Сущность основных понятий модуля 3 страница

28. Педагогическое мастерство – совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, позволяют ему оптимально решать педагогические задачи, бережно относиться к личности ребёнка. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.

29. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

30. Учитель – профессия и должность в системе общего образования, выполняющий особые социальные функции, состоящие в обучении, воспитании и развитии учащихся, содействии им в социализации.

31. Форма организации обучения – исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (например – коллективная, групповая, индивидуальная; очная, очно-заочная, заочная, экстернат и дистанционная и др. классификации форм организации обучения).

Модуль 3

Воспитание

1. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются … воспитания

a) движущими силами;

b) условиями;

c) ценностями;

d) закономерностями.

2. Воспитание – это…

a) воздействие на личность общества в целом;

b) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности;

c) результат усвоения профессиональных знаний, умений, навыков;

d) развитие представленной человека о мире;

e) процесс и результат воспитательной работы.

3. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как…

a) обновление и перестройка;

b) становление;

c) подготовка;

d) коррекция;

e) стабильное развитие и его завершение.

4. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как….

a) индивидуальная;

b) бригадная;

c) парная;

d) коллективная;

e) групповая.

5. Понятие «воспитательная система» было обосновано в трудах…

a) Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой;

b) В.А. Караковского и И.Я. Лернера;

c) В.А.Сухомлинского и М.М. Шульмана;

d) А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

6. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …

a) достижение воспитательных целей;

b) внешнее выражение процесса воспитания;

c) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников;

d) способ воспитания;

e) «инструментарий» воспитания.

7. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют … воспитания.

a) принципы;

b) нормы;

c) идеи;

d) направления.

8. Направлениями социального воспитания являются…

a) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников);

b) формирование социального сознания и поведения ребёнка;

c) удовлетворении потребностей человека в антисоциальных формах;

d) репутация программ, противостоящим фундаментальным принципам, ценностям общества.

9. Коллектив имеет…

a) структуру межличностных предпочтений;

b) коммуникативную и функциональную структуру;

c) управленческую структуру;

d) композиционную структуру;

e) организационную структуру.

10. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют…

a) разнообразие событий, ситуаций;

b) соревновательность;

c) созидательную активность;

d) оптимизм, радостную перспективу;

e) защищенность, отсутствие агрессии.

11. Наиболее распространены классификации групп по …

a) непосредственности взаимосвязей;

b) степени группового влияния;

c) размеру;

d) общественному статусу;

e) уровню обученности.

12. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …

a) появлением человеческого общества;

b) наличием рассудка;

c) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве;

d) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;

e) объективным характером приспособления детей к жизни.

13. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.

a) умственным;

b) социальным;

c) духовным;

d) нравственным.

14. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как…

a) интерактивную;

b) стимулирующую;

c) развивающую;

d) регулирующую;

e) интегративную.

15. Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру – сущность педагогики …

a) экзистенциализма;

b) прагматизма;

c) неотомизма;

d) неопозитивизма.

16. Вид отклоняющегося поведения детей и подростков, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения в обществе, называется … поведением.

a) девиантным;

b) делинквентным;

c) аддиктивным;

d) криминальным.

17. Выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива относится к … деятельности педагога.

a) коммуникативной;

b) исследовательской;

c) рефлексивной;

d) организационной.

18. Приспособление человека к условиям социальной среды называется ...

a) социальной адаптацией;

b) депривацией;

c) социализацией;

d) самоактуализацией.

19. Постановка целей воспитания НЕ зависит от …

a) требований общества;

b) возраста воспитанников;

c) уровня развития коллектива;

d) методов обучения.

20. Детский коллектив характеризуется …

a) развивающимися и функциональными связями между детьми;

b) обязательным наличием самоуправления;

c) постоянными и стабильными связями между детьми;

d) независимость детей от взрослых.

21. Группа людей, объединенных общими целями, социально-ценностной совместной деятельностью, называется...

a) сборищем;

b) коллективом;

c) организацией;

d) бригадой.

22. К признакам коллектива относят …

a) воспитанность членов коллектива;

b) общие цели и ценности;

c) общие интересы;

d) общие познавательные мотивы;

e) совместную деятельность и общение.

23. К агентам вторичной социализации можно отнести …

a) гувернеров;

b) родителей;

c) тренеров;

d) администрацию школ.

24. К методам самовоспитания относится…

a) самокритика;

b) авансирование доверием;

c) создание воспитывающей ситуации;

d) наказание.

25. К сложным ситуациям относится ситуация …

a) беседы с учениками о нравственных ценностях ;

b) противоречий между педагогом и лидером класса;

c) выступления педагога на родительском собрании;

d) разработка плана воспитательной работы на год.

26. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к группе….. функций классного руководителя

a) организационно-координирующих;

b) коммуникативных;

c) конструктивных;

d) аналитико-прогностических.

27. Механизм социализации характеризуется сопереживанием эмоциональному состоянию другого человека называется…

a) эмпатией;

b) интроекцией;

c) идентификацией;

d) толерантностью.

28. Модель семейного воспитания, характеризующаяся стремлением родителей в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…

a) независимой;

b) конфликтной;

c) авторитарной;

d) конкурентной.

29. Навязчивый страх перед незнакомыми лицами, враждебность к кому-либо чужому, непривычному, называется ...

a) мизантропией;

b) филантропией;

c) клаустрофобией;

d) ксенофобией.

30. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …

a) приучение;

b) управление;

c) пример;

d) убеждение.

31. Направлением работы классного руководителя является …

a) составление расписания занятий;

b) упорядочение учебной нагрузки учащихся;

c) развитие ученического самоуправления;

d) организация предметных недель.

32. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта называется…

a) индивидуализацией;

b) образованием;

c) воспитанием;

d) социализацией.

33. Педагог, единолично определяющий направление деятельности группы и пресекающийся активность учащихся, имеет стиль педагогической деятельности, который называется…

a) авторитарным;

b) либеральным;

c) демократическим;

d) параллельным.

34. Приоритетом общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип …

a) эмпатии;

b) рефлексии;

c) гуманизации;

d) терпимости.

35. По мнению представителей … направления, развитие личности – это процесс непосредственного запрограммированного созревания.

a) натуралистического;

b) социологизаторского ;

c) бихевиористского;

d) биологизаторского.

36. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегий жизненных целей, называется …

a) направленностью;

b) идеалами;

c) ценностными ориентациями;

d) убеждениями.

37. Совокупность норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих общество или социальную группу, составляет ...

a) мировосприятие;

b) субкультуру;

c) мировоззрение;

d) общечеловеческие ценности.

38. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение образовательно-воспитательных задач, называются … воспитания

a) формами;

b) средствами;

c) методами;

d) приемами.

39. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется

a) принуждением;

b) компромиссом;

c) сглаживанием.

40. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, называется….

a) социализацией;

b) педагогической деятельностью;

c) педагогическим процессом;

d) педагогической поддержкой.

41. Существенным признаком понятия «метод воспитания» является …

a) противоречивость воспитания;

b) способ воспитания;

c) наличие материальных средств воспитательного воздействия;

d) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников.

42. Цель формирования … культуры школьников состоит воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

a) экономической;

b) экологической;

c) трудовой;

d) нравственной.

43. Целенаправленный процесс формирования у личности потребности к «диалогу культур», основанный на принципах взаимопомощи, доброжелательности и сотрудничества в отношении с народами других стран, называется …. воспитание

a) интернациональным;

b) поликультурным;

c) гражданским;

d) патриотическим.

44. Формирование необходимых для деятельности нравственных качеств с помощью труда называется трудовым …

a) развитием;

b) воспитанием;

c) коррекцией;

d) обучением.

45. Функция семьи, предполагающая ответственность за поведение ее членов в обществе, называется ...

a) социальным контролем;

b) воспитательной;

c) коррекцией отношений;

d) социально-статусной.

46. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным, называется … воспитанием.

a) гражданским;

b) патриотическим;

c) правовым;

d) демократическим.

47. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется …

a) неполной;

b) патриархальной;

c) нуклеарной;

d) малодетной.

48. Основная цель классного руководителя –…

a) взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;

b) создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося;

c) проведение классных часов;

d) организация работы с родителями обучающихся.

49. Классный руководитель выполняет такие функции, как...

a) координирующую;

b) дидактическую;

c) психологическую;

d) воспитательную;

e) организаторскую.

50. К коллективным формам воспитательной работы относят …

a) конкурс эрудитов;

b) составление программ самовоспитания;

c) литературно-музыкальные вечера;

d) классные часы;

e) праздники искусств.

51. В число основных требований, выдвигаемых «Конвенцией ООН о правах ребенка» не входит

a) выживание и развитие;

b) труд на равнее со взрослыми;

c) защита;

d) обеспечение активного участия в жизни общества

52. Классный руководитель имеет право ….

a) контролировать учебные успехи каждого ученика;

b) определять программы индивидуальной работы с детьми;

c) использовать оценку для наказания ребенка;

d) контролировать посещаемость занятий учениками его класса;

e) использовать семью для наказания ребенка.

53. Социализация - это ...

a) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;

b) оказание обществом помощи нуждающимся людям;

c) активное участие в жизни общества;

d) борьба против общественного неравенства.

54. Какие отношения наиболее характерны для традиционного совет­ского коллективного воспитания

a) демократия и гласность;

b) подчинение личности коллективу;

c) подчинение коллектива личности;

d) партнерство.

55. «Грязнее и хуже тетради я не видела». Каков стиль общения педагога, сказавшего это ученику?

a) демократический;

b) либеральный;

c) авторитарный;

d) попустительский.

56. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый пе­редает, а ребенок приобретает поведенческий, нравственный и т.д. опыт в естест­венном процессе взаимодействия поколений?

a) воспитание;

b) мотивация;

c) развитие;

d) переживание.

57. Что лежит в основе «коммунарской методики» И.П. Иванова?

a) военно-патриотическое воспитание;

b) коллективные творческие дела;

c) помощь отстающим;

d) спорт.

58. Что способствует объективному изучению коллектива класса?

a) наказание и поощрение;

b) убеждение и принуждение;

c) педагогическая диагностика;

d) психологическая коррекция.

59. Каким процессом является воспитание?

a) стихийным;

b) целенаправленным;

c) внешним;

d) государственным.

60. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …

a) воспитание;

b) обучение;

c) формирование;

d) социализация;

e) общение.

61. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся...

a) педагогическое требование;

b) наказание;

c) соревнование;

d) поощрение;

e) создание воспитывающих ситуаций.

62. Способ воздействия на личность, выражающий осуждение противоречащих нормам действий и поступков, – это …

a) поручение;

b) педагогическое требование;

c) создание воспитывающих ситуаций;

d) наказание.

Ключ:1a; 2b; 3a,b,e; 4a,c,d,e; 5a; 6c,d,e; 7a; 8b; 9e; 10a,c,d,e; 11c; 12c,d; 13a; 14c,d,e; 15c; 16a; 17d; 18a; 19d; 20b; 21b; 22b,c; 23a,b,d; 24a; 25b; 26d; 27a; 28c; 29d; 30c; 31c; 32d; 33a; 34c; 35d; 36c; 37c; 38c; 39a; 40c; 41b,d; 42b; 43b; 44b; 45b; 46a; 47c; 48b; 49d,e; 50a,c,d,e; 51b; 52a,b,d; 53a; 54b; 55c; 56a; 57b; 58c; 59b; 60a,b,e; 61a,c,d,e; 62d.

Сущность основных понятий

1. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

2. Адаптация социальная – 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.

3. Взаимодействие – процесс непрерывного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную связь и обусловленность, в результате которой каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

4. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

5. Воспитание – 1) в социальном, широком смысле - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле - специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно- исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.

6. Воспитание духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествляли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направленную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культуре, отражающей духовную близость людей, общества, государства.

7. Воспитание нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирование нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для которой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в повседневной жизни и деятельности.

8. Воспитание политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политической культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека.

9. Воспитание половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни.

10. Воспитание правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушного поведения.

11. Воспитание семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их заменяющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.

12. Воспитание социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

13. Воспитание трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитанника к труду и воспитания в труде.

14. Воспитание умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности. (1)

15. Воспитание физическое – педагогически организованный процесс формирования физической культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чуткость в работе, привычка к порядку и т.д. (1)

16. Воспитание художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

17. Воспитание экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осознанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой.

18. Воспитание экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства распределения и потребления.

19. Воспитание эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному.

20. Воспитание этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений.

21. Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

22. Воспитанность – качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения.

23. Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении.

24. Воспитательная система – комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

25. Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.

26. Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

27. Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

28. Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

29. Группа – относительно устойчивая общность индивидов, связанных общими целями и нормами, системой отношений, включающая распределение обязанностей, мотивы, побуждающие участников вести себя в соответствии с принятыми в группе ожиданиями, иерархию статусов, лидерство и т.п.

30. Дисциплина – форма общественных отношений, обеспечивающая соблюдение установленных норм, традиций, обычаев, правил поведения.

31. Коллектив – объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.

32. Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости.

33. Коллективного творческого воспитания методика – разновидность коммунарской методики, сущность которой определяю 4 основных положения: Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей; Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах.

34. Команда – особый вид социальной группы, характеризующийся наличием совместной деятельности, общих целей, общей ответственности, доверительных отношений, участием всех членов команды в выработке решений, чётко выраженным лидером.

35. Коммунарская методика (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педагогика») – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.

36. Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме.

37. Конфликт социальный – тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.

38. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

39. Культура педагогическая – уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности.

40. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

41. Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение метода воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

42. Общение – взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Общение включено в совместную деятельность и обеспечивает ее согласованность. Потребность в общении является одной из базовых человеческих потребностей, удовлетворение которой связано с психоэмоциональным комфортом.

Наши рекомендации