Сущность основных понятий модуля 3 страница
28. Педагогическое мастерство – совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, позволяют ему оптимально решать педагогические задачи, бережно относиться к личности ребёнка. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.
29. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
30. Учитель – профессия и должность в системе общего образования, выполняющий особые социальные функции, состоящие в обучении, воспитании и развитии учащихся, содействии им в социализации.
31. Форма организации обучения – исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (например – коллективная, групповая, индивидуальная; очная, очно-заочная, заочная, экстернат и дистанционная и др. классификации форм организации обучения).
Модуль 3
Воспитание
1. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются … воспитания
a) движущими силами;
b) условиями;
c) ценностями;
d) закономерностями.
2. Воспитание – это…
a) воздействие на личность общества в целом;
b) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности;
c) результат усвоения профессиональных знаний, умений, навыков;
d) развитие представленной человека о мире;
e) процесс и результат воспитательной работы.
3. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как…
a) обновление и перестройка;
b) становление;
c) подготовка;
d) коррекция;
e) стабильное развитие и его завершение.
4. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как….
a) индивидуальная;
b) бригадная;
c) парная;
d) коллективная;
e) групповая.
5. Понятие «воспитательная система» было обосновано в трудах…
a) Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой;
b) В.А. Караковского и И.Я. Лернера;
c) В.А.Сухомлинского и М.М. Шульмана;
d) А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
6. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …
a) достижение воспитательных целей;
b) внешнее выражение процесса воспитания;
c) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников;
d) способ воспитания;
e) «инструментарий» воспитания.
7. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют … воспитания.
a) принципы;
b) нормы;
c) идеи;
d) направления.
8. Направлениями социального воспитания являются…
a) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников);
b) формирование социального сознания и поведения ребёнка;
c) удовлетворении потребностей человека в антисоциальных формах;
d) репутация программ, противостоящим фундаментальным принципам, ценностям общества.
9. Коллектив имеет…
a) структуру межличностных предпочтений;
b) коммуникативную и функциональную структуру;
c) управленческую структуру;
d) композиционную структуру;
e) организационную структуру.
10. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют…
a) разнообразие событий, ситуаций;
b) соревновательность;
c) созидательную активность;
d) оптимизм, радостную перспективу;
e) защищенность, отсутствие агрессии.
11. Наиболее распространены классификации групп по …
a) непосредственности взаимосвязей;
b) степени группового влияния;
c) размеру;
d) общественному статусу;
e) уровню обученности.
12. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …
a) появлением человеческого общества;
b) наличием рассудка;
c) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве;
d) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;
e) объективным характером приспособления детей к жизни.
13. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.
a) умственным;
b) социальным;
c) духовным;
d) нравственным.
14. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как…
a) интерактивную;
b) стимулирующую;
c) развивающую;
d) регулирующую;
e) интегративную.
15. Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру – сущность педагогики …
a) экзистенциализма;
b) прагматизма;
c) неотомизма;
d) неопозитивизма.
16. Вид отклоняющегося поведения детей и подростков, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения в обществе, называется … поведением.
a) девиантным;
b) делинквентным;
c) аддиктивным;
d) криминальным.
17. Выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива относится к … деятельности педагога.
a) коммуникативной;
b) исследовательской;
c) рефлексивной;
d) организационной.
18. Приспособление человека к условиям социальной среды называется ...
a) социальной адаптацией;
b) депривацией;
c) социализацией;
d) самоактуализацией.
19. Постановка целей воспитания НЕ зависит от …
a) требований общества;
b) возраста воспитанников;
c) уровня развития коллектива;
d) методов обучения.
20. Детский коллектив характеризуется …
a) развивающимися и функциональными связями между детьми;
b) обязательным наличием самоуправления;
c) постоянными и стабильными связями между детьми;
d) независимость детей от взрослых.
21. Группа людей, объединенных общими целями, социально-ценностной совместной деятельностью, называется...
a) сборищем;
b) коллективом;
c) организацией;
d) бригадой.
22. К признакам коллектива относят …
a) воспитанность членов коллектива;
b) общие цели и ценности;
c) общие интересы;
d) общие познавательные мотивы;
e) совместную деятельность и общение.
23. К агентам вторичной социализации можно отнести …
a) гувернеров;
b) родителей;
c) тренеров;
d) администрацию школ.
24. К методам самовоспитания относится…
a) самокритика;
b) авансирование доверием;
c) создание воспитывающей ситуации;
d) наказание.
25. К сложным ситуациям относится ситуация …
a) беседы с учениками о нравственных ценностях ;
b) противоречий между педагогом и лидером класса;
c) выступления педагога на родительском собрании;
d) разработка плана воспитательной работы на год.
26. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к группе….. функций классного руководителя
a) организационно-координирующих;
b) коммуникативных;
c) конструктивных;
d) аналитико-прогностических.
27. Механизм социализации характеризуется сопереживанием эмоциональному состоянию другого человека называется…
a) эмпатией;
b) интроекцией;
c) идентификацией;
d) толерантностью.
28. Модель семейного воспитания, характеризующаяся стремлением родителей в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…
a) независимой;
b) конфликтной;
c) авторитарной;
d) конкурентной.
29. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, враждебность к кому-либо чужому, непривычному, называется ...
a) мизантропией;
b) филантропией;
c) клаустрофобией;
d) ксенофобией.
30. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …
a) приучение;
b) управление;
c) пример;
d) убеждение.
31. Направлением работы классного руководителя является …
a) составление расписания занятий;
b) упорядочение учебной нагрузки учащихся;
c) развитие ученического самоуправления;
d) организация предметных недель.
32. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта называется…
a) индивидуализацией;
b) образованием;
c) воспитанием;
d) социализацией.
33. Педагог, единолично определяющий направление деятельности группы и пресекающийся активность учащихся, имеет стиль педагогической деятельности, который называется…
a) авторитарным;
b) либеральным;
c) демократическим;
d) параллельным.
34. Приоритетом общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип …
a) эмпатии;
b) рефлексии;
c) гуманизации;
d) терпимости.
35. По мнению представителей … направления, развитие личности – это процесс непосредственного запрограммированного созревания.
a) натуралистического;
b) социологизаторского ;
c) бихевиористского;
d) биологизаторского.
36. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегий жизненных целей, называется …
a) направленностью;
b) идеалами;
c) ценностными ориентациями;
d) убеждениями.
37. Совокупность норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих общество или социальную группу, составляет ...
a) мировосприятие;
b) субкультуру;
c) мировоззрение;
d) общечеловеческие ценности.
38. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение образовательно-воспитательных задач, называются … воспитания
a) формами;
b) средствами;
c) методами;
d) приемами.
39. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется
a) принуждением;
b) компромиссом;
c) сглаживанием.
40. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, называется….
a) социализацией;
b) педагогической деятельностью;
c) педагогическим процессом;
d) педагогической поддержкой.
41. Существенным признаком понятия «метод воспитания» является …
a) противоречивость воспитания;
b) способ воспитания;
c) наличие материальных средств воспитательного воздействия;
d) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников.
42. Цель формирования … культуры школьников состоит воспитании ответственного, бережного отношения к природе.
a) экономической;
b) экологической;
c) трудовой;
d) нравственной.
43. Целенаправленный процесс формирования у личности потребности к «диалогу культур», основанный на принципах взаимопомощи, доброжелательности и сотрудничества в отношении с народами других стран, называется …. воспитание
a) интернациональным;
b) поликультурным;
c) гражданским;
d) патриотическим.
44. Формирование необходимых для деятельности нравственных качеств с помощью труда называется трудовым …
a) развитием;
b) воспитанием;
c) коррекцией;
d) обучением.
45. Функция семьи, предполагающая ответственность за поведение ее членов в обществе, называется ...
a) социальным контролем;
b) воспитательной;
c) коррекцией отношений;
d) социально-статусной.
46. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным, называется … воспитанием.
a) гражданским;
b) патриотическим;
c) правовым;
d) демократическим.
47. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется …
a) неполной;
b) патриархальной;
c) нуклеарной;
d) малодетной.
48. Основная цель классного руководителя –…
a) взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
b) создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося;
c) проведение классных часов;
d) организация работы с родителями обучающихся.
49. Классный руководитель выполняет такие функции, как...
a) координирующую;
b) дидактическую;
c) психологическую;
d) воспитательную;
e) организаторскую.
50. К коллективным формам воспитательной работы относят …
a) конкурс эрудитов;
b) составление программ самовоспитания;
c) литературно-музыкальные вечера;
d) классные часы;
e) праздники искусств.
51. В число основных требований, выдвигаемых «Конвенцией ООН о правах ребенка» не входит
a) выживание и развитие;
b) труд на равнее со взрослыми;
c) защита;
d) обеспечение активного участия в жизни общества
52. Классный руководитель имеет право ….
a) контролировать учебные успехи каждого ученика;
b) определять программы индивидуальной работы с детьми;
c) использовать оценку для наказания ребенка;
d) контролировать посещаемость занятий учениками его класса;
e) использовать семью для наказания ребенка.
53. Социализация - это ...
a) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;
b) оказание обществом помощи нуждающимся людям;
c) активное участие в жизни общества;
d) борьба против общественного неравенства.
54. Какие отношения наиболее характерны для традиционного советского коллективного воспитания
a) демократия и гласность;
b) подчинение личности коллективу;
c) подчинение коллектива личности;
d) партнерство.
55. «Грязнее и хуже тетради я не видела». Каков стиль общения педагога, сказавшего это ученику?
a) демократический;
b) либеральный;
c) авторитарный;
d) попустительский.
56. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передает, а ребенок приобретает поведенческий, нравственный и т.д. опыт в естественном процессе взаимодействия поколений?
a) воспитание;
b) мотивация;
c) развитие;
d) переживание.
57. Что лежит в основе «коммунарской методики» И.П. Иванова?
a) военно-патриотическое воспитание;
b) коллективные творческие дела;
c) помощь отстающим;
d) спорт.
58. Что способствует объективному изучению коллектива класса?
a) наказание и поощрение;
b) убеждение и принуждение;
c) педагогическая диагностика;
d) психологическая коррекция.
59. Каким процессом является воспитание?
a) стихийным;
b) целенаправленным;
c) внешним;
d) государственным.
60. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …
a) воспитание;
b) обучение;
c) формирование;
d) социализация;
e) общение.
61. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся...
a) педагогическое требование;
b) наказание;
c) соревнование;
d) поощрение;
e) создание воспитывающих ситуаций.
62. Способ воздействия на личность, выражающий осуждение противоречащих нормам действий и поступков, – это …
a) поручение;
b) педагогическое требование;
c) создание воспитывающих ситуаций;
d) наказание.
Ключ:1a; 2b; 3a,b,e; 4a,c,d,e; 5a; 6c,d,e; 7a; 8b; 9e; 10a,c,d,e; 11c; 12c,d; 13a; 14c,d,e; 15c; 16a; 17d; 18a; 19d; 20b; 21b; 22b,c; 23a,b,d; 24a; 25b; 26d; 27a; 28c; 29d; 30c; 31c; 32d; 33a; 34c; 35d; 36c; 37c; 38c; 39a; 40c; 41b,d; 42b; 43b; 44b; 45b; 46a; 47c; 48b; 49d,e; 50a,c,d,e; 51b; 52a,b,d; 53a; 54b; 55c; 56a; 57b; 58c; 59b; 60a,b,e; 61a,c,d,e; 62d.
Сущность основных понятий
1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.
2. Адаптация социальная – 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.
3. Взаимодействие – процесс непрерывного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную связь и обусловленность, в результате которой каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.
4. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
5. Воспитание – 1) в социальном, широком смысле - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле - специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно- исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.
6. Воспитание духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.
7. Воспитание нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.
8. Воспитание политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека.
9. Воспитание половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни.
10. Воспитание правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения.
11. Воспитание семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их заменяющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.
12. Воспитание социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
13. Воспитание трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде.
14. Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. (1)
15. Воспитание физическое – педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чуткость в работе, привычка к порядку и т.д. (1)
16. Воспитание художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
17. Воспитание экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой.
18. Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства распределения и потребления.
19. Воспитание эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному.
20. Воспитание этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений.
21. Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.
22. Воспитанность – качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.
23. Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.
24. Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
25. Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
26. Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.
27. Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
28. Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
29. Группа – относительно устойчивая общность индивидов, связанных общими целями и нормами, системой отношений, включающая распределение обязанностей, мотивы, побуждающие участников вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями, иерархию статусов, лидерство и т.п.
30. Дисциплина – форма общественных отношений, обеспечивающая соблюдение установленных норм, традиций, обычаев, правил поведения.
31. Коллектив – объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.
32. Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости.
33. Коллективного творческого воспитания методика – разновидность коммунарской методики, сущность которой определяю 4 основных положения: Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей; Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах.
34. Команда – особый вид социальной группы, характеризующийся наличием совместной деятельности, общих целей, общей ответственности, доверительных отношений, участием всех членов команды в выработке решений, чётко выраженным лидером.
35. Коммунарская методика (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
36. Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме.
37. Конфликт социальный – тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.
38. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
39. Культура педагогическая – уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности.
40. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.
41. Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение метода воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.
42. Общение – взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Общение включено в совместную деятельность и обеспечивает ее согласованность. Потребность в общении является одной из базовых человеческих потребностей, удовлетворение которой связано с психоэмоциональным комфортом.