Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике 3 страница

Чтобы облегчить решение ее, в последние годы в официальные унифицированные программы физического воспитания вводят ориентировочные рекомендации по целесообразным объемам и режимам организованной двигательной активности для различных контингентов занимающихся. Так, в Единой программе физического воспитания населения СССР указаны минимально необходимые затраты времени на различные формы еженедельной организованной двигательной активности различных контингентов населения*. Ведется также разработка аналогичных рекомендаций по планиро­ванию нагрузок применительно к отдельным профилированным разновидностям физического воспитания. Наиболее детально они разработаны к настоящему времени в сфере спорта, особенно спорта высших достижений, где накоплена значительная объективная информация о параметрах тренировочных и соревновательных нагру­зок, оцениваемых как с внешней, так и с внутренней стороны, а также о динамике их в процессе спортивного совершенствования и где ускоренно внедряются современные методы оптимального планиро­вания, в том числе прогнозирования и программирования трениро­вочного процесса.

Планирование методических походов и общего порядка постро­ения занятий. В этом разделе с учетом всего намеченного в преды­дущих разделах планирования предусматривают:

наиболее вероятные методические подходы к реализации наме­ченных задач;

основные и дополнительные формы занятий, их число и частоту;

* «Программа физического воспитания населения СССР (основные исходные положения)». Официально введена в январе 1990 г., что явилось первым в миро­вой практике опытом программной регламентации физического воспитания с охва­том всех социально-демографических групп населения целой страны. (См. При­ложение).

общий порядок их распределения в рамках этапов, периодов и циклов планируемого процесса.

Таким образом, если в предыдущих аспектах планирования внимание сосредоточивалось в первую очередь на содержании пред­стоящих занятий, то в данном аспекте намечаются конкретные методические черты и общая структура планируемого процесса, причем опять-таки в зависимости от масштабов планирования. Так, конкретные методические подходы к реализации поставленных за­дач, в том числе отдельные методы и методические приемы, пла­нируются обычно преимущественно в рамках краткосрочного, опе­ративно-текущего планирования, поскольку реально предвидеть в деталях, какими будут все их вариации на протяжении длительных этапов и циклов, не представляется возможным, хотя опытный специалист представляет, разумеется в общих чертах, какими будут главные методические линии не только в ближайших заня­тиях. То же относится к конкретной структуре отдельных заня­тий и распределению времени на их части. Общая же совокупность урочных и других форм занятий, их соотношение и порядок рас­пределения во времени должны быть представлены, хотя бы ориен­тировочно, во всех масштабах планирования.

Главное в планировании общей структуры процесса физи­ческого воспитания — наметить совокупность отдельных относи­тельно самостоятельных, обособленных во времени форм занятий в их закономерных связях, соотношении и последовательности как органических звеньев единого процесса — так, чтобы они опти­мально вносили свой вклад в реализацию общей цели в конкретных условиях. Некоторые из параметров этой структуры определяются, как уже говорилось, официальными программно-нормативными установками. Ориентируясь на них, специалисту в каждом случае предстоит конкретно спланировать систему занятий применительно к данным условиям. Важнейшей направляющей основой при этом служат принципиальные положения, выражающие объективную логику построения процесса физического воспитания, а именно принципы непрерывности этого процесса, регулярного чередования нагрузок и отдыха, последовательности в распределении матери­ала занятий, цикличности в воспроизведении их, динамичности и постепенности в изменении требований, предъявляемых к зани­мающимся (гл. III;2.3). Именно эти положения являются основопо­лагающими в конструировании общей модели процесса физического воспитания как процесса целостного и перманентно упорядоченного.

Общепедагогические и другие аспекты планирования.Изложен­ное характеризует в основном специфические аспекты планирования процесса физического воспитания. Но этим не исчерпывается все планирование, осуществляемое специалистом в этой области. Как и каждый педагог, он призван организовывать целостный воспи­тательный процесс и соответственно планировать общевоспита­тельную работу, предусматривать органическую взаимосвязь физи­ческого воспитания с другими сторонами воспитания, прежде всего с нравственным воспитанием. Исходными при этом являются

общепедагогические принципы и требования к планированию вор-питательного процесса*.

На специалиста физического воспитания возлагаются также обязанности по составлению общего плана организационных идругих мер, направленных на качественную постановку физкультур-но-спортивной работы в сфере его деятельности (в учебном заве­дении, учреждении, производственном коллективе и т.д.).

Этот план обычно включает в себя перечень мер, рассчитанных на определенные календарные сроки, по организации работы секций и групп, регулярному прове­дению массовых спортивных соревнований и аналогичных физкультурных акций внутри коллектива (ежемесячных «дней здоровья и спорта», соревнований под де­визами «Спортивный класс», «Старты надежд», «Спортивная семья», «Всей бригадой — на стадион!» и т.д.), внедрению физической культуры в повседневный режим деятельности учебно воспитательных учреждений и в. научную органи­зацию труда, по подготовке физкультурного актива и материально-техническому обеспечению планируемых мероприятий и т. д.**

Все обозначенные аспекты планирования, разумеется, взаимо­связаны и выделены могут быть лишь с известной условностью. Тем не менее нужно различать непосредственно относящиеся к педагогическому планированию самого процесса, физического вос­питания и характеризующие плановые начала в общей организации физкультурной деятельности, в частности планирование условий для качественной постановки физического воспитания. Ряд основных технологических процедур и форм педагогического планировани этого процесса рассматривается в следующих разделах.

2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования

2.3.1. Формы и способы перспективного планирования

Типы многолетних планов, программ.Основными документами перспективного планирования являются многолетние (рассчитанные на ряд лет) планы и программы. Первостепенную роль в плановой регламентации общего многолетнего курса физического воспитания широких масс населения играют в наших условиях «Программа физического воспитания населения СССР» (основные исходные по­ложения)» и согласующиеся с ней единые унифицированные госу­дарственные программы для определенных контингентов (школьные, вузовские и т.д.).

В них на основе предварительно апробированных разработок формулируются в качестве отправных положений: общие цели и задачи, определяющие направленность обязательного для всего данного контингента курса физического воспитания; типовые комплексы основных средств их реализации по годам занятий; обобщен­ные перечни знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у занимающихся, и нормативы физической подготовленности, подлежащие выпол­нению в рамках каждого года; ориентировочные объемы и режимы целесообраз­ной двигательной активности и общие организационно-методические установки по

* См. курс педагогики для институтов физической культуры. ** Подробнее см. курс организации управления физической культурой и спортом.

осуществлению программы. Вводимые в официальном порядке эти программы имеют статус директивных документов. Ими должен руководствоваться преподаватель, составляя годовые к другие планы, детализирующие унифицированные программы общего курса физического воспитания.

Аналогичные разделы, но иное содержание и иной статус имеют унифицированно-дифференцированные программы по избираемым профилям пролонгированного курса физического воспитания, кото­рый дополняет общий курс, расширяя и углубляя его содержание, а после его завершения следует за ним в порядке продолжения и организуется за счет добровольно выделяемого занимающимися бюджета времени применительно к их склонностям, запросам, инте­ресам (в секциях и группах коллективов физической культуры либо в иных организационных формах).

В практике организации отечественного физкультурного движения накоплен значительный опыт централизованной разработки и использования таких программ, позволяющих придать системно-упорядоченный характер многолетней физкультур­ной, в частности, спортивной деятельности широких масс населения в соответствии с их личностными интересами. Эти программы разрабатывают по типу охарактери­зованных единых унифицированных программ и вместе с тем профилируют в аспекте преимущественно избираемых занимающимися направлений, средств и ме­тодов физического совершенствования (типовые многолетние программы для секций и групп общей физической подготовки, секций спортивных клубов и других объеди­нений по видам спорта). Обычно материал и отдельные параметры планируемых многолетних занятий намечают в этих программах лишь в самых общих чертах. Однако в последнее время все активней ведется разработка унифицированных много­летних тренировочных программ с поурочной детализацией, вплоть до каждого отдельного занятия*.

На первый взгляд может показаться, что столь дробная детализация много­летних программ противоречит логике подразделения планирования на перспектив­ное, этапное и оперативное. Действительная роль таких программ зависит, конечно, от качества их разработки, а также во многом и от того, как они используются практически. Если в них учтены объективные закономерности развертывания прог­раммируемого процесса и если рассматривать такие программы как своего рода ориентировочные модели его звеньев и параметров, которые подлежат поэтапному и оперативному уточнению, то они, несомненно, могут служить существенным подспорьем в конкретном педагогическом планировании и контроле процесса физического воспитания.

Перспективное планирование физического воспитания обеспе­чивается не только созданием и введением в действие унифици­рованных программ, охватывающих широкие массы населения. В принципе желательно доводить его до индивидуальной конкрети­зации, которая выразилась бы в разработке индивидуально диф­ференцированных многолетних программ или планов, намечающих перспективные пути физического совершенствования применительно к возможностям и особенностям каждого индивида.

Однако трудоемкость такого планирования и другие обстоятельства сильно ограничивают возможности его осуществления, особенно когда преподаватель ра­ботает с большими и неоднородными группами занимающихся. Пока такого рода планирование практикуют главным образом при организации углубленной много­летней подготовки относительно небольшого количества спортсменов, имеющих твер-

* См., напр., Медведев А. С. Тяжелая атлетика. Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮСШОР и ШВСМ (части I—II). М., Союзспортобеспечение, 1985. Эта первая поурочная программа, охватывающая многолетнюю тренировку с рас­четом параметров нагрузки на каждое занятие.

до определившиеся установки на высокие спортивные достижения. В функции тренеров, работающих с ними, входит разработка групповых (командных) и ин­дивидуальных планов подготовки, рассчитанных на долговременные стадии много-летнего спортивного пути (для спортсменов высокого класса — обычно четырех­летних планов на олимпийский цикл).

Надо полагать, по мере внедрения в практику планирования портативной компьютерной техники, совершенствования методов прогнозирования и накопления необходимых расчетных данных разработка индивидуально дифференцированных перспективных планов станет нормой во всей сфере педагогического планирования процесса физического воспитания. Это особенно необходимо, когда возникает проблема состыковки общего курса Физического воспита­ния, предусмотренного унифицированной программой, и пролонги­рованного курса физического воспитания, в частнрсти в аспекте спортивного совершенствования.

Отдельные операции перспективного планирования.Степень конкретизации перспективного плана, составляемого при отсутствии унифицированной программы, во многом зависит, понятно, от наличия подходящих для него исходных данных исследовательского и эмпирического характера. В меру вытекающих отсюда возможно­стей при составлении перспективного плана, например спортивно-специализированной тренировки или общефизической («общеконди­ционной») тренировки для различных контингентов физкультур­ников, проводятся в основном следующие операции.

1. Конкретизация общих целей и задач. Суть ее заключается в том, чтобы, исходя из общих целей и задач, принятых в системе физического воспитания, адекватно определить главные целевые установки, которые действительно могут быть реализованы в кон­кретных условиях в результате выполнения плана за все охва­тываемое им время и по годам занятий.

Реально наметить их помогают существующие возрастные нормативы фи­зической подготовленности, данные о возрастной динамике спортивных достижений, а также данные о возрастной динамике отдельных показателей развития основных двигательных способностей и связанных с ними морфофункциональных свойств орга­низма (см. гл. V—VIII).

В частности, довольно полно в современной специальной литературе пред­ставлены данные о возрастной динамике спортивных результатов. Предложены и подходы к расчетному прогнозированию их, основанные на той известной законо­мерности, что темпы прироста спортивных достижений с возрастом и по мере уве­личения тренировочного стажа постепенно убывают*. Есть и обобщенные данные о возрастных особенностях динамики спортивных результатов (во многих случаях повторяющиеся вариации темпа их изменения в рамках трехлетних периодов у мужчин и двухлетних у женщин)**. Одним из ориентиров в перспективном планировании спортивных результатов могут служить, как уже говорилось, и разработанные применительно к высшим достижениям модельные характеристики параметров спортивной подготовленности и связанных с ними показателей развития спортсмена. В последние годы все активнее решается проблема прогнозирования отдаленных результатов и общефизической тренировки, которая становится основ­ным типом физического воспитания людей зрелого и пожилого возраста.

* См. руководства по предмету «Теория спорта», напр., Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. Гл. XI. М., ФиС, 1977.

** См., напр., Шапошникова В. И. Индивидуализация и прогноз в спорте. Раздел 3. М., ФиС, 1984.

2. Расчет суммарных затрат времени и наметка границ больших тренировочных циклов. Есть основание считать, что даже в тех слу­чаях, когда предусматривается не повышение, а сохранение достиг­нутого минимально необходимого уровня общей физической подго­товленности, время, выделяемое на занятия различными физически­ми упражнениями, включая ежедневную гигиеническую гимнастику и другие повседневно бытовые упражнения, должно составлять не менее 300—400 ч в год. Когда же предусматривается достижение возможно высоких спортивных результатов, эта величина увели­чивается в 2—3 раза и более (разумеется, в меру реальных воз­можностей и ограничений). В перспективном плане тренировки время подсчитывают обычно в суммарном выражении по годичным или иным большим циклам и затем распределяют по основным разделам содержания тренировочного процесса.

3. Проектирование основного состава средств и суммарных па­раметров нагрузки.

В четырехлетних либо рассчитанных на более продолжительные сроки планах спортивной тренировки состав основных средств реализации предусмотренных задач обычно намечают по классификационным группам упражнений (соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные) без подробной детализации их или (и) по разделам, спортивной подготовки (физическая, техническая и др.). Тренировочные нагрузки план-ируют как по затратам времени на различные группы упражнений, так и по другим параметрам, рассчитываемым по группам однотипных соизмеримых упражнений (километраж упражнений циклического характера уме­ренной, большой, субмаксимальной и максимальной интенсивности, число повторе­ний силовых, скоростно-силовых упражнений ациклическго характера и т. д.) в суммарном выражении на каждый планируемый большой тренировочный цикл, чаще всего годичный. При этом «отправляясь» от оценки исходного уровня подго­товленности спортсмена, освоенных им ранее тренировочных и соревновательных нагрузок и известных тенденций их многолетней динамики, намечают степень их изменения, которая по возможности была бы адекватна спланированным целе­вым результатам.

Аналогичные операции в принципе выполнимы и при перспективном плани-ровнии тренировки, связанной с преимущественным использованием отдельных средств физического воспитания (оздоровительного бега, ритмической либо атле­тической гимнастики и т. п.) или организуемой по типу широкой общей физической подготовки (без предпочтения отдельным средствам). Правда, планировать на ряд лет вперед конкретные параметры нагрузок в такой тренировке можно пока лишь сугубо ориентировочно из-за неполноты необходимых для этого исследо­вательских данных.

4. Сводное оформление плана. Способ внешнего оформления
неунифицированного плана не имеет решающего значения. В рас­
пространенной практике перспективного планирования тренировки
чаще всего пользуются комбинированным (текстуально-описатель­
ным, числовым и графическим) способом оформления плана.

В текстовой преамбуле такого плана дают общую характеристику контингента занимающихся, на который рассчитан план, формулируют цели и задачи, которые должны быть осуществлены в итоге его реализации, кратко излагают главные линии и условия их выполнения. В графах плана, очерчивающих основные разделы содер­жания тренировки, указывают в упомянутой укрупненной группировке совокупность средств достижения намеченных результатов, а в хронологических графах, вы­деляемых в порядке следования годичных (или иных больших) циклов тренировки, — годовые результирующие показатели в измеряемых величинах, парциальные затра­ты времени по основным разделам тренировки, суммарные параметры нагрузки

Одна из возможных форм годового плана-графика школьного курса физической культуры(по унифицированной программе)

Ин- Разделы программы, Затраты Четверти учебного года
дексы другие градации времени (в ч)  
  1-я 2-я 3-я 4-я
  Месяцы (календарные)
  IX X XI XII II III IV V
I Классно-урочные занятия (распределяется по меся­цам, исходя из годового ли-
      мита 68 и расписания уро­ков)
1.1 Гимнастика  
I.1.P Разучивание новых двига- (среднерасчетные затраты
  тельных действий   времени по месяцам на фор­мирование новых двигатель­ных умений)
1.1.В Воспитание двигательных ка- (среднерасчетные затраты
  честв   времени по месяцам на вы- | полнение разученных упраж­нений в тренирующем ре­жиме)
I.1.H Выполнение нормативов   (указываются сроки выпол-|
  (вариант: детализация по   нения программных норма-
  основным группам гимна­стических упражнений)   тивов по подразделам)
1.2. Легкая атлетика (заполняется так же, как указано выше для соответ­ствующих подразделов)
I.2.P Разучивание новых двига­тельных действий  
1.2.В Воспитание двигательных ка­честв  
I.2.H Выполнение нормативов (вариант: детализация по основным группам легкоат­летических упражнений)    
1.3. ... и т. д.   (время, предусматриваемое
  (применительно к другим (в пределах в рамках некоторых разде-
  разделам и подразделам про- установленных лов, например, на лыжную
  граммного материала, преду- лимитов) подготовку, распределяется
  смотренного для урочных за-   по месяцам концентриро-
  нятий: игры, лыжная подго-   ванно)
  товка и др.).   "1
II Постоянно организуемые    
  формы двигательной актив­ности в режиме школьного дня (физкультурно'гигиени-ческие и рекреативные фор­мы)    
II.1 Вводная гимнастика (20—30 в год) (до 3,5 в месяц)
11.2 Физкультминуты (18—20 в год) (ок. 2 в месяц)
П.З Подвижные перемены (ок. 100 в год) (до 12,5 в месяц)    
                       

                  Продолжение
Ин- Разделы программы, Затраты Четверти учебного года
дексы другие градации времени (в ч)  
  1-я 2-я •3-я 4-я
  Месяцы (календарные)
  IX X XI XII I II III IV V
II.4 Физкультурный час в груп­пах продленного дня (ок. 220 вгод) (до 25 в месяц)
III Секционные (кружковые!, групповые) занятия, дополн (100—300 и (указываются среднерасчет-
  более вгод) ные месячные затраты вре-
  няющие общий курс физиче-   мени отдельно для групп
  ского воспитания   учащихся, составляющих
Ш.1 Занятия в секциях, группах ОФП (или аналогичного ти­па) Занятия в секциях, ДЮСШ по видам спорта (100—140 вгод) постоянный контингент сек­ций, и групп, создаваемых в общеобразовательной
111.2 (300 и более вгод) школе, из расчета 2—3 за­нятия в неделю; для зани­мающихся в ДЮСШ ориен-
      тировочные месячные затра­ты времени указываются по согласованию с тренером)
IV Общешкольные физкультур-но-спортивные мероприятия    
IV. 1 Соревнования (спортивные (распределение по месяцам
  и аналогичные)   из расчета 8—10 соревно­ваний внутришкольного масштаба вгоду)
IV.2 Дни здоровья и спорта (один день ежемесячно)
IV.3 Другие периодические физ­культурные акции (физкуль­турные праздники, турист­ские походы, слеты и т.д.)   (по общешкольному плану)
                         

в группах однотипных упражнений, а также другие конкретизированные ориентиры, помогающие рационально строить планируемый процесс.

Годовой (крупноцикловый) план как связующее звено между перспективными этапными планами.Годовой или подобный крупно­цикловый план является одним из основных документов педаго­гического планирования процесса физического воспитания. Он представляет собой как бы фрагмент многолетней программы или заменяющего ее многолетнего плана, детализированный в менее крупном масштабе времени. Это значит, что составление такого плана имеет непосредственное отношение как к перспективному, так и к этапному планированию.

В зависимости от полноты фактических данных, необходимых для планировочных расчетов, и ряда других обстоятельств, влияю­щих на планирование (опыт составляющего, особенности контин­гента занимающихся, степень стабильности условий предстоящих

Одна из возможных форм алана-графика годичного цикла

спортивной тренировки


  Градации объектов планирования* Параметры в расчете на годичный цикл Подготовительный период Соревновательный период Пере­ход­ный
Индек­сы этап этап этап этап этап пери­од
Месяцы (п/п с начала цикла)  
 
I 1.1 1.2 1.3 II 11.1 II. 11 II. 1.2 ИЛ .2.1 II.1.2.2 и т. д. Общие параметры затрат времени и числа за­нятий Суммарные затраты времени на- тренировочные занятия Число тренировочных дней/число тренировочных занятий (включая индивидуально-самостоятель­ные) Число соревнований/число соревновательных дней) Разделы подготовки в процессе тренировки Физическая подготовка (выделяемое время) Общеподготовительные упражнения (вариант: с подразделением на группы по преимущественной направленности на развитие основных физиче­ских качеств— II. 1.1.1;И.1.1.2 и т.д.) Специально-подготовительные упражнения (под­группы этих упражнений и выделяемые пара­метры связанных сними тренировочных нагру­зок) (500—1000 и более) (300 и более/600 и более) . (всего, основных/чис­ло дней) (число часов по раз­делу) (время в часах и от­дельные параметры нагрузки) (время в часах) (ве­личины выделяемых параметров нагрузок) (все временные и другие параметры трени­ровки указываются в расчете на месяц или (и) этап, или период тренировочного процесса с учетом закономерностей его периодизации) (намечаются в соответствии с логикой периодизации тренировочного процесса с учетом общего официального и индиви­дуального спортивного календаря) (параметры нагрузки в отдельных видах упражнений целесообразно намечать втех случаях, если есть исследовательские или эмпирические основания для расчета их реальной месячной динамики) (см. пояснения к II. 1.1)
                                 

  П.1.3 Контрольно-тестовые упражнения (для оценки общей и специальной физической подготовлен­ности)   (указываются сроки тестирования; перечень самих упражнений дается в приложении)
  II.2 Техническая подготовка (выделяемое (число часов по раз-  
    время) делу)  
  II.2.1 Время, выделяемо* на разучивание новых форм (число часов по под-  
    техники движений разделу)  
со П.2.2 Время, выделяемое на закрепление и совершенст- (число часов по под-  
^1   вование сформированной техники движений разделу) .
  П.2.3 Контрольно-тестовые упражнения (для оценки технической подготовленности) (см. пояснения к II.1.3)
  П.З Другие разделы подготовки (такти- (число часов и другие (планируются в соответствии с общей логи-
  ит. д. ческая подготовка и другие стороны спортивной величины выделяемых кой периодизации тренировочного процесса,
  Ш подготовки выделяются в зависимости от специ­фики вида спорта и наличия данных, необхо­димых для конкретного планирования) Комплексные формы соревновательных упражне­ний в тренировке и уровень выступлений в со­ревнованиях параметров) особенностями динамики различных разде­лов подготовки по периодам и этапам боль­шого тренировочного цикла и в зависимо­сти от возможностей четкого выделения количественных показателей)
  III.1 Параметры соревновательных упражнений в тре- (суммарный объем с (намеченный годовой объем соревнователь-
    нировке (с выделением отдельных показателей подразделением, по ных упражнений, выполняемых в трени-
    нагрузки в зависимости от специфики вида возможности по зонам ровке, целесообразно распределять по меся-
    спорта) интенсивности) цам с указанием уровня их интенсивности по отношению к уровню целевого дости­жения)
  III.2 Уровень выступлений в соревнованиях (намечаемое высшее достижение в году в объективно измеряе­мых абсолютных или относительных вели­чинах) (уровень соревновательных результатов по месяцам может быть выражен, в частно­сти, в процентах по отношению к уровню целевого результата, который намечено достичь в основных состязаниях цикла)
  * От ображаются главным образом те объекты планирован <я тренировочного процесса и параметры соревновательной деятельности,
  которые поддаются более или менее строгой формализации; другие аспекты планирования предусматриваются в объяснительной записке
  к плану- рафику, приложениях, отдельных текстуальных планах.    

занятий и т.д.), годовой план может иметь различную степень детализации и различные формы, но в любом варианте он должен конкретизировать основные аспекты перспективного плана в преде­лах охватываемого времени. Обычно годовой план в его форма­лизуемой части имеет вид плана-графика (в качестве примеров см. формы на стр. 374—377). В нем наряду с основными компонентами содержания и формами планируемых занятий указывают в хроно­логической последовательности — по этапам, месяцам, а когда это оправданно, и по неделям — расчетные затраты времени на занятия (в целом и по выделяемым разделам), связанные с ними параметры нагрузок (когда они могут быть рассчитаны с достаточно высокой вероятностью), этапные сроки достижения планируемых результа­тов. В текстовой части плана формулируют целевые и другие установочные положения, а в качестве дополнений к нему разра­батывают соответствующие приложения (перечни контрольно-тестовых показателей, формы учета выполнения плана, иллюстра­тивные диаграммы и т.д.).

Наши рекомендации