Речемыслительной деятельности детей с онр

(2-й год обучения)

Проблема Состояние Направления работы
Трудность актуализации речевого материала и языковых знаний, полученных на первом году обучения После летних каникул у многих детей наблюдается регресс в речевой деятельности: · сокращение активного словаря; · появление аграмматизмов (ухо - ухи); · упрощение синтаксических конструкций (чаще используются простые фразы, однословные ответы); · неточное по смыслу употребление слов (слишком широкое или узкое понимание значения слова); · различные замены и смешения значений слов В процессе логопедического обследования (с 1 по 15 сентября) выявить степень снижения уровня речи детей, составить сводную таблицу (экран) и разделить детей на подгруппы для осуществления индивидуального подхода на фронтальных занятиях. Часть фронтальных занятий посвя­тить повторению пройденного материала. На подгрупповых и индивидуальных занятиях усилить подготовку наиболее слабых детей к усвоению усложняюще­гося речевого материала. Включить каждого ребенка в систему работы по совершенствованию речи: формировать особую мотивацию к рече­вому высказыванию, не предъявляя требований к речевой продукции в течение 1—2 месяцев; создавать в повседневной жизни проблемные ситуации, требующие от детей развернутых высказываний; использовать технологию «мнемоники», основанную на задаваемых детям вопросах
Неумение обращаться с просьбой к сверстни­кам, педагогам, родным Дефицит общения с родителями и близкими людьми. Ограниченность, бедность общения с родными создает трудности в общении с другими людь­ми - сверстниками и взрослыми. Бессодержательность, фрагментарность, усеченность высказываний взрос­лых при общении с детьми в бытовых ситуациях. Отсутствие в повседневной жизни семьи и группы эталонов культурного обращения друг к другу. Привычные для детей обращения: · к родителям: «дай», «хочу», «уйди» (без использования слов «мама», «мамочка», «мамуля»...); · к сверстникам: борьба, драка, указующие жесты (без называния имен); · к педагогам: слезы, жалобы, усеченные просьбы (без обращения по имени и отчеству). Преобладание критикующих указа­ний со стороны взрослых Развивать коммуникативную функцию речи. На занятиях (в совместной деятельности) создавать ситуации, в которых дети должны договариваться друг с другом, обращаться друг к другу с различными просьбами. На логопедических занятиях соз­давать ситуации, вынуждающие детей обращаться к логопеду и к сверстникам с различными вопросами, замечаниями, дополнениями и т. д. (активизация культурных речевых клише). Использовать технологию работы в парах, когда ребенок не может действо­вать один, а вынужден координировать свои действия с действиями товарища. Использовать в работе специальные упражнения по воспитанию интонаци­онной выразительности речи. В беседах с родителями открывать возможности воспитания в семье культуры общения с детьми и близкими (умение терпеливо выслушивать другого человека, не перебивая его; умение спокойно обсуждать возникающие проб­лемы; умение сдерживать себя и не оби­жаться на критические замечания и т. д.)
Низкая познавательная активность и стихия родного языка Отсутствие у детей внутренней потребности к добыванию новых знаний об окружающем мире; отсутствие позна­вательных вопросов; низкий уровень любознательности. Невнимание к смысловой, содержательной и лексико-синтаксической организации речевого высказывания. Преобладание управления познавательной деятельностью детей со стороны взрослых. Навязывание взрослыми репродуктивных способов получения знаний (запоминание, заучивание, воспроизведение образца, повторение за взрослым, прямое указание «сделай так» и т. д.) Развивать мотивационную сферу, формировать потребность в создании собственной речевой продукции, способствовать проявлению интереса к фонетическому и грамматическому оформлению слов, предложений, текстов. Выбрать одну из русских народных поговорок (пословиц), вдохновляющих на учение, и использовать ее в качестве девиза группы (например, «Не говори: "Не умею", а говори: "Научусь!"»). Постоянно обращать внимание детей на разнообразные способы получения знаний. Поощрять каждого ребенка, отмечать оригинальность его познавательного действия (кто-то вместе с мамой нашел ответ на проблемный вопрос в детской энциклопедии, в картинном словаре; кто-то с бабушкой посмотрел познавательную телевизион­ную передачу и поэтому смог поддержать интеллектуальную беседу; кто-то с папой провел опытническую работу и узнал много нового; кто-то самостоя­тельно рассмотрел, понаблюдал, заметил, приспособил, использовал...). Опираться на действия самих детей, подводить к самостоятельным выводам, помогать описывать практические действия в самостоятельной речи. Использовать в работе различные таблицы, схемы, модели, символы, образцы, помогающие детям осваивать алгоритм познавательных действий и речевых высказываний. Включать в структуру занятий проблемно-игровые моменты, словес­ные игры, «семантические абсурды» (несоответствия), игры эвристического характера и т. д.
Отсутствие заинтересо­ванной позиции ребенка к речевой деятель­ности на занятиях Большинство детей все еще находится на этапе конкретности мышления. Не развита способность пользования внутренней речью, умение планировать высказывание. Некоторые дети с трудом воспринимают учебную (речевую) задачу, не по­нимают смысл задания. Дети по-прежнему отвечают на занятиях однословно, избегая развернутого учебного высказывания Использовать в работе условные обозначения упражнений, заданий, пиктограммы. Использовать таблицы, схемы для составления рассказов. Развивать регулирующую и плани­рующую функции речи. Использовать технологию модели­рования сюжета, Использовать приемы составления высказываний по опорным предметным картинкам. Устанавливать последовательности, причинно-следственные связи по сериям сюжетных картинок. Включать работу с деформирован­ным текстом
Остаточные явления несовершенства просо­дической стороны речи Большинство детей невыразительно читает стихи: монотонно, без понижения и повышения голоса, без интона­ционных оттенков, логических ударений и пауз. В заученных текстах речь детей торопливая, небрежная, без четких падежных окончаний. В свободной речи детей отсутствуют интонационные оттенки. Общий звуковой фон в группе часто достигает критической черты, что вызывает утомление нервной системы Дыхание и темп речи: -распределение воздушного резерва на материале гласных звуков, прямых слогов, слов, простых пред­ложений, предложений с однородными членами; - умение пользоваться паузой для добора воздуха; - умение выбирать темп и менять его в зависимости от высказывания (протяжно - отрывисто, быстро - медленно). Голос, интонация: - умение по сигналу изменять силу голоса (тихая, громкая, шепотная речь); - понятие о логическом ударении, паузе, интонационной окраске голоса (распределение силы голоса на фразы, выделение голосом заданного слова в предложении и т. д.); - знакомство с общепринятыми просодемами (удивление, страх, неж­ность, радость, вопрос, утверждение). Неречевые средства общения (мимика, жесты, телодвижения): - этюды психогимнастики, - пантомимы, пиктограммы. Проводить драматизации сказок, художественных текстов, потешек. Использовать игры-диалоги. Устранить неблагоприятно дейст­вующие на речеслуховые центры шумы в группе. По возможности прослушивать аудиокассеты (художественные произведения в исполнении профессиональных актеров, пение птиц, журчание воды и т. д.)
Поздняя организация семантических полей у детей с ОНР (сложная система смысловых связей) Трудности в произволь­ной коммуникации Трудность актуализации лексики. Неточность смыслового употребления слов, частое несовпадение: · слова и образа предмета, · слова и образа действия, · слова и образа свойства предмета. Отсутствие четкой дифференциации значений (чашка — кружка). Преобладание случайных ассоциа­ций (дерево — окно). Смешение значений разных слов, их нерасчлененность (особенно в названии цвета, формы, определении величины) Недостаточная информированность об окружающей действительности, обусловленная отсутствием должного внимания со стороны родителей к расширению кругозора детей и к рекомендациям воспитателей и специалистов. Недостаточный для самостоятельных высказываний уровень речевой мотива­ции у детей. Затруднения в построении связного высказывания, вызванное тем, что в бы­товых условиях ребенок слышит ситуативную речь родных и близких, как правило, недостаточно структурированную (грамматически и синтаксически). Специфические особенности эмоционально-волевой сферы отдельных детей (молчаливость, застенчивость у одних; гипервозбудимость, импульсив­ность у других) Формировать представления о предмете в целом, о его свойствах, о соотношении частей. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать, исключать. Развивать познавательную функцию речи. Продолжать работу по системати­зации лексики, начатую на первом году обучения Максимальное подключение роди­телей к решению проблемы: -организация родителями совмест­ных с детьми познавательных прогулок и экскурсий; - полноценное общение родителей с ребенком в процессе совместной деятельности; - чтение книг,, просмотр детских художественных фильмов с обязательным последующим обсуждением их содержания. Развитие навыка связного говорения. практическими методами: · активизация содержательной стороны речевого высказывания с помощью специальных игр и упражнений типа: «Найди ошибку в прочитанном тексте (восстановление порядка протекания со бытии с опорой на картинки, позднее — без картинок), вербализация небольшой пантомимы, придумывание собственны сюжетов по набору предметных картинок и др.; · активизация языковой стороны речевого высказывания с помощью словесных игр, направленных на формирование умения отбирать нужные слова из долговременной памяти, практических упражнений на использование в активной речи изученных ранее способов словоизменения; · пересказы текстов с различными установками (с изменением лица, рода времени действия и др.)

Наши рекомендации