Диагностика музыкально-творческого развития (средний и старший дошкольный возраст)
Создайте игровую ситуацию и попросите ребенка уложить спать игрушку, сочинив при этом свою колыбельную песню. При необходимости выясните представления ребенка о жанре колыбельной, особенностях ее звучания (негромко, спокойно, нежно и др.).
Оцените в баллах творческий продукт, используя следующие показатели.
Критерии Оценки | Показатели развития | Оценка (баллы) |
Музыкально-творческие способности (в вокальной импровизации) | В колыбельной использовались адекватные образу средства музыкальной выразительности и развернутый текст, сочиненный ребенком В колыбельной использовались адекватные образу средства музыкальной выразительности, знакомый ребенку текст, либо характерные повторяющиеся слова или звуки (баю-баю, а-а и др.). Воспроизводилась известная ребенку колыбкльная, либо импровизировался свой вариант, далекий от образного содержания жанра колыбельной Отказ от выполнения задания | 3 балла 2 балла 1 балл 1 баллов |
3. Диагностика уровня сформированности представлений о первичных музыкальных жанрах
Для диагностики рекомендуется использовать наглядный материал музыкально-дидактической игры «Три окошка» из пособия «В мире музыки» (авторы О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль).
Оцените в баллах знания дошкольника, используя следующие показатели
Критерии Оценки | Показатели развития | Оценка (баллы) | |
Младший и средний дошк. Возраст | Старший дошк. Возраст | ||
Представления о первичных музыкальных жанрах | Успешно называет все действия, соответствующие музыкальным фрагментам, двигается в соответствии с жанрами танца и марша Ошибаетсяпри назывании соответствующих действий, двигается в соответствии с жанрами танца и марша | Правильно определяет все жанры, ритмично длвигшается в соответствии с жанром музыки Правильно называет все действия, соответствиющие музыкальным фрагмкнтам, но затрудняется в назывании жанра | 1 балл 0 баллов |
Оцените уровень музыкального развития ребенка по выделенным направлениям, суммируя общее количество баллов:
во второй младшей группе высокий уровень соответствует 9-13 баллам, средний – 5-8, низкий – до 5;
в средней и старших группах высокий уровень диагностируется от значения 16 баллов, средний – 8-15 баллов, низкий – 8 и менее баллов.
Данные обследования занесите в таблицу 1.
Таблица 1
№ | ФИ ребенка | Основные музыкальные способности | Музыкально-творческое развитие | Представления о первичных музыкальных жанрах | Сумма баллов | ||
Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Музыкально-ритмическое чувство | |||||
В заключении сделайте выводы о необходимых направлениях в индивидуальной работе с обследованными детьми и используйте эти данные при подготовке зачетного индивидуального занятия.
Отчет-анкета
ФИО студента (ки)__________________________________________________
База практики ______________________________________________________
1. Какие новые знания и навыки в области дошкольного музыкального образования Вы приобрели за время прохождения практики?____________________________________________________
2. Помогли ли Вам теоретические знания, приобретенные во время занятий в университете________________________________________
3. Достаточно ли подготовленными вы чувствовали себя при выполнении практических заданий?_____________________________________
4. Укажите тематику зачетных занятий и других мероприятий, подготовленных материалов_______________________________
5. Какая помощь при прохождении практики Вам была оказана музыкальным руководителем, администрацией дошкольного учреждения, методистом практики?_____________________
6. Какую помощь дошкольному учреждению оказали Вы?_________________________________________________________
7. Перечислите положительные моменты и те трудности, с которыми Вам пришлось встретиться в процессе прохождения практики _____________________________________________________________
8. Внесите свои предложения по усовершенствованию организации и проведения этого вида практики________________________________
Производственная практика по физическому воспитанию
В дошкольном учреждении
Рекомендуемая литература
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: Linka Press, 1993.- 109 с.
2. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Золотарева, А. Особенности организации дополнительного образования дошкольников / А.Золотарева, М.Терещук // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 11. – С. 76-83.
4. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образоват. учреждений / О.В.Козырева. – М.: Просвещение, 2007.- 94 с.
6. Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка / Э.А. Колидзей. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.- 464 с.
7. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие здорового ребенка / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С. 80-87; № 2. – С. 89-94; № 5. – С. 66-72.
8. Лазарев, М.Л. Здравствуй!: пособие для педагогов дошкольного образования / М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004.- 248 с.
9. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания / И.В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 2-6.
10. Морозова, И.С. Формирование интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности / И.С.Морозова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С. 19-21.
11. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 240 с.
12. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. СПб.: КАРО, 2006.- 176 с.
13. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве / Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова. – М.: Просвещение, 2006.-271 с.
14. Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания / Г. Решетнева, С. Абольянина // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 4. – С.54- 60.
15. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. М.: Мозаика – Синтез, 2000.- 256 с.
16. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 416 с.
17. Шарманова, С.Б. Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста / С.Б.Шарманова, А.И. Федоров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. - № 4. – с. 51-54.
18. Шебеко, В.Н. Основные характеристики технологии развития творчества дошкольника средствами физической культуры / В.Н.Шебеко // Мир спорта. – 2006. – № 4. – С. 46-57.
19. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. – Минск, Университетское, 1998.
20. Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников / В.А.Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2007. – 160 с.
21. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с.
* Дашкольная адукацыя. Зборнік нарматыўна-прававых і інструктыўных матэріялаў / Скл. А.І. Сачанка; пад рэд.Т.М. Карасцялевай.— СПб: Виктория, 2000. С.91-95.
* Данная циклограмма может быть дополнена. В начале месяца, равномерно распределив объем работы по дням недели, педагог вносит коррективы.