Открывать и закрывать, раскручивать

И закручивать крышки коробок, банок, бутылок

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходи­мо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышка­ми, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку откры­вать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интерес­ные предметы.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Заводить ключиком игрушки

Использование таких игрушек развивает тонкие движения паль­цев рук. Поворачивая ключ по часовой стрелке, ребенок учится ра­ботать большим и указательным пальцами. В этой игре использу­ются разнообразные механические заводные игрушки — курочка, собачка, часы, машинки и др.

Показывать театр на пальчиках

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Для игры в театр на пальчиках необходимо приобрести тряпичные Или деревянные фигурки, которые надеваются на пальцы. При по-

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

мощи этих фигурок можно разыгрывать небольшие сюжеты. При игре с пальчиковыми куклами дети поочередно двигают разными пальцами — когда тот или другой персонаж говорит, двигается или кланяется. Такие игрушки можно изготовить из бу­маги, или нарисовать на подушечках пальцев за­бавные рожицы. Можно использовать старые пер­чатки: если пришить глаза-бусины и ниточки-воло­сы, то получаются сказочные персонажи.

Выкладывать фигуры из палочек

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев, разви­тие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки — квадрат, прямоу­гольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Зада­ния и инструкции к ним могут быть разными по сложности: по­этапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти. Кроме палочек, можно выклады­вать фигуры из шнурков или цепочки. Также можно предложить для выполнения простую аппликацию из плоских деревянных (можно использовать детали из счетного набора) или картонных фигурок.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Игры

Прячем ручки

Цель:эмоциональная подготовка детей к разнообразным играм, развивающим моторику рук; развитие подражания.

Оборудование: платки, коробки, варежки и перчатки, песок (на прогулке).

Ход игры:Педагог показывает — дети повторяют движения.

Давайте-ка спрячем наши ручки — вот так! (прячем руки за спину, если игра проводится стоя) —Где же наши ручки? А вот они, ручки! (показываем руки) —Снова ручки спрятались...

(на этот раз можно спрятать руки под стол, если игра проводится сидя за столом)

—Где же наши ручки? А вот они! (показываем руки)

Действия можно повторить несколько раз. Таким же образом мож­но прятать руки под платок, в коробку (коробка лежит на боку, от­верстием к ребенку), зарыть в песок на прогулке. Более сложный вариант игры — натянуть на руки варежки или перчатки.

Котёнок

Цель:укрепление мышц пальцев и кистей рук; развитие подража­ния.

Оборудование:пищащие резиновые игрушки-котята (по количе­ству детей).

Ход игры:Раздайте малышам игрушки и предложите поиграть — сжимать игрушки в кулаке. Во время игры педагог произносит сло­ва стихотворения:

Ты, котёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Игру можно повторять несколько раз. Можно организовывать по­добные игры с самыми разнообразными игрушками-пищалками.

Сдуй игрушку!

Цель:укрепление мышц пальцев и кистей рук.

Оборудование:надувные игрушки небольших размеров по количеству детей.

Ход игры:Раздайте малышам надутые игрушки и предложите поиграть с ними. После того, как дети наиграются, предложите сдуть игрушки (выдавить из них воздух) — откройте клапан и покажите как надо сжимать игрушку в руках. Можно положить игрушку на стол или на пол и надавливать на нее ладонями, прикладывая усилия.

— Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животика­ми. Игрушки долго-долго играли—устали и стали худенькие... Вот такие!

Можно продолжить игру, предложив малышам снова надуть иг­рушки (цель — развитие дыхания).

Спрячь в ладошку!

Цель: развитие хватания кистью; развитие соотносящих действий рук; практическое усвоение понятия о величине предмета.

Оборудование:разнообразные маленькие шарики и другие игруш­ки мелких (которые помещаются в одной ладони) и средних (кото­рые помещаются в двух ладонях) размеров.

Ход игры:Покажите, как можно спрятать шарик, зажав его в ладо­ни. Затем раздайте малышам такие же шарики и предложите спрятать их.

—Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика!

Используя этот принцип, можно организовать игру, в которой пред­лагается угадать, в какой из двух рук прячется шарик.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Теперь предложите детям спрятать предмет среднего размера, который не помещается в одной руке. Сначала дайте детям воз­можность самим попытаться спрятать предметы в руке. Если не получится, покажите, как прятать предмет, зажав его обеими ладо­нями.

_лиса идет — спрячьте скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой — теперь не видно зайчика.

Что внутри?

Цель: развитие соотносящих действий рук.

Оборудование:разнообразные коробки и непрозрачные банки не­большого размера с крышками.

Ход игры:Раздайте малышам коробки (или банки, бутылочки), закрытые крышками (предварительно спрячьте в них какие-либо интересные предметы небольшого размера или конфеты). Предло­жите малышам открыть коробочки.

—Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внут­ри? (погремите коробкой) Давайте откроем и посмотрим!

Погремушка

Цель: развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами (боль­шим и указательным); развитие соотносящих движений рук.

Оборудование:сосуды с узким горлышком (можно использовать небольшие пластиковые бутылки) и крышки к ним; мелкие пред­меты — это могут быть камушки, фасоль, или бусины, детали мо­заики.

Ход игры:Покажите малышам маленькую пластиковую бутылку, внутри которой находится небольшое количество бусин. Погремите бутылкой.

~~ Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как громко гремит! Давайте сделаем много погремушек. Сначала раздайте малышам приготовленные сосуды и предложи-

те открыть крышки. Затем раздайте мелкие детали и покажите как следует опускать предметы в узкое горлышко, захватывая их по одному щепотью или двумя пальцами. После того, как дети опустят предметы внутрь своих сосудов, предложите закрыть их крышками и погреметь.

Советуем сначала предлагать детям для изготовления погре­мушки немного предметов, чтобы дети не устали во время игры и не потеряли интереса к деятельности. Количество предлагаемых предметов можно постепенно увеличивать.

Непослушные шарики

Цель:развитие ловкости движений пальцев и кистей рук.

Оборудование:небольшие шарики, бусины, крупа (горох, пшено и др.), круглые камешки.

Ход игры:Раздайте малышам небольшие шарики и предложите покатать их ладонью по столу (шарик на столе, выпрямленная ла­донь накрывает шарик сверху). Возможны движения вперед-на­зад, в стороны, круговые движения. Старайтесь, чтобы во время игры шарики не выкатывались из-под ладоней.

— Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шарики непослушные—хотят убе­жать. Не отпускайте их!

После того, как дети научатся катать шарики ладонями, можно предложить катать каждым пальцем поочередно бусины, крупинки.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Катись, карандаш!

цель: массаж ладоней.

Оборудование: карандаши с ребристыми краями.

Ход игры:Раздайте малышам карандаши и предложите покатать карандаши между ладошками. Покажите, как прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед-назад. Если у малышей не получается и карандаш выпадает из рук, мож­но сначала научиться катать карандаш по столу одной рукой, по­том другой.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Весёлый шнурок

Цель: развитие движений кистей и пальцев рук.

Оборудование:шнурки или ленточки.

Ход игры:Намотайте на руку ребенка шнурок, обматывая каждый пальчик в несколько рядов. Во время игры приговаривайте сти­шок:

Вверх шнурок, вниз шнурок,

И еще, еще разок!

Вот какой у нас узорчик!

Вот какой у нас заборчик!

Затем предложите малышу размотать шнурок и снять его с руки.

Принцессы

Цель: развитие соотносящих действий рук; развитие хватания.

Оборудование:разнообразные детские колечки и браслеты (пластмассовые кольца или браслеты из бусин на резинках).

Ход игры:Предложите мальчикам надеть девочкам на запястья браслеты, а на пальцы колечки.

—Теперь наши девочки как настоящие принцессы. Какие у них красивые украшения — кольца и браслеты!

Затем предложите девочкам снять с себя украшения.

Забинтуй ранку!

Цель: развитие движений кистей и пальцев рук; развитие соотно­сящих действий рук.

Оборудование:тонкие бинты или ленточки толщиной 2-3 см; игру­шечный мишка или кукла.

Ход игры:Начните занятие с игры.

—Наш мишка заболел, он поранил лапку. Бедный мишка! Давайте полечим мишку — перевяжем ранку бинтом.

Покажите, как можно обмотать лапу бинтом несколько раз. —Вот теперь лапка не болит!

Таким же образом можно поиграть с куклой. А можно попросить ребенка забинтовать ранку на пальце взрослого или другого ребен­ка (для эффектности нарисуйте на пальце ранку, используя фло­мастер красного цвета).

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Пальчиковые игры*

Лапки-царапки

цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

Давайте поиграем в кошечек.

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки,

А в лапках — иап-царапки.

—Лапки у кошечек мягкие... Кладем руки на стол, сжимаем в кулак. —... а в лапках острые коготки. Давайте покажем коготки! Выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы, в шутку царапа­емся. Игру можно повторить несколько раз.

Серенький зайка

Цель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания

движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru или на полу.

—Давайте поиграем в зайчиков.

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Приведенные ниже игры просты в исполнении, доставляют удовольствие и взрослым, и детям. Часть игр окажутся известными из других книг, некоторые игры переработаны и изменены автором, есть и оригинальные авторские игры.

Делаем «зайку» — прижимаем мизинец, безымянный и больщ0л пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во вре­мя чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно по­вторить несколько раз.

Молоточки

Цель:развитие движений кистей рук; развитие подражания дви­жениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Давайте построим домик для друзей

Педагог показывает, дети повторяют: сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним кулачком по друго­му поочередно. Во время показа педагог рит­мично произносит слова стихотворения.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru Целый день тук да тук,

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат—

Строим домик для зверят.

Уточка

Цель:развитие тонкой моторики пальцев; подражание движениям

рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Давайте поиграем в уточек.

Идёт утка по дорожке:

(поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в ще­поть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»

(открываем и закрываем «клювик» — раздвигаем и сдвигаем паль­цы, при этом большой палец противопоставлен остальным)

На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть)

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»

(открываем и закрываем «клювик»)

утка по воде плывёт,

ловко лапками гребёт!

(поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад)

Игру можно повторить несколько раз.

Жик

Цель:развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подража­ние движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за сто­лом или на полу.

—Давайте поиграем в ёжиков.

Перед началом чтения стихотворения изобража­ем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямле­ны.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru Ёжик маленький замерз,

И в клубок свернулся.

(прижимаем пальцы — убираем «иголки»)

Солнце ёжика согрело —

Ёжик развернулся!

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru (выпрямляем пальцы — показываем «колючки»)

Игру можно повторить несколько раз.

Птички

Цель:развитие движений кистей рук, развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Вот птички летают, машут крылышками.

(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)

—Приземлились птички, крылышки сложили.

(соединяем ладони вместе)

—Покормим птичек — насыплем им зернышек!

(складываем пальцы одной руки в щепоть и легко шевелим ими)

—Вот как птички зернышки клюют!

(тихонько барабаним по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью)

—Наелись птички, поднялись и улетели.

(скрещиваем руки на уровне запястий, симметрично поднимаем и опускаем кисти)

Игру можно повторить несколько раз.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Человечек

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

—Посмотрите, какой у меня человечек на ножках.

«Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.

— Человечек пошел погулять.

Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повто­рить движения.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Сделайте таких же человечков.

Во время показа педагог ритмично произносит сло­ва стихотворения.

mon-mon — топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

Игру можно повторять несколько раз.

Мы топали

Цель: развитие ритмичных движений кистей рук; развитие подра­жания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам новую игру. Исходное положение — сидя на коленях на полу или на стульчиках за столом.

— Положите ладошки на стол (на колени). Сейчас наши ладошки станут ножками. Пойдемте гулять!

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали,

Аж ножки все оттопали!

Ритмично «топаем» — хлопаем поочередно правой и левой ладоня­ми по столу (или по коленкам).

Можно продолжить «прогулку», ускоряя темп. Во второй и третий раз стишок читается в ускоренном темпе (на третий раз топаем очень быстро, почти бегом).

Ножки

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на ковре.

— Мы идем гулять.

«Ставим» ладошку на стол и показываем, как указательный и сред-

ний пальцы «идут». Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ-топ-топ.

Затем поочередно поднимаем вверх и опускаем на стол пальцы-ножки — «прыгаем».

По камушкам, по камушкам

Прыг-скок, прыг-скок!

Игру можно повторить несколько раз.

Пальчики играют

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук.

Ход игры:Посадите детей в кружок за столом или на ковре и пред­ложите поиграть с пальчиками.

—Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! (поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы)

—Пальчики проснулись и потягиваются. (руки вверх, шевелим только пальчиками)

—Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. (сначала здороваются пальцы на правой руке — кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца, затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на левой руке)

—Пальчики целуются.

(кисти обеих рук соединяются в основании, поочередно дотрагива­емся палец к пальцу — большой к большому, указательный к указа­тельному и т.д., можно прикасаться по 2-3 раза)

—Пальчики делятся на пары.

(одновременно соединить палец к пальцу обеих рук)

—Пальчики катаются на каруселях.

(руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук)

Пальчики шепчутся.

(собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны)

Пальчики обнимаются. (скрещиваем пальцы обеих рук)

—Пальчики танцуют.

(соединить вместе прямые ладони обеих рук — палец к пальцу, по­очередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы)

—Раз, два, три, четыре, пять — пальчики учатся считать! (поднимаем вверх правую руку, показываем только один указа­тельный палец, затем два — указательный и средний, и т.д.; то же самое повторяем левой рукой)

— Пальчики загорают — лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой.

(кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем по­очередно приподнимаем по одному пальцу)

Можно использовать игру с пальцами в качестве разминки во вре­мя занятий.

Крепкие кулачки

Цель: развитие силы кистей рук.

Ход игры:Предложите малышам поиграть в игру «Кто сильнее?» или «Крепкие кулачки».

—Давайте посоревнуемся, у кого кулачки сильнее! Сожмите руку в кулак—крепко-крепко. Молодцы. Сейчас я проверю, сильные у вас кулаки или нет, — попробую разогнуть пальчики.

Педагог подходит поочередно к каждому из детей и пробует разог­нуть пальцы, собранные в кулак. В игре можно использовать снача­ла одну руку, затем другую, или сжимать кулаки на обеих руках од­новременно. После этого педагог протягивает вперед свои руки, зажатые в кулак, и предлагает детям попробовать разогнуть пальцы.

А теперь вы посмотрите, сильные, крепкие у меня кулаки, или нет!

Дети могут все вместе разгибать пальцы взрослого. Желательно, Чтобы малыши почувствовали свою силу, поэтому следует гибко

регулировать силу сжатия пальцев: взрослый не должен быть все­гда сильнее детей. Замечание относится и к первой части игрЬ1 когда малыши сжимают руки в кулаки.

В последующем, когда дети освоят игру, возможно соревнование на силу рук в парах. При этом старайтесь подбирать в пары детей примерно равных по силе, а также следите за порядком, чтобы игра не переросла в драку.

Барабанчики

Цель:развитие силы мышц кистей рук, быстроты движения паль­цев.

Ход игры:Сядьте с малышами за стол и предложите поиграть в игру «Барабанчики». Положите руки на стол, покажите, как можно барабанить указательными пальцами или всеми пальцами обеих рук по столу.

—Вот палочки-пальчики — гремят барабанчики!

Пусть малыши повторят движения. Можно устроить соревнования на самый громкий и быстрый барабанчик.

В последующем можно предлагать детям барабанить в разном ритме, медленно или быстро, громко или тихо.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Моторчик

Цель:развитие согласованных движений пальцев обеих рук; разви­тие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Начните занятие с игры в машины.

—Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машина. Надо завести моторчики.

Покажите малышам, как можно завести моторы: все пальцы ладо­ней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Разминка

Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания дви­жениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Плавно поднимаем руки перед собой и встряхиваем ки­стями. Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотво­рению.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Такую игру-разминку можно проводить во время занятий.

Моя семья

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:Сначала взрослый загибает пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения, можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в такт сти­хотворению — загибают пальчики на руке, начиная с большого. Загибать пальцы можно при помощи второй руки.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик—бабушка,

Этот пальчик—папочка,

Этот пальчик—мамочка,

Этот пальчик—я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой

Вышли пальчики гулять

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, разви­тие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры:Малыши повторяют движения взрослого в такт стихот­ворению — загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять—

(поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(пошевелить пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять —

(поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

Игру можно повторить с другой рукой.

Пальчики в лесу

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:Сначала взрослый загибает пальцы каждого ребенка, затем ребенок действует самостоятельно, помогая себе второй ру­кой. После того, как малыши научатся повторять движения взросло­го самостоятельно, становится возможным проводить такую игру в группе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять:

(возьмите ладонь ребенка или предложите детям растопырить

пальчики и пошевелить ими)

Этот пальчик гриб нашел,

(загибаем мизинец)

Этот пальчик чистить стал,

[загибаем безымянный палец)

Этот резал, этот ел,

(загибаем средний и указательный пальцы)

Ну а этот—лишь глядел.

(загибаем большой палец, щекочем ладошку ребенка)

Повторяем с другой рукой.

Спокойного сна!

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понима­ния речи.

Ход игры:После заучивания хода игры можно проводить занятия в группе. Малыши могут повторять движения взрослого самостоя­тельно по показу или по памяти.

Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загибаем безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загибаем средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загибаем указательный палец)

А другой давненько спит... (загибаем большой палец)

Кто у нас еще шумит? («грозим» пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Такую игру можно проводить перед сном.

Улитка

Цель:развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук, развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на ковре. Педагог показывает на стол или ковер.

— Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно.

Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед, предложите детям повторить движение за вами.

—Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.

Улитка, улитка, высуни рожки! Дам тебе я хлебушка крошки!

Или:

Улитка, улитка, высуни рога! Дам тебе, улитка, кусок пирога! (высовываем вперед указательный и средний пальцы)

Игру можно повторить несколько раз.

Черепашка

Цель:развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом или на ковре Педагог показывает на стол или на ковер.

— Это песочек. Он теплый и сухой.

Изобразите, будто пересыпаете песок, предложите детям повторить.

— По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Положите на стол или на пол оба кулака, прижатых друг к другу. А затем медленно передвигайте оба кулака вперед, предложите детям повторить движение за вами.

черепашка, черепашка

в панцире живет.

Высунет головку —

Обратно уберет.

(высовываем вперед оба указательных паль­ца, прижатых друг к другу, затем снова прячем)

Игру можно повторить несколько раз.

Замок

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук, укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру.

—Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы по­вторяйте за мной.

На двери висит замок.

(пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

(движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно по­стучать по столу)

Мы замочек повертели,

(движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения)

Мы замочек покрутили... (тянем руки в разные стороны)

И открыли! («разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны)

Игру можно повторить несколько раз. Это упражнение можно ис­пользовать, играя в гости.

Апельсин

Цель:развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Игра проводится за столом.

Мы делили апельсин,

(соединить ладони обеих рук «чашечкой»)

Много нас, а он — один.

(сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке,

затем один указательный палец на другой руке)

Эта долька—для ежа,

(сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному

пальцу — сначала большой палец)

Эта долька—для стрижа,

(указательный палец)

Эта долька—для утят,

(средний палец)

Эта долька—для котят,

(безымянный палец)

Эта долька—для бобра,

(мизинец)

А для волка... кожура.

(разводим руками)

Он сердит на нас, беда!

(грозим пальчиком)

Разбегайтесь кто куда!

(имитируем бег пальцами по столу)

Жук на дереве

Цель: развитие движений кистей рук и тонкой моторики пальцев; обучение согласованным движениям обеих рук; развитие подра­жания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры:Предложите малышам поиграть за столом в новую игру «Жук на дереве». Сначала покажите детям всю игру: поставьте на стол выпрямленную левую руку с растопыренными пальцами (уп­ритесь локтем в стол) — это дерево.

Посмотрите, какое у меня высокое красивое дерево получилось —

вот ствол, а вот ветки. Ветерок подул, ветки закачались.

ритмично подвигайте кистью руки. Затем положите на стол правую руку на полусогнутых пальцах — это жук. Передвигайте паль­бу — жук медленно «ползет» вперед.

Смотрите, какой жук ползет. Видите, какие у него лапки-пальчики.. Куда это он собрался? А, ему на дерево хочется забраться!

рассказывая стишок, «иллюстрируйте» его: жук подползает к дереву и начинает забираться по стволу вверх. Вдруг падает на стол «лап­ками» вверх — правая рука тыльной стороной ладони лежит на столе, полусогнутые пальцы шевелятся.

Жук на дереве сидит, Жук на солнышко глядит, Вдруг — упал и встать не может. Ждет он — кто ему поможет.

Предложите одному из детей помочь жуку — «перевернуть его на лапки». Теперь то же самое повторите вместе с детьми: педагог по­казывает и рассказывает, а малыши повторяют. Если у кого-то не получится действовать обеими руками одновременно, можно пред­ложить сначала изобразить только дерево или только жука (можно разбить детей на пары). Игру можно повторить несколько раз.

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Пальчиковые загадки

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений ки­стей рук; развитие подражания движениям рук.

Ход игры:Посадите детей в кружок на ковре и предложите поиг­рать с пальчиками.

—А сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки. Я буду показывать, а вы отгадывайте; потом повторяйте за мной.

«Очки»:Обеими руками изображаем «колечки» — соединяем боль­шой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам.

—Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль.

«Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются.

«Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход».

«Цепочка»:большие и указательные пальцы соединяем — получа­ются колечки, одно колечко обхватывает другое — получается це­почка. Цепочку можно делать и из других пальцев — большой и указательный, большой и средний и т.д.

«Шарик»:все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончи­ками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы раздвигают­ся, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

«Грабли»:выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы.

«Корзина»:соединяем пальцы в замок, локти раздвигаем, соеди­ненные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «кор­зинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку);

Птенчики в гнезде»: обхватываем левой ладонью все пальчики правой рукой или шевелим.

Можно придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но чтобы детям было интересно, они должны быть лег­ки в исполнении, понятны и узнаваемы.

Когда дети запомнят основные фигуры, то могут сами при помо­щи взрослого выполнять роль водящего.

Развитие речи

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

открывать и закрывать, раскручивать - student2.ru

Развитие понимания речи

В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке, кото-ь1й еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характе­ристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конк­ретной ситуации. Постараемся разобраться, так ли это.

Действительно, довольно часто ребенок действует адекватно в рамках определенной ситуации — показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при нача­ле регулярных занятий с логопедом начинают обозначаться про­белы в знаниях ребенка: он не только не понимает значения мно­гих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе. Например, ребенок смешивает значения слов «ванна» и «раковина», а на просьбу показать, где шампунь, показывает на тю­бик с кремом. Кроме этого, часто маленький неговорящий ребенок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.

Конечно, непросто объективно оценить уровень понимания ре­бенком обращенной к нему речи в случае, если он не пользуется активной речью. Однако следует осознавать, что, если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отста­вание затрагивает все стороны речи — не только активную (про­цесс говорения), но и пассивную (понимание речи).

Таким образом, можно утверждать следующее: работа над по­ниманием речи неговорящими детьми 1,5-3 лет не просто жела­тельна, а необходима.

Создание речевой среды

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание Речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по на­коплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

постоянный разговор с ребенком;

единые требования к речевому общению с ребенком всех близ­ких взрослых;

определенные требования к речи окружающих взрослых;

постепенное усложнение речевого общения;

организация специальных речевых игр и упражнений. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Та­ким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и логопед. Кроме этого, необходимо использо­вать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рас­смотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание ре­чевой среды.

Наши рекомендации