Психолого-педагогический анализ урока
(для студентов-практикантов выпускного курса)
Психолого-педагогический анализ урока составляется после посещения и обсуждения уроков учителей и практикантов. Психолого-педагогический анализ урока предполагает оценку успешности применения студентом психологических знаний и знаний по педагогике в ходе подготовки и при проведении урока. Анализируются психолого-педагогические особенности выбираемых средств, способов достижения цели; методы управления познавательной деятельностью, вниманием учащихся, приемы, обеспечивающие развитие памяти, фантазии, активизации познавательного интереса, учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. Даётся характеристика познавательной и изобразительной деятельности учащихся.
При анализе действий учителя следует обратить внимание на использование им общепсихологических принципов и приемов организации внимания на уроке: (внешний вид учителя, мимика и жесты, доброжелательный тон; ритм и темп урока, яркость и новизна наглядных пособий; эмоциональная насыщенность, образность речи учителя; последовательность, логичность в изложении; приемов создания установки на восприятие нового материала; приемов актуализации полученных ранее знаний; обеспечения устойчивого внимания учащихся на разных этапах урока, использования учителем переключения внимания учащихся;
Кроме того следует обратить внимание на выполнение практикантом основных функций учителя, таких как: информационная, коммуникативная, конструктивная, организаторская, прогностическая, мотивационно-стимулирующая (мобилизационная), художественно-просветительская, исследовательская, ценностно-ориентационная, развивающая, контроля.
При анализе деятельности школьников на уроке следует обратить внимание на: направленность познавательной деятельности, отношение учащихся к предмету занятий, соотношение самостоятельности и подражательности, соотношение эмоционального и интеллектуального в работе, устойчивость и динамичность отношения детей к учебной работе. Пути формирования новых понятий. Трудности при усвоении учащимися новых понятий.
В заключение психолого-педагогического анализа урока важно сделать вывод о результатах усвоения знаний, практических умений и навыков учащимися изобразительной деятельности, дать общую оценку данного урока.
Завершается оформление психолого-педагогического анализа предложениями по совершенствованию урока (управлению учебной деятельностью учащихся, по формированию положительного эмоционального отношения к учению, по совершенствованию выполнения учителем своих основных функций).
Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
Школа, класс, фамилия учителя.
1. Анализ содержания и организационной структуры урока
1. Тема и тип урока, его цель. Место данного урока в системе занятий по изобразительному искусству. Организационная структура урока: последовательность, взаимосвязь и соотношение частей. План урока (звенья урока и их последовательность, распределение времени на сообщение и восприятие нового материала на данном уроке, закрепление материала, изученного на предыдущем уроке, другие виды работ), оборудование урока.
2. Содержание учебного материала: научность, соотношение фактического и теоретического материала, соответствие программе и уровню знаний учащихся по изобразительному искусству и смежным предметам, воспитательное значение, связь с жизнью и практикой.
3. Подготовленность преподавателя и класса к уроку. Особенности постановки цели урока, организации групповой и индивидуальной работы. Экономное и рациональное использование времени на уроке.
4. Методика проведения урока: а) многообразие методов, характер их сочетания, педагогическая обоснованность выбора; б) организация самостоятельной работы учащихся на уроке; в) методика применения новых знаний учителем; г) методика закрепления учебного материала; д) методика проверки и оценки знаний, умений и навыков; е) приемы активизации мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения учащихся при опросе, изложении материала учителем, изучении и закреплении нового материала на уроке; ж) использование учителем наглядных пособий на уроке; з) учет индивидуальных особенностей; и интересов учащихся, специфических особенностей данного коллектива; приемы воспитания интереса к искусству; и) выявление внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале; к) связь уроков с внеклассной и внешкольной работой учащихся; л) элементы урока, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, формированию их мировоззрения.
5. Поведение учащихся на уроке: а) подготовка рабочего места учителя и учеников; б) сосредоточенность и устойчивость внимания школьников в начале урока и на всех этапах работы в классе; в) степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учеников; г) взаимоотношения учителя и учащихся; дисциплина.
6. Формы проверки домашнего задания.
7. Полнота, точность, глубина и осмысленность ответов учащихся. Их речь. Объективность отметок.
8. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизненным опытом учащихся. Объем материала, доступность и соответствие возрастным особенностям, привитие практических навыков и умений.
9. Разнообразие методов и приемов изложения материала. Ясность изложения. Наглядность и ТСО на уроке. Элементы самостоятельной работы на уроке.
10. Форма закрепления новых знаний. Виды и характер практических и других работ по закреплению учебного материала. Индивидуальные задания.