Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании

Ключевые квалификации

В отечественной профессиональной педагогике
концепции ключевых квалификаций и компетенции
не обсуждаются. В зарубежной же педагогике они
широко реализуются в профессиональной школе.
Рассмотрим эту проблему применительно к личност-
но ориентированному образованию.

Понятие «ключевые квалификации» теоретиче-
ски было обосновано Д. Мертенсом в середине
1970-х гг. в Германии'. Необходимость пересмотра

' Mertens D. Schlusselqualifikationen. Thesen zur Schulung fur eine
modeme Gesellschaft // Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt — und
Berufsforschung. — 1974. — H. 4.

традиционного понимания квалификации он видел
в тех изменениях, которые происходили в производ-
ственных технологиях. Широкое распространение
информационной и коммуникационной техники,
нечеткий рынок труда, развитие динамичных про-
изводственных технологий обусловливали, по его
мнению, новые квалификационные требования к
специалисту. Основная идея заключалась в том, что-
бы подготовить новое поколение специалистов,
способных адаптироваться к современным техноло-
гиям производства, легко переходить от одного вида
труда к другому, обладающих знаниями, умениями и
способностями, необходимыми для широкого круга
профессий.

Аналогичные требования к подготовке рабочих
широкого профиля формулируются в это же время в
отечественной педагогике (Я. Р. Атутов, С. Я. Баты-
шев, А. П. Беляева, В. А. Поляков, С. А. Шапоринский и
др.). Главное внимание обращалось на подготовку
рабочих, способных осуществлять профессиональ-
ную деятельность в широком аспекте, основой кото-
рой является интеграция рабочих профессий.

Принципиальное различие этих двух подходов за-
ключалось в изменении трактовки квалификации.
В зарубежной педагогике вводится дополнительное
понятие «ключевая квалификация», которое принима-
ет самостоятельное значение и не связано с определен-
ной профессией. В отечественной профессиональной
педагогике традиционное понимание квалификации
существенно обогащается. Она определяется как сово-
купность социальных и профессионально-квалификаци-
онных требований, предъявляемых к социальным и про-
фессиональным способностям человека.

Оба подхода были направлены на формирование об-
щепрофессиональных (политехнических) знаний и уме-
ний, развитие творческих способностей, расширение

256 »

профессионального профиля, обеспечение профессио-
нальной мобильности и конкурентоспособности.

В последующие десять лет концепция ключевых
квалификаций не получила своего развития в ФРГ.
В СССР же положение о подготовке рабочих широ-
кого профиля, новая трактовка квалификации стали
успешно развиваться в профессиональной педагоги-
ке и реализовываться на практике.

В середине 1980-х гг. в Германии вновь возрожда-
ется интерес к концепции развития ключевых квали-
фикаций. Инициатива на сей раз исходит от уче-
ных-педагогов, тесно связанных с учебными центра-
ми подготовки специалистов крупных промышлен-
ных предприятий и фирм: Dresden-Bank, Mersedes,
Opel, Simens, Volkswagen и др. Начинают разрабаты-
ваться инновационные проекты, ориентированные
на развитие ключевых квалификаций.

В разработке этих проектов принимали участие
педагоги и психологи ФРГ R. Bader, К. Beiderwiden,
R. Borretty, U. Klein, L. Reetz, A. Schelten, J. Zebeckw.w.
Опросы менеджеров и предпринимателей, проведен-
ные в начале 1990-х гг., показали, что наиболее вос-
требованными и актуальными характеристиками
специалистов являются самостоятельность, адаптив-
ность, специальные знания, коммуникативные уме-
ния, оперативность, пунктуальность, творческие
способности1. Эти исследования стали основой со-
ставления каталогов ключевых квалификаций.
A. Schelten составил следующий расширенный ката-
лог ключевых квалификаций:

1. Общеобразовательные знания, умения и навы-
ки широкого профиля: культура речи, знание ино-
странных языков, общее технологическое и эконо-
мическое образование.

Beiderwieden К. Schliisselqualifikationen erfordem offene Metho-
den in der Berufsbildung // Zeitschrift fur Berufts - und Wirtsc-
hafts - padagogik. — 1994. - Bd. 90. H. 1.


9. Заказ №3729.



2. Общепрофессиональные знания и умения в об-
ласти измерительной техники, технико-технологиче-
ской диагностики, чтения и разработки технической
документации, охраны труда, необходимые для ши-
рокого круга деятельности.

3. Когнитивные способности — способности к пе-
реносу знаний и умений из одного вида профессио-
нальной деятельности в другой, к решению проблем,
самостоятельность и критичность мышления.

4. Психомоторные способности — общие психо-
моторные умения: координация действий, выносли-
вость, быстрота реакций, ручная сноровка, концент-
рация внимания и др.

5. Персональные качества: надежность, ответст-
венность, самостоятельность, оптимизм, мотивация
достижений, стремление к качеству в работе.

6. Социальные способности: сотрудничество, го-
товность к кооперации, коммуникативность, толе-
рантность, корпоративность, справедливость .

Формирование этих ключевых квалификаций, по
замыслу сторонников подхода, должно помочь прео-
долеть неопределенность рынка труда, составить
долговременную основу профессиональной деятель-
ности, максимально учитывать тенденции третьей
технологической революции.

Сравнительный анализ систем профессионально-
го образования России и Германии показывает, что в
нашей стране взята ориентация на подготовку специа-
листов широкого профиля, способных осуществлять
профессиональную деятельность в широком аспекте,
основой которой является интеграция нескольких
(чаще всего смежных) профессий2. В Германии боль-
шое внимание уделяется качественному формирова-

' ScheltenA. Einfuhrung in die Berufspadagogik. — Stuttgart, 1991. —

S.145-159.
2См.: Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батыше-

ва.-М., 1997.

258 *.,

нию профессиональных и специальных знаний, уме-
ний и навыков (действий). К этой традиционной под-
готовке добавляется еще один важный инновацион-
ный блок — ключевые квалификации, которые имеют
широкий радиус действия, выходят за пределы одной
группы профессий, профессионально и психологиче-
ски подготавливают специалиста к смене и освоению
новых специальностей и профессий, обеспечивают
готовность к инновациям в профессиональной деяте-
льности.

Однозначно оценить достоинства и недостатки
этих двух подходов едва ли возможно, но рассмотре-
ние продуктивности концепции ключевых квалифи-
каций в профессиональном образовании России
представляется оправданным.

Итак, изменения в области производственных
технологий обусловливают необходимость формиро-
вания у специалиста особых надпрофессиональных,
точнее, экстрафункциональных знаний, умений и
навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечи-
вающих его профессиональную мобильность, конку-
рентоспособность и социальную защищенность.

Для определения состава и структуры ключевых
квалификаций в традициях отечественного профес-
сионального образования обратимся к работам в об-
ласти профессиографии Е. И. Гарбера, Е. А. Климо-
ва, В. В. Козача, Е. М. Ивановой, А. К. Марковой и
др. Исходным концептуальным понятием является
профессия как исторически возникшая форма трудо-
вой деятельности, для выполнения которой человек
должен обладать определенными знаниями, умения-
ми и навыками, иметь профессионально важные ка-
чества и специальные психофизиологические свой-
ства. Научное описание профессии осуществляется
разнообразными методами профессиографии: тех-
нико-экономическими, социологическими, психо-

логическими, физиологическими. В зависимости от
цели профессиографирования проектируются раз-
ные модели профессиограмм: информационные,
диагностические, прогностические, методические и
др. Наибольший интерес для предмета нашего анали-
за представляет образовательно ориентированная
профессиография'. В основу ее разработки положена
идея субъектное™ профессии. Обучаемый становится
субъектом профессии при условии развития профес-
сионально обусловленных подструктур личности.

Ранее нами были обоснованы профессионально
обусловленные структуры деятельности и личности
специалиста2. Основываясь на этих исследованиях,
определим структуру ключевых квалификаций, отра-
жающих общепрофессиональный характер деятель-
ности и личности специалиста,

Ведущей подструктурой личности специалиста
является социально-профессиональная направлен-
ность, характеризующая доминирующие потребно-
сти, мотивы, ценности и установки. Экстрафункцио-
нальную, не связанную с конкретной профессией на-
правленность будут иметь такие характеристики лич-
ности, как потребности в труде, профессиональных
достижениях и успехе, корпоративность, готовность
к инновациям. Назовем эту группу социально значи-
мых характеристик социально-профессиональными
квалификациями.

Второй подструктурой субъекта профессиональ-
ной деятельности является профессиональная ком-
петентность — совокупность профессиональных зна-
ний, умений и навыков, а также опыт выполнения
профессиональных действий. Основываясь на опре-
делении ключевых квалификаций, в эту подструкту-

См.: Образовательно ориентированный подход к профессиогра-
^ фии.

См.: Зеер Э. Ф. Становление личностно ориентированного об-
разования // Образование и наука. — 1999. — №1(1).

260 »

ру следует включить общепрофессиональные и по-
литехнические знания и умения по материаловеде-
нию, организации и планированию технологических
процессов, чтению технико-технологической доку-
ментации, обобщенные способы и алгоритмы реше-
ния проблем, знания и умения в области информаци-
онных, коммуникационных технологий и др. Назо-
вем эту группу ключевых квалификаций поливалент-
ной профессиональной компетентностью. Она отража-
ет возможности специалиста «присоединять» обще-
профессиональные знания, умения и навыки, а так-
же обобщенные способы межпрофессиональных
действий к различным профессиям и специально-
стям. Эта группа ключевых квалификаций характе-
ризуется широтой диапазона применения к разнооб-
разным профессиональным функциям.

Центральной подструктурой личности специали-
ста, определяющей продуктивность его деятельно-
сти, являются профессионально важные качества.
Они многофункциональны, и вместе с тем каждая
профессия имеет свой ансамбль этих качеств. При
определении состава группы ключевых квалифика-
ций нужно учитывать их общепрофессиональный, эк-
страфункциональный характер. К ним следует отнес-
ти такие когнитивные способности, как вниматель-
ность, наблюдательность, дивергентное мышление,
креативность, а также такие качества личности, как
самостоятельность, ответственность, надежность.
Выделим в этой профессионально обусловленной
подструктуре личности две группы ключевых квали-
фикаций: когнитивную и персональную.

Четвертой профессионально обусловленной под-
структурой личности являются профессионально
значимые психофизиологические свойства. К клю-
чевым квалификациям этой подструктуры относятся
общепрофессиональные сенсомоторные способно-
сти: координация действий, быстрота реакции, лов-

кость рук, глазомер, цветоразличение и др. Назовем
эту группу ключевых квалификаций сенсомоторной.
Таким образом, основываясь на профессиографи-
ческих исследованиях отечественных психологов,
можно выделить пять групп ключевых квалификаций:

• социально-профессиональные;

• поливалентную профессиональную компетент-
ность;

• профессионально-когнитивные способности;

• персональные квалификации;

• сенсомоторные квалификации.

Очевидно, что состав ключевых квалификаций
каждой из названных групп будет определяться объ-
ектом и предметом конкретной группы профессий.
Если взять классификацию профессий Е. А. Климо-
ва, выделившего пять типов профессий: «человек —
человек», «человек — техника», «человек — живая
природа», «человек — знаковая система» и «человек —
художественный образ», то ключевые квалификации
для каждой из этих групп профессий будут отличать-
ся прежде всего степенью их значимости, важности в
обеспечении качества и продуктивности труда.

Каковы возможные пути определения состава
ключевых квалификаций для конкретной группы
родственных профессий?' Это прежде всего профес-
сиографические исследования. Весьма продуктив-
ным может оказаться образовательно ориентирован-
ный подход к профессиографии, разработанный
группой ученых под руководством В. В. Бажутина и
3.3. Кириковой. Выявленные профессионально зна-
чимые характеристики нескольких профессий под-
вергаются сравнительному анализу с целью опреде-
ления уровня их обобщенности. Установленные та-
ким образом профессионально значимые характери-

' В отечественном профессиоведении существует несколько ви-
дов психологически обоснованных классификаций профессий.

стики подвергаются экспертной оценке. Те характе-
ристики, которые получат наибольший ранг, стано-
вятся основой опытно-экспериментального исследо-
вания ключевых квалификаций в профессиональ-
но-образовательном процессе. Задачами этого иссле-
дования являются определение эталонного состава
ключевых квалификаций для конкретной профессии
или группы родственных профессий, разработка тех-
нологий формирования каждой ключевой квалифи-
кации и способов отслеживания и оценки их разви-
тия — мониторинг. Число ключевых квалификаций
по каждой профессии не должно превышать 7—9 ха-
рактеристик.

В качестве примера приведем состав ключевых ква-
лификаций, определенный нами в ходе опытно-поис-
кового исследования в профессиональном лицее ре-
месленников-предпринимателей (Екатеринбург):

1) конвенциональность — сознательное соблюде-
ние этических и правовых норм в предприниматель-
ской деятельности, экологическая направленность и
профессиональная честность;

2) поливалентная профессиональная компетент-
ность — социально-экономические и правовые зна-
ния, знания и умения в области дизайна продукции,
гигиены и охраны труда;

3) социально-коммуникативная компетентность —
знания и умения, обеспечивающие эффективное взаи-
модействие с сотрудниками, клиентами, госслужа-
щими;

4) сверхнормативная профессиональная актив-
ность — способность к проявлению профессиональ-
ного энтузиазма и инициативы, самостоятельность,
склонность к риску, готовность к повышению квали-
фикации, предрасположенность к инновациям;

5) корпоративность — способность эффективно
взаимодействовать с членами производственного

коллектива, готовность к сотрудничеству, контакт-
ность, профессиональный патриотизм;

6) креативность — способность порождать необыч-
ные идеи, отклоняться от традиционных схем мышле-
ния, находить решения в проблемных ситуациях;

7) ручная умелость — развитая мускульно-пальце-
вая память, хороший глазомер, точная координация
движений, способность к концентрации внимания и
его перераспределению, быстрота реакции, нагляд-
но-действенное мышление.

Эти ключевые квалификации во многом опреде-
ляют продуктивность и конкурентоспособность ре-
месленника-предпринимателя, способствуют его
профессиональному самосохранению, обеспечивают
профессиональную мобильность и позволяют адап-
тироваться к изменяющимся социально-экономиче-
ским и технологическим условиям труда.

Ключевые компетенции

Ключевые квалификации являются важным
условием развития ключевых компетенции специа-
листов. Понятие «ключевые компетенции» было
введено в начале 1990-х гг. Международной орга-
низацией труда в квалификационные требования к
специалистам в системе последипломного образо-
вания, повышения квалификации и переподготов-
ки управленческих кадров. В середине 1990-х гг.это
понятие уже начинает определять требования к
подготовке специалистов в профессиональной
школе.

С. Е. Шишов, ориентируясь на материалы симпо-
зиума «Ключевые компетенции для Европы», состо-
явшегося в Берне в 1996 г., определяет компетенцию
как общую способность специалиста мобилизовать в
профессиональной деятельности свои знания, уме-
ния, а также обобщенные способы выполнения дей-

ствий. Ключевые компетенции обеспечивают уни-
версальность специалиста и поэтому не могут быть
слишком специализированными. Специалист про-
являет свои компетенции только в деятельности, в
конкретной ситуации. Непроявленная компетенция
представляет собой скрытую возможность'.

Социально-экономический анализ развития со-
временных профессиональных технологий позволяет
выделить основные факторы, обусловливающие не-
обходимость внедрения понятия ключевых компетен-
ции в практику подготовки и оценки специалистов:

• экономическая неопределенность, имплицит-
но содержащая угрозу безработицы и обусловливаю-
щая необходимость непрерывного повышения уров-
ня образования и квалификации;

• изменение организационной структуры произ-
водства: вместо иерархической вертикальной струк-
туры — командная (сетевая) организация; широкое
распространение антропоцентрической системы
производства;

• децентрализация процесса принятия решений,
вследствие чего все большее значение приобретают
способности работать самостоятельно, анализиро-
вать сложные ситуации и принимать ответственные
решения;

• широкое внедрение в производство, сервис и
быт компьютерных технологий, замена конвейер-
но-монтажного производства гибким, управляемым
компьютером;

• наличие многих языков и культур, что предпо-
лагает основательную гуманитарную подготовку и
владение 2—3 иностранными языками.

См.: Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества
образования // Стандарты и мониторинг в образовании. —
1999.—№2.

Приведем пять ключевых компетенции, которым
придается особое значение в профессиональном об-
разовании Европейского сообщества:

• социальная компетенция — способность взять на
себя ответственность, совместно вырабатывать ре-
шение и участвовать в его реализации, толерантность
к разным этнокультурам и религиям, проявление со-
пряженности личных интересов с потребностями
предприятия и общества;

• коммуникативная компетенция, определяющая
владение технологиями устного и письменного обще-
ния на разных языках, в том числе и компьютерного
программирования, включая общение через Internet;

• социально-информационная компетенция, харак-
теризующая владение информационными техноло-
гиями и критическое отношение к социальной ин-
формации, распространяемой СМИ;

• когнитивная компетенция — готовность к посто-
янному повышению образовательного уровня, по-
требность в актуализации и реализации своего лич-
ностного потенциала, способность самостоятельно
приобретать новые знания и умения, способность к
саморазвитию;

• специальная компетенция — подготовленность к
самостоятельному выполнению профессиональных
действий, оценке результатов своего труда.

Конкретизируем наше понимание ключевых ком-
петенции на примере профессии ремесленни-
ка-предпринимателя. Основываясь на работе
А. Шелтена, можно выделить три группы ключевых
компетенции':

• социальную компетенцию — способность ориен-
тироваться в социально-экономических условиях реги-
она, взаимодействовать с людьми разных социаль-

См.: Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику:

Пер. с нем. — Екатеринбург, 1996.

но-профессиональных групп, этнической и религи-
озной принадлежности;

• учебно-методическую компетенцию — способ-
ность самостоятельно осваивать новые знания, уме-
ния и способы действий, а также постоянно обога-
щать свою профессиональную компетентность;

• специальную компетенцию — свободное владе-
ние способами выполнения обобщенных действий,
необходимых в конкретной специальности.

Наши рекомендации