Методика проведения занятий

Практические занятия (семинары) – одни из наиболее сложных и в тоже время плодотворных форм ВУЗовского обучения и воспитания студентов. Практические и семинарские занятия предназначаются для углубленного изучения той или иной темы дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

Практическим и семинарским занятиям присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов.

При разработке данных Методических рекомендаций важное место отведено вопросу о взаимосвязи между практическими и семинарскими занятиями и лекцией, практическими и семинарскими занятиями и самостоятельной работай студентов, характеру и способу такой взаимосвязи. Практические и семинарские занятия не должны повторять лекцию, и, вместе с тем преподавателю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием практических и семинарских занятий.

Порядок проведения практических и семинарских занятий может быть самым разнообразным в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся.

Известно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности студентов. Именно таким методом является интерактивный метод обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия преподавателя и студента, студентов между собой, как это показано на схеме:

Методика проведения занятий - student2.ru

Рис.3 График взаимодействия преподавателя и студента

Интерактивное обучение студентов в учебном процессе имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из них – создание комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Особенность интерактивного обучения в том, что в ходе обучения практически все слушатели оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность анализировать то, что они знают, понимают и думают по этому поводу.

Применительно к изучению дисциплины «Экологические аспекты эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов» в МГАВТ будет принят метод дискуссии в сфере коллективного обсуждения («круглого стола») рассматриваемой темы практического и семинарского занятия.

Эффективность использования учебной дискуссии как метод обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информативность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение преподавателя методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламентов и др.

Рекомендуется следующая последовательность проведения практического занятия по темам, изложенным в настоящем учебном пособии:

- выступление преподавателя с изложением сущности и актуальности темы занятия;

- вопросы к преподавателю и ответы на них с обсуждением различных мнений студентов;

- обсуждение результатов работы студентами по индивидуальным заданиям, вынесенных на практическое занятие по соответствующей теме, осуществляемое в виде дискуссии, как между студентами группы, так и преподавателем при ответе на конкретные вопросы (расчеты, решения), контрольные вопросы, подготовленные студентами к данному занятию;

- заключение преподавателя, подводящего итоги занятия с отражением полноты и содержательности вопросов, вынесенных на практическое занятие, выступление студентов при обсуждении вынесенных на занятие вопросов, их положительные моменты и недостатки, отмечаются наиболее активные студенты и студенты, проявившие пассивность по обсуждаемым вопросам. Излагаются рекомендации по самостоятельной подготовке к следующему занятию.

Рекомендуется следующая последовательность проведения семинарского занятия по темам, изложенным в настоящем учебном пособии:

- вступительное слово преподавателя, напоминающее студентам тему и цель, порядок проведения предстоящего семинарского занятия;

- выступление докладчиков с рефератами;

- вопросы к докладчику реферата, как преподавателем, так и студентами, ответы на них с обсуждением различных мнений студентов;

- обсуждение вопросов, вынесенных на семинарское занятие по соответствующей теме, осуществляемое в виде дискуссии, как между самими студентами группы, так и преподавателем при ответе на конкретные вопросы;

- заключение преподавателя, подводящего итоги занятия с отражением полноты и содержательности разработанных и доложенных рефератов, выступления студентов при обсуждении вынесенных на семинар вопросов, их положительные моменты и недостатки, отмечаются наиболее активные студенты и студенты, проявившие пассивность по обсуждаемым вопросам. Излагаются рекомендации по самостоятельной подготовке к следующему занятию.

3.2 Этапы работы над рефератом

Реферат— это самостоятельная учебно–исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемого вопроса, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на него. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Работа над рефератом осуществляется поэтапно и, как правило, в следующей последовательности:

1. Формулирование темы, как это предусмотрено при самостоятельном изучении соответствующей темы данного курса;

2. Подбор и изучение рекомендованных и дополнительных литературных источников по теме;

3. Обработка и систематизация информации из анализируемых литературных источников;

4. Разработка плана реферата;

5. Написание реферата в соответствии с разработанным планом;

6. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии по данной теме.

Содержание реферата должно отражать:

- актуальность поставленного вопроса;

- знание современного состояния рассматриваемого вопроса;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы авторов, занимающихся данным вопросом;

- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение изучаемого вопроса в настоящее время.

3.3Требования к оформлению и защите реферата

Требования к тексту реферата. Объем реферата — 7–12 страниц текста, оформленного в соответствии со следующими требованиями:

- реферат может быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера — обычным шрифтом Times New Roman (в случае невозможности оформления такими способами допускается рукописное выполнение реферата) на одной стороне листа белой бумаги формата А-4 через полтора интервала;

- заголовки в автореферате печатаются полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта — 14 кегель);

- формулы, схемы, графики вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере;

- цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков — не менее 1,8 мм (кегель не менее 12);

- текст реферата следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое —10 мм, верхнее, левое и нижнее — 20 мм;

- страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту реферата. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц реферата. Номер страницы на титульном листе не проставляется;

- опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки реферата, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Наши рекомендации