранспорт?
5. Что входит в систему мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом?
6. Охарактеризуйте автоматизированную систему управления городским транспортом,
7. Перечислите преимущества перевода автомобилей с бензина на природный газ. Что такое альтернативное автомобильное топливо?
8. В чем состоят преимущества электромобиля применительно к городским условиям эксплуатации? Что мешает их широкому распространению?
9. Охарактеризуйте основные направления утилизации отходов автотранспортных средств.
10. Перечислите основные экологические требования к авиационной технике и аэродромов, эксплуатируемым в непосредственной близости от населенных пунктов.
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №9 «Воздух урбанизированных территорий».
1. Охарактеризуйте газовый состав атмосферы. Перечислите газы постоянного и переменного состава.
2. Какие антропогенные источники загрязнения атмосферного воздуха городов являются основными? А в вашем родном городе?
3. Каков уровень химического загрязнения воздуха городов России? Какова тенденция изменения загрязненности воздуха?
4. Что является конечным этапом химического превращения в атмосфере диоксида серы и оксидов азота — крупнейших загрязнителей атмосферы?
5. Какие газы оказывают многостороннее отрицательное воздействие на состояние атмосферы?
6. В чем состоит глобальная опасность фреонов? Где наиболее часто появление озоновых «дыр»?
7. Что такое климат? Уместно ли понятие «климат городов»?
8. Охарактеризуйте влияние загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, на ее прозрачность. Что такое альбедо?
9. Что такое «остров тепла»? Какова роль хозяйственной деятельности в их возникновении?
10. Как влияют городские постройки на формирование поля скорости ветра? Что такое «сельский бриз»?
11. Чем определяется повторяемость и продолжительность туманов в городах? Чем определяется формирование облачности над городом?
12. Имеется ли связь между парниковым эффектом и тенденциями в изменении глобального климата?
13. Охарактеризуйте влияние аэрозолей на характеристики атмосферы. Может ли потепление климата способствовать увеличению количества аэрозолей в атмосферном воздухе и тем самым (из-за снижения прозрачности последнего) ослабить проявление парникового эффекта?
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку № 10 «Защита атмосферного воздуха городов».
1. Какова роль законодательства в области охраны воздушного бассейна? Что относится к компетенции муниципальных образований в указанной области?
2. Что такое качество воздушной среды? Перечислите виды допустимых уровней загрязнения воздуха населенных мест.
3. Охарактеризуйте систему Государственной службы наблюдений и контроля за воздушной средой. Из каких подсистем она состоит?
4. Области применения наземных и дистанционных методов исследования. Какие задачи способна решать космическая разведка состояния урбанизированных территорий?
5. В каком направлении идет совершенствование системы мониторинга урбанизированных территорий?
6. Что такое экологизация технологических процессов? Охарактеризуйте ее роль в снижении уровня загрязнения атмосферного воздуха.
7. Для каких целей устраиваются санитарно-защитные зоны? В зависимости от каких факторов устанавливают их размеры?
8. Дайте основы классификации систем и методов очистки газов от вредных веществ. Как определяется эффективность работы очистного устройства?
9. Охарактеризуйте существующие методы очистки выбросных газов от пыли. Какие основные аппараты для этого применяют?
10. Какие методы очистки выбросных газов от химических веществ вы знаете? Какие принципы лежат в основе их работы?
11. Перечислите основные направления работы муниципального инспектора экологического контроля за соблюдением воздухоохранного законодательства на предприятиях.
12. Какую роль играет акт проверки деятельности предприятия по соблюдению воздухоохранного законодательства?
Вопросы для контроля знаний по тематическому блоку № 11 «Городские отходы и обращение с ними».
1. Какие отходы образуются в городе? Какова их структура?
2. В чем причины обострения проблемы с бытовыми и промышленными отходами?
3. Что такое «обращение с отходами»?
4. Российское законодательство в сфере обращения с отходами. Охарактеризуйте понятие «нормативы образования отходов», «лимиты на размещение отходов». Что такое «паспорт опасного отхода» и для чего он составляется?
5. Охарактеризуйте полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
6. Как происходят сбор и транспортирование городских отходов? Какой опыт накоплен в этом отношении в развитых странах?
7. В чем состоит опасность сжигания городского мусора? Решают ли экологическую проблему городов мусоросжигательные заводы?
8. Что такое рециклинг отходов? Его основные стадии.
9. Организация утилизации твердых бытовых отходов на мусороперерабатывающих заводах. Приведите примеры экологически оправданной реутилизации городских отходов.
10. Что такое компостирование ТБО? Эколого-экономические достоинства этого вида использования отходов.
11. Опасность неконтролируемых (несанкционируемых) свалок. С какой целью сооружаются полигоны ТБО? Могут ли полигоны ТБО выступать как энергетически самодостаточные объекты?
12. Как можно использовать энергетический потенциал ТБО? Что такое пиролиз ТБО и с какой целью он проводится?
13. Что входит в оптимизацию системы управления отходами производства и потребления?
14. В чем суть перехода от концепции управления отходами на «конце трубы» к концепции чистого производства-потребления?
15. На основании изучения рис. 10.12 определите области смыкания интересов государства, населения и «экологического бизнеса» в сфере обращения с отходами.
Вопросы для контроля знаний по тематическому блоку № 12 «Акустическое и электромагнитное загрязнение городов».
1. Шум, его классификация по физической природе и происхождению.
2. Что такое шумовое загрязнение среды обитания? Каково происхождение «звукового опьянения»?
3. Дайте классификацию средств и методов шумозащиты.
4. Что понимают под гигиеническим нормированием уровня шума?
5. Что такое шумовая карта города? Какую информацию можно получить при ее изучении?
6. Охарактеризуйте шумозащитное зонирование населенных пунктов. Какова роль растительных посадок в борьбе с шумом?
7. Какую роль играют акустические экраны? Что такое активная шумозащита?
8. Почему средства индивидуальной защиты от шума играют все большую роль в жизни горожанина?
9. Источники инфразвука. В чем его опасность для человека?
10. Перечислите основные методы защиты от инфразвука. Что такое психоакустика?
11. Что такое электромагнитное загрязнение среды обитания человека? Его источники и влияние на здоровье.
12. Что такое ПДУ ЭМП? ВДУ воздействия ЭМП?
13. Каковы рекомендации при установке бытовой и офисной электро- и электронной техники?
14. Из каких материалов изготавливают отражающие экраны?
15. Перечислите средства индивидуальной защиты от ЭМИ.
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому блоку №13 «Животные и растения в городе».
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому модулю 13.1 «Растения в городе».
1. Перечислите основные антропогенные факторы неблагоприятного воздействия на растительность городов.
2. Что такое «эрозия краев»? В чем ее опасность?
3. На какие группы подразделяются все виды озелененных территорий городов?
4. Что включает в свой состав комплексная зеленая зона города?
5. Перечислите основные санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений.
6. Определите растения, которые обладают наилучшими свойствами по пылеулавливанию.
7. Что такое ионизация воздуха? Какую роль в этом играют растения? От чего зависит фитонцидная активность растений?
8. Охарактеризуйте роль растений в улучшении микроклимата городов.
9. В чем заключаются декоративно-планировочные функции зеленых насаждений?
10. Что такое инвазия чужеродных видов? В чем состоит ее опасность? Приведите примеры.
11. Почему сохранение биологического биоразнообразия на урбанизированных территориях должно быть приоритетным направлением деятельности органов государственного управления?
Вопросы для текущего контроля усвоения знаний по тематическому модулю 13.2. «Животные в городе».
1. Что такое синантропизация организмов? Какие группы животных проживают в городах?
2. Как вы относитесь к проблеме бездомных животных? Какой метод ее решения считаете наиболее приемлемым?
3. Можно ли считать серую ворону вредной птицей для горожан? Для чего в городах разводят хищных птиц?
4. Охарактеризуйте положительную роль, которую играют в городе земноводные и пресмыкающиеся.
5. Какие классы опасности загрязняющих веществ выделены в рыбохозяйственном пользовании? Какую роль сыграла рыба гамбузия в судьбе населения Италии и Испании?
6. Что такое энтомофаги? В чем состоит роль муравьев как санитаров?
7. Почему необходимо сохранить биоразнообразие организмов в городах? Что такое энтомопарк?
формЫ подведения итогов по каждому году обучения и
общих итогов реализации дополнительной образовательной программы «экология города».
В качестве итогового занятия 1 года обучения по программе «Экология города» используется итоговое занятие проверки и оценки знаний, умений и навыков с фронтальными или индивидуальными (традиционными) видами работы, либо с использованием новых ИКТ-технологий и других современных средств обучения – по выбору педагога. Оно, как правило, организованно в форме коллективной творческой деятельности в малых группах или игры. Возможно несколько вариантов проведения данного типа занятия.
1) С фронтальными или индивидуальными (традиционными) видами работы в виде:
· семинара (коллоквиума)
· организационно-деятельной игры
· познавательной (контрольной) игры
· урока взаимопроверки.
2) С использованием новых ИКТ-технологий и др. современных средств обучения:
· видеоурок, телеконференция
· компьютерное тестирование
· урок с использованием тренажёров
· лабораторная работа
· коллективная работа в рамках телекоммуникационного проекта.
В качестве итогового занятия 2 года обучения по программе «Экология города» используется цикл занятий в форме игры-эстафеты «Чистый город Экоград». Игра-эстафета «Чистый город Экоград» – это создание проектов, которые рождаются в игре. Игра организуется среди обучающихся объединения, которые предварительно делятся на группы (творческие команды, лаборатории) по 5 человек. Цель игры: повторение и закрепление знаний, полученных в период первого года обучения по дополнительной образовательной программе «Экология города». Все участники игры (каждая команда) являются творческой лабораторией отдела архитектуры города Экограда. Игра проходит на протяжении 7 занятий, на восьмом занятии подводятся итоги. Каждое занятие – станция. На каждой станции в форме игры проводилась фактическая оценка знаний, умений и навыков, приобретённых обучающимися в ходе изучения курса «Экология города», проверка сформированности и развития определённых качеств личности, воспитания определённых черт характера. По результатам выполненных заданий все члены творческих лабораторий отдела архитектуры соответствующего экограда получили определенное количество зелёных листочков, вырезанных из бумаги (высший балл – пять листочков). Итоги игры подводятся на восьмом занятии - конечной станции «Подведение итогов», в учебном кабинете объединения, где каждая команда (творческая лаборатория отдела архитектуры соответствующего экограда) “посадила” свое дерево. К вырезанному из бумаги стволу команды прикрепляют все полученные на предыдущих этапах игры листочки. Побеждает команда, чье дерево оказалось гуще, зеленее. По завершению игры подводятся общие итоги реализации дополнительной образовательной программы, отмечаются лучшие результаты обучающихся за весь год работы. На данном занятии могут быть и родители обучающихся, в присутствии которых зачитывается итоговый документ об успехах кружковцев и производится выдача им сертификатов об окончании курса «Экология города».