Оценка эффективности работы по патриотическому воспитанию вуза
П Е Р Е Ч Е Н Ь
Обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации государственной программы "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы"
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;
обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;
проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.
Количественные параметры - это количество:
проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;
действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;
военно-спортивных профильных лагерей;
граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях;
детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;
проведенных выставок патриотической направленности;
проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
проведенных военно-спортивных игр;
изданных книг патриотической направленности;
проведенных мероприятий военно-шефской работы.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
обобщенных оценочных показателей реализации государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Показатели | Фактическое значение 2010 год | Плановый период | |||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
1. | Доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан (процентов) | ||||||
2. | Доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию (процентов) | ||||||
3. | Количество подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания (тыс. человек) | ||||||
4. | Количество выполненных федеральными органами власти мероприятий по патриотическому воспитанию по отношению к запланированному количеству (процентов) | ||||||
5. | Количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных (тыс. единиц) | ||||||
6. | Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т.д.) (тыс. единиц) | 14,5 | 17,5 | ||||
7. | Количество оборонно-спортивных лагерей (единиц) | ||||||
8. | Количество исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и степень их внедрения в практику органов исполнительной власти и организаций (штук/процентов) | 7/80 | 12/90 | 16/90 | 21/95 | 30/95 | 35/100 |
Оценка эффективности работы по патриотическому воспитанию вуза
№ п/п | Критерии патриотического воспитания | Показатели | Оценка в баллах | |
Организационно-правовая основа | 1.1. Наличие административной структуры (проректора по ВР, управления ВР, зам деканов по воспитательной работе, кураторов, наставников, тьюторов общежитий, непосредственно отвечающих за патриотическое воспитание), органов студенческого самоуправления, патриотических объединений студентов 1.2. Постановления, концепции, программы, приказы, положения федерального, регионального и городского уровней 1.3. Локальные документы вузовского и факультетского уровней (приказы, распоряжения, программы, планы, положения) | |||
Оценка организационно-правовых основ патриотического воспитания (0 -10б) k1= б | ||||
Педагогические условия и средства | 2.1. Методическое обеспечение (спецкурсы и семинары национально-регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО, рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, использование активных форм и методов работы, учет специфики факультета) 2.2. Информационное обеспечение 2.3. Проведение научных конференций, симпозиумов, слетов, олимпиад, принятие соответствующих постановлений, резолюций и внедрение их в практику 2.4. Программы и планы обучения организаторов патриотического воспи-тания, студенческого актива, руководителей студенческих объединений. 2.5. Эффективное использование материально-технической базы вуза и факультета (актового зала или соответствующих помещений, музеев и музейных уголков и материально-технических средств) 2.6. Финансовая обеспеченность (выделение целевых средств на патриотическую работу от запланированной суммы на воспитательную деятельность, финансирование отдельных программ и проектов) 2.7. Формы поощрения организа-торов патриотического воспитания и студентов (благодарственные письма, почетные грамоты, денежная премия, занесение в Книгу почета и на Доску почета вуза и факультета) | |||
Оценка педагогических условий и средств патриотического воспитания (0-10 б)k2= б. | ||||
Результативность работы по патриотическому воспитанию | 3.1. Количество курсовых, реферативных, выпускных квалификационных, научно-исследовательских работ в рамках УИРС и НИРС 3.2. Динамика роста % охвата студентов патриотическим воспитанием 3.3. Динамика роста % реализуемых отдельных проектов, программ и студенческих инициатив по патриотическому воспитанию подростков и молодежи 3.4. Количество действующих студенческих и молодежных патриотических клубов (центров, кружков), поисковых отрядов и музейных групп, в том числе созданных по инициативе студентов факультета 3.5. Количество студентов, участвующих в патриотических клубах, поисковых и волонтерских отрядах, летних оборонно-спортивных и оздоровительных лагерях 3.6. Количество и качество выпущенных вузовских и факультетских газет, стенных газет, бюллетеней, листовок, заметок для сайта вуза 3.7. Количество студенческих научных конференций, смотров 3.8. Количество военно-спортивных праздников, соревнований, конкурсов 3.9. Проведенные традиционные вузовские и факультетские мероприятия патриотической тематики 3.10.Государственная, областная, университетская, и факультетская символика | |||
Оценка результативности работы по патриотическому воспитанию (0-10 б) K3= б. | ||||
Состояние анализа и коррекция работы по патриотическому воспитанию | 4.1. Наличие анкет обратной связи по результатам проведения мероприятий 4.2. Годовой анализ банка анкет обратной связи студентов 4.3. Самооценки каждого субъекта патриотического воспитания 4.4. Подведение итогов патриотического воспитания в ходе совещаний, семинаров, конференций за семестр и за год 4.5. Наличие отчетов, протоколов, тезисов выступлений сообщений на совещаниях, семинарах, конференциях 4.6. Корректировка планов, программ и мероприятий по патриотическому воспитанию в течение года | |||
Оценка состояния анализа и коррекция работы по патриотическому воспитанию (0 -10 б) K4= б. | ||||
Оценка субъектами состояния и организации патриотического воспитания | 5.1. Оценка патриотического воспитания студентами 5.2. Оценка патриотического воспитания преподавателями 5.3. Оценка патриотического воспитания администрацией | |||
Оценка субъектами состояния и организации патриотического воспитания (0-10 б) K5= б. | ||||
Слайд 7
Для оценки эффективности патриотического воспитания с использованием количественных критериев применяется следующая формула: К=Z/N, где
К – коэффициент эффективности реализации данного критерия,
N – общее количество показателей данного критерия,
Z – сумма баллов, полученных при проверке показателей патриотического воспитания данного критерия.
Коэффициент эффективности выражается в виде целого числа или десятичной дроби (в интервале от 0 до 10).
Критерий «оценка субъектами состояния и организации патриотического воспитания» определяется экспертным методом по показателям на основе данных анкетирования субъектов образовательного процесса (администрации, преподавателей и студентов).
Для нахождения коэффициента эффективности данного критерия следует найти среднеарифметическое суммы оценок всех его показателей.
Интегральный критерий эффективности организации патриотического воспитания (Кэвр) рассчитывается по формуле:
Кэвр = (К1 + К2 + К3 + К4 + К5) : 5
Шкала баллов ранжируется по следующим показателям:
– патриотическое воспитание практически полностью соответствует предъявленным требованиям – 9-10 баллов;
– работа по патриотическому воспитанию хорошо организована, недостатки несущественны и легко устранимы – 7-8 баллов;
– работа по патриотическому воспитанию организована удовлетворительно, имеются существенные недостатки в работе – 5-6 баллов;
– низкая организация воспитательной работы, много существенных недостатков – 3-4 балла;
– работа практически не ведется – 1-2 балла;
– информация не представлена – 0 баллов
Основным инструментом реализации Концепции является выполнение Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы ", разработка и реализация государственных, ведомственных и региональных программ патриотического воспитания граждан на последующие периоды.
Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.
Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации.
Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.
По мере поступательного развития России и практической реализации системы патриотического воспитания граждан отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества и государства направления внутренней политики - воспитания граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории, культуры, ценностей и традиций в единстве национально-самобытных и общецивилизованных начал, а также повышению социальной активности в этом процессе граждан России.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации разработана Российским государственным военным историко-культурным центром (Росвоенцентром) совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во исполнение пункта 6 Перечня мероприятий по реализации Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 122.