Методика проведения занятий по ручной обработке материалов

1. Одной из задач является познакомить со свойствами различных материалов.

2. Ручные операции развивают моторику у младших классов.

3. В любом производстве нельзя обойтись без ручных операций.

Например: сметать, приметать, наметать, вметать, обметать, подшить и тд.

Подручные средства: ножницы, иголки, нитки, пуговицы и другая фурнитура.

В ручную выполняется штучный товар, эта работа является достаточно дорогой. Сейчас все чаще прибегают к ручной обработке материалов.

Умственное развитие ребёнка лежит на кончиках его пальцев

  1. Методика изучения ручной обработки древесины.

Последовательность:

  • Выбор заготовки: без свилеватости и косослоя, желательно без выпадающих сучков. Количество заготовок должно превышать количество учеников на 25%.
  • Разметка: карандаш, линейка, деревянный угольник, ярунок (45*+135*), малка (произвольный выбор угла).
  • Обработка: резание (ножовка, лучковая пила), сверление, долбление.
  • Сборка: шиповые, гвоздевые, клеевые соединения.
  • Отделка и художественная обработка: шлифование, покраска, резьба по дереву, роспись, выжигание.

Допуск к работе: спецодежда, халаты, все застегнуто, не должны висеть рукава.

  1. Методика изучения ручной обработки металлов.

1) Правка.

2) Шабрение (очистка от окалины и ржавчины).

3) Разметка (чертилка – кусок заточенной на конце проволоки, металлический угольник).

4) Резание (крепление ножниц по металлу или заготовки в тисках), после резки острые кромки притупить напильником.

5) Гибка.

6) Сверление (спиральными сверлами, обязательно иметь рукавицы и пассатижи).

7) Зенкование (пробивка отверстия).

8) Рубка (производится зубилом или молотком).

9) Опиливание металла с помощью напильников. По форме: плоские, полукруглые, круглые, ромбические, трехгранные, ножовочные. По виду насечек: с одинарной, с двойной, с дуговой, с рашпильной.

10) Соединение металлических деталей: разъемные (болтовый, винтовые, шпоночные), неразъемные (пайка, сварка, клепка).

11) Окончательная и художественная отделка: шлифование, полирование, покраска.

Каждая из тем дает безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного. Выражается:

1. Объекты труда не требуют значительных материальных затрат

2. Задания носят прикладной, утилитарный характер и могут выполнятся школьниками для собственных домашних нужд, что стимулирует интерес к работе

3. На этих работах м.б. проявлена дифференциация, т.к. посильность работ может варьироваться в самых широких пределах

4. Школьники в праве по собственному усмотрению выбирать изделия и их композицию, цветовую гамму и т.п., что способствует самостоятельности и творческому началу

5. Любая тема раздела в 5-9 кл. м.б. выбрана в качестве творческого проекта

6. Приобретение творческих навыков органично соединяется с расширением представления об истории края, традициях, обрядах, национальных костюмов и т.д.

Рекомендации по преподаванию:

  • Начинать занятие по ручной обработке с показа больших, красочных, производящих впечатление работ, которые м.б. выполнены самим учителем или учениками предыдущих классов
  • Очень важно на занятиях рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов
  • Рассказывать об инструментах и материалах, организации рабочего места
  • Осуществить грамотный показ выполнения приемов работы.
  • Познакомить с условными обозначениями и научить работать по схемам
  • Во время выполнения ручных работ следить за техникой безопасности, чтобы обрабатываемая деталь лежала на столе, а инструменты и приспособления располагались в отведенных местах
  • Ключевые слова, термины выписывать на доске

Приемы проведения показа:

        1. Приглашаем детей встать вокруг учителя
        2. Использовать большой технологической карты и схемы
        3. Использование укрупненных инструментов
        4. Индивидуальный показ. (из-за спины, слева)

Выставка выполненных работ.

Наши рекомендации