Тема 6. Выявление, изучение, преодоление и профилактика речевых нарушений.

Основные направления диагностического обследования речевой деятельности. Принципы анализа речевых нарушений. Логопедическое заключение. Цель, задачи, принципы и методы логопедического воздействия при коррекции речевых нарушений. Формы логопедического воздействия. Профилактика речевых нарушений. Отрицательное влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка. Работа с семьями, имеющими детей с нарушениями речи.

Тема 7. Организация логопедической помощи в России.

Современное развитие логопедии как отрасли специальной педагогики в России.Организация логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста в РФ. Специфика работы логопеда в детских лечебно-профилактических учреждениях. Организация логопедического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Организация логопедической помощи детям школьного возраста в РФ. Организация логопедической помощи в РФ взрослым.

Тема 8. Работа психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию специализированных детских учреждений для детей с речевыми нарушениями.

Организация работы ПМПК. Основные нормативные документы, определяющие работу ПМПК по комплектованию специализированных детских учреждений для детей с речевыми нарушениями (Положения о республиканской и областной МПК, Письмо Минобразования России о ПМПк образовательного учреждения, Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, Положение о временной группе для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении общего типа, Инструкция по приему в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи). Перечень документов, предоставляемых на ПМПК. Комплектование групп для детей с нарушениями речи.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины,

Наличие литературы

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 2008.

2. Настольная книга логопеда: справ.-методич. Пособие / авт.-сост. Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Приф-издат, 2005.

3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. – М., 2003.

5. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2008.

Дополнительная:

1. Акинская А.А., Барановская Ф.А. – Русская фонетика. М., 1990.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1997.

3. Бекер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

4. Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,1960.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. – М.,1982. – Т.2.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург, 2001.

9. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М., 2004г.

10. Зингер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.

12. Малофеев Н.Н. Социо-культурные основы становления и развития государственной системы специального образования в России. – Дисс. … докт.пед.наук. – М., 1996.

13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1. Западная Европа. - М.: «Печатный двор», 1996.

14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.

15. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001.

16. Основы логопедической работы с детьми.: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2005.

17. Основы теории и практики логопеда // Под ред. Р.Е. Левиной. – М,1968.

18. Панов М.В. Современный русский язык – фонетика. М., 1979.

19. Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2007.

20. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1997.

22. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

24. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

25. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высших и средних спец. пед. учеб. заведений: В 2 тт. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М, 1997.

Краткий курс лекций и планы практических занятий по учебной дисциплине

Наши рекомендации