Понятие и характеристика заработной платы. Структура заработной платы
Зарплата– эл-т трудового отн-ия и обяз-ое условие любого ТД, выр-щееся в сов-сти прав и обяз-стей по поводу оплаты труда.
Зарплата – вознаграждение за труд в зав-сти от квалификации раб-ка, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Зарплата включает и выплаты компенсационного и стимулирующего ха-ра. Признаки:
-это вознаграждение за труд
- размер и условия вознаграждения устанавливаются либо соглашением сторон, либо в централизованном порядке
- права и обяз-сти сторон по повод у зарплаты вытекают из ТД.
Зарплату по ТП слудует отличать от вознаграждения по гр.-пр. договорам: - зарплата это оплата за выполняемую раб-ком функцию; - размер определяется в соответствии с личным трудовым вкладом и качеством работы; - устанавливается по заранее определенным нормам и расценкам, но не ниже 1-го МРОТ; - это оплата, носящая гарантированный характер.
Структура: Зарплата делится на 2 части : - основная (тарифная)
- дополнительная (надтарифная).
В состав основной части зарплаты включаются : тарифная ставка (оклад), надбавки, доплаты, районный коэффициент
В состав дополнительной части зарплаты включаются: -премии, предусмотренные системой оплаты труда, - вознаграждение по итогам работы за год, - за выслугу лет, - другие выплаты
Критерии деления зарплаты:
Основная: опр-ся постоянными факторами как сложность труда, условия труда, квалиф-ция раб-ка. Выплачивается из дохода орг-ции, не зависит от эк. рез-тов д-ти. Раб-к не несет риска за рез-ты. Миним.размеры тариф. ставки или должностного оклада устанавливаются в централ. порядке и являются госгарантией
Дополнительная: опр-ся отношением раб-ка к труду, дисциплина, качество, производительность. Выплачивается из прибыли, т.к. связана с результатами совместной трудовой деятельности всех раб-ков. Регулируется на локальном уровне (размеры, состав, виды выплат).
Методы регулирования ЗП
- гос-ый (централизованный): федеральный уровень и уровень субъекта РФ
-договорный: соглашения(генеральные, отраслевые, тарифные), коллективно-договорный (локально-правовой), ндивидуально-договорный.
Гос-ый способ: установление на фед/уровне: величины МРОТ. минимальных размеров оплаты при отклонении от нормаольных условий труда, районного регулирования оплаты труда, размеров оплаты труда работников бюджетной сферы на основе диной тарифной сетки и установленнй величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы, единого порядка исчисления среднего заработка, мер по защите ЗП- в ограничении перечня оснований и размеров удержаний из ЗП по распоряжению работодателя, а также в установлении сроков выплаты ЗП и очередности, ответственность р-ля за задержку выплаты ЗП
На уровне субъекта РФ: установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами, приводящих к увеличению бюджетных расходов или снижению бюджетных доходов, к-рые обеспечиваются за счет бюджета соответствующего субъекта + ОГВ субъектов принимают законы и иные НПА, содержащие норму трудового права, по вопросам не отнесенным к полномочиям федеральных ОГВ + по вопросам не урегулированным на фед/уровне. В случае принятия ФЗ или иного НПА РФ по этим вопросам, НПА субъекта приводится в соответствие с ФЗ федерального уровня. В случае, если НПА субъекта противоречит ТК или иным ФЗ, либо снижает уровень прав и гарантии работникам, установленный ТК либо ФЗ применяется ТК или ФЗ. На уровне субъекта РФ вопросы оплаты труда могут регулироваться 2-мя способами:
- принятие органом госвласти соответствующих НПА
- через систему социального партнерства, т.е. в договорном порядке.
Договорный способ: осуществляется посредством согласования взаимных интересов сторон договора или соглашения по вопросам оплаты труда, осуществляется на следующих уровнях: федеральном (генерального соглашения, отраслевых и тарифных соглашений), на уровне субъекта (заключения регионального, отраслевого, тарифного, территориального соглашений), на локальном (КД, индивидуального дог-го регулирования). Роль коллективно-договорного акта дополняют, конкретизируют федеральные нормы + Защитная роль КД и соглашений проявляется в повышении гарантий трудовых прав работников, установлении повышенных трудовых стандартов(доплата за совмещение профессий).
Стимулирующие выплаты.
Раб-ль имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа раб-ков. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Система премирования организации может сочетать несколько видов премий: Ежемесячные, Ежеквартальные, Годовые.
По каждому виду премий разрабатывается положение о премировании в которых указывается: категория раб-ков, за что дается, условия выплаты.
Если раб-к выполнил условия премирования, но не выплатили, то имеет право обратиться в орган по рассмотрению трудового спора с иском о выплате.