Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе
Многолетнее изучение речевых недостатков (типа косноязычия), наблюдаемых у детей массовой начальной школы, показало, что значительная их часть не является патологическим отклонением. Большинство этих недостатков речи не сказывается на общем и речевом развитии детей. Однако имеются и такие виды косноязычия, которые создают детям значительные трудности в овладении устной и письменной речью, сказываются на их общем развитии.
В отдельных случаях учителя массовой школы не ставят такое отставание в зависимость от речевого недоразвития. В связи с этим возникает вопрос о возможности дальнейшего обучения в массовой школе детей, имеющих такие расстройства речи.
Чтобы правильно определить возможности развития ребенка и грамотно построить педагогическую работу, необходимо установить причины и проявления различных речевых нарушений (косноязычия) у детей массовой школы... .
Мы установили семь групп речевого нарушения. Уровень развития речи, характер и глубина поражения относительно каждой из групп определялись сущностью речевого недостатка.
Каковы же эти группы?
Группа 1.Задержанное косноязычие (затянувшееся фонетическое развитие маленьких детей). Оно проявляется в различных фонетических нарушениях, касающихся одного-двух звуков (сигматизмы, парасигматизмы, нарушения р, ли замены). Общее развитие у детей, имеющих такие частичные расстройства речи, и готовность к обучению грамоте хорошие. У детей, имеющих эти нарушения, на более ранних этапах развития было несколько задержано формирование фонетической стороны речи.
Группа2. Задержанное косноязычие (детская искаженная речь) как результат влияния причин социально-психологического характера: педагогической запущенности.., подражания.., двуязычия...
В этой группе встречается не только искажение одного-двух звуков. Развернутая речь иногда страдает как в лексическом, так и в грамматическом отношении из-за нечеткого, неполного, а порой и смазанного фонетического оформления. Общий уровень развития речи и готовность к обучению грамоте несколько ниже, чем у детей, имеющих речевые нарушения первой группы. Общий же уровень развития ребенка относительно высок (за исключением педагогической запущенности). Такие нарушения являются результатом искусственного привнесения искажений (воздействия) или невнимания к искажениям детской речи.
Группа 3.Косноязычие на почве акустических нарушений... Искажения проявляются в нарушении дифференциации отдельных фонем в звукоразличительном, а следовательно, и в звукопроизносимом отношении. Замены. Речь с большими затруднениями лексического характера. Неправильное использование отдельных звуков. У детей, имеющих такие нарушения, несколько замедлено общее речевое развитие и обучение грамоте.
Нарушения этой группы — результат несформировавшейся речи, позднего ее начала или замедленного развития.
Группа 4.Косноязычие как результат несовершенства артикуляторного аппарата...
Проявления следующие: от нарушения в произношении одного звука до невнятной речи (последнее — уже более тяжелая форма). У детей, имеющих эти нарушения, в большинстве случаев полная речь, богатый словарный запас, развернутая структура предложения и хорошая готовность к обучению грамоте. Это механические дислалии — результат короткой подъязычной уздечки, толстой и неподвижной губы, мясистого языка, деформации и неправильного расположения зубов, переднего и бокового прикуса, расщелины губ, мягкого и твердого нёба и т.д. (за исключением тяжелых случаев).
Все эти группы речевых расстройств чаще всего встречаются среди детей массовой школы и представляют собой относительно легкие речевые нарушения (за исключением ротацизмов и специфических нарушений письма). В их внешних проявлениях есть много общего, но их сущность и причины различны. Эти нарушения могут быть преодолены учителем начальной школы.
Группа5. Остаточные явления алалии.
Косноязычие, проявляющееся в дефектах произносимой и слуховой дифференциации звуков, легко выраженном аграмматизме, затруднениях самостоятельной речи, сопровождающихся заиканием, пропуском и заменой слов.
Затруднения фонетического анализа слов. У детей, имеющих такое нарушение, низкий уровень развития речи. Недоразвитие элементарных форм фонетического анализа, соответствующее дошкольному возрасту. Усвоение грамоты значительно затруднено.
Такие нарушения являются остаточными явлениями перенесенной в детстве алалии. (Дети, спонтанно выведенные из состояния немоты). Причины таких алалии — тяжелые заболевания, преждевременное рождение, позднее развитие.
Группа 6.Дизартрия... (с подгруппой стертая дизартрия).
Разлитое нарушение звукопроизношения. Смазанная, вялая, невыразительная, малопонятная для окружающих речь. Часто встречается оттенок гнусавости.
Общее развитие детей низкое. К обучению грамоте не подготовлены. Из-за отставания общего и речевого развития оставляют впечатление умственно отсталых. Эти речевые недостатки — результат поражения центральной нервной системы на различных участках после воспалительных и инфекционных заболеваний головного мозга и др.
Группа7. Косноязычие невротического характера... У детей этой группы понимание речи хорошее. Затруднено произношение. Иногда речь становится невозможной. Все это осложняется значительными психическими наслоениями и срывами, что усиливает речевой недостаток. У детей резко замедлены или ускорены нервные процессы, движения и речь.
Расстройства речи, входящие в 5, 6 и 7 группы, встречаются редко, но эти более тяжелые речевые нарушения (по причинам и проявлениям) могут быть причиной неуспеваемости.
Устранение речевых недостатков проводится учителем (общая система обучения с учетом особенностей этих детей и дополнительная работа) совместно со специалистом-логопедом. В необходимых случаях привлекается врач (косноязычие невротического характера). Ведущая роль принадлежит специалисту-логопеду. Учитель должен систематически закреплять результаты речевой работы на материале учебных предметов. При условии дети, имеющие рассмотренные виды речевых расстройств, могут успешно обучаться в массовой школе и иметь достаточно хорошее развитие.
Педагогическая работа должна начинаться с первого дня пребывания ребенка в школе, так как именно с этого времени ребенок начинает овладевать высшими формами фонетического анализа слов. Основная работа должна проводиться в период обучения грамоте. Но для дифференцированной работы учителя необходимо правильно определить группу речевого нарушения и придать работе такой характер, который обеспечивал бы полноценное речевое развитие.
Ориентиром для учителя в определении принадлежности речевого нарушения к той или иной группе может служить рассмотренное нами содержание каждой группы. При этом особое внимание следует обращать на то, что при одинаковых проявлениях могут быть совершенно разные причины речевых нарушений.
Педагогические сочинения / Под ред. А. Земита-на. - Рига, 1969. - С. 35-39.
О. В. Правдина
С.87-96
Дислалия
Среди нормальных детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин «дислалия» означает расстройство речи. Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные.
К функциональным дислалиямпринято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка, что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.
Механическими дислалияминазывают те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Нарушения периферического речевого аппарата могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным дефектам относятся несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твердого нёба. Сравнительно частым дефектом развития является укороченная и слишком массивная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте могут быть затруднения движения языка, так как слишком короткая уздечка фиксирует его у дна полости рта. Дефекты развития челюстей и зубного ряда ведут к аномалиям прикуса (нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей нижние передние зубы слегка прикрываются верхними).
Аномалии прикуса могут иметь различный вид.
Прогнатия — верхняя челюсть сужена и сильно вытянута вперед, вследствие этого нижние передние зубы не смыкаются с верхними.
Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.
Открытый прикус — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; в одних случаях промежуток бывает только между передними зубами, тогда как задние смыкаются нормально — передний открытый прикус; в других случаях передние зубы смыкаются нормально, а промежуток получается между боковыми зубами — боковой открытый прикус: он может быть двусторонним, левосторонним или правосторонним.
В результате челюстнолицевых травм с раздроблением костей и разрывом мышц и последующими рубцами, а также в результате различных болезненных процессов, поражающих иннервацию речевых мышц, возникают нарушения в артикуляционных органах в любом возрасте, — это приобретенные дефекты.