Задачи и средства адаптивного физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания в спе­циальных (коррекционных) школах III—IV видов относятся:

· воспитание гармонически развитого ребенка;

· укрепление здоровья;

· воспитание волевых качеств;

· обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

· развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гиб­кости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

· охрана и развитие остаточного зрения;

· развитие навыков пространственной ориентировки;

· развитие и использование сохранных анализаторов;

· развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; разви­тие двигательной функции глаза;

· укрепление мышечной системы глаза;

· коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

· коррекция скованности и ограниченности движений;

· о коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

· активизация функций сердечно-сосудистой системы;

· в улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

· коррекция и совершенствование координационных способно­стей, согласованности движений;

· развитие межпредметных знаний;

· развитие коммуникативной и познавательной деятельности

и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

— без предметов;

— с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные .мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, коль­ца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных спо­собностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вес­тибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации раз­личных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференци-ровки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение то­нуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам простран­ственной ориентировки на основе использования и развития сохран­ных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анали­заторов.

13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улуч­шение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообраще­ния тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания отно­сятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процес­су обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких ес­тественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и зака­ливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все ме­роприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Наши рекомендации