Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Идеи в области дошкольного физического воспитания мы берем из работ Е.А. Аркина, где он в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым, режимом дня, организацией жизни ребенка, указывал на важность взаимодействия детского сада и семьи. Его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» не утратил своего значения до настоящего времени.[6]
Физкультурное занятие:является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения ДОУ. Занятия обязательны для всех детей. Занятия проводятся круглый год. Летом физкультура не отменяется.
С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий:
Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, затем проверка задания тренером).
Занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).[7]
Утренняя гимнастикаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны.
Утренняя гимнастика должна проводится ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
При составлении комплексов утренней гимнастики в течении года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть вредны разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения. Предлагаем разные варианты.[8]
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.[9]
Упражнения на полосе препятствий – детям предлагают упражнения с постепенным увеличением нагрузки: усложнение двигательных заданий с включением разных основных видов движений увеличение числа повторов, усиление темпа движений, смена чередования физкультурных пособий.
Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе – в течении 5–7 мин. непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени. В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений с тренажерами простейшего темпа (гимнастический ролик, детский эспандер, резиновые кольца, диск «Здоровья»).
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. Активизация функциональной деятельности организма детей 5–7 лет происходит за счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики – 10–12 мин., длительность непрерывного бега – 2-З мин., увеличение количества подскоков – 30–50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.
Проводится физкультминутка воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки следует открыть фрамуги.
Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.[10]
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным.
Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).
Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.
Проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке.Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным (элементы спортивных игр) – волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).
Летние забавы на прогулках. В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.
Как интересно провести летние прогулки? Этот вопрос мы поставили перед работниками. Из многообразия видов деятельности вначале лучше взять общефизическую подготовку, которая проводится ежедневно (30 мин.) и состоит из двух частей (оздоровительная разминка и развивающие упражнения).
Чтобы общеразвивающая физическая подготовка носила системный характер предлагаем план, ориентируясь по дням недели:
– понедельник – различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;
– вторник – занятие на развитие двигательных физических качеств;
– среда – игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;
– четверг – летние забавы (игры со скалками, игра в «классики»);
– пятница – различные походы, развлечения.
Этот план можно совершенствовать, развивать, изменять, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу; включать спортивные упражнения на велосипедах, народные игры и др.
Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки).
Предлагаем перечень некоторых летних игр-забав:
Кросс с мячом (эстафеты с мясом, свободные игры с мячом, «козёл», элементы игрового баскетбола, волейбол).
Соревнования – поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости, выталкивание из круга).
Игры с вертушкой (игры забавы).
Игры на асфальте (классики, пятнашки).
Игры с песком и водой (с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями.).
Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.).
Русские народные игры (палочка выручалочка, лапта, ловушки, бабки, жмурки и т.д.).
Метание стрелки (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки и др.).
«Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т.д.).
Занятная верёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т.д.).
Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т.д.).
Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ходьба по скамейке, бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге.).
Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате, купание, плавание.).
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна,который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).
Гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены».
Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели, в течение 3–4 минут, выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег – выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17–19 градусов.
В группе дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку, после этого переходят к упражнениям на дыхание, затем одеваются.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению.
На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.
В течение учебного года со старшими дошкольниками следует проводить 2–3 праздника на воздухе и один на воде (в бассейне), длительностью не более 90 минут. В мероприятии могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самые разнообразные «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам.
Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:
– обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
– подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
– выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);
– определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, начальных классов, а также приглашенных гостей;
– обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.
Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.
При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
– недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состязаний, организуемых по инициативе спортивных организаций;
– недопустим отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;
– при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий-выступлений, особенно игр соревновательного характера;
– необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития ДА и физической подготовленности детей).
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Наряду с физкультурными праздниками следует широко использовать физкультурный досуг как организованную форму активного отдыха детей. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по возрастному составу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
(старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовывать 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.
Возможны различные по содержанию и организации формы физкультурного досуга.
День (неделя) здоровья
Проводится 1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДУ. В этот день с детьми проводятся экскурсии, походы, спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования, театрализованные представления, занятия по ИЗО деятельности (рисование сангиной, углём, фломастерами, лепка из снега; составление композиции из осенних листьев и разнообразных материалов и т.д.). День здоровья может быть посвящен игре. В этом случае во всех видах работ используется только игра: дидактическая, словесная, подвижная, спортивная, театрализованная.
Неделя здоровья это такая форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Важно тщательно продумать план проведения каждого дня в течение всей недели здоровья, учитывая время года и погодные условия.
Целесообразно организовывать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк или лес. В течение недели здоровья можно провести один физкультурный праздник или организовать физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания (сценарий «Мой до дыр»).
При организации активного отдыха для повышения эмоционального фона рекомендуется красочно оформлять места проведения (физкультурный зал, групповая комната, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий а также использовать музыкальное сопровождение. Полезно соблюдение определенных ритуалов (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, торжественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).
Деятельность детей не должна ограничиваться только участием в подвижных играх и физическими упражнениями, дети могут и должны участвовать и в различных видах трудовой (уборка территории дошкольного учреждения, уход за растениями) и творческой (конкурсы танцоров, гимнастов, певцов, художников) деятельности Подготовка к проведению недели здоровья должна осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах; разучивание подвижных игр, эстафет. Однако некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания могут быть предложены детям без предварительного ознакомления (сюрпризный момент).
В подготовке недели здоровья должен участвовать весь педагогический коллектив. Ниже приводится примерный план-конспект организации недели здоровья в зимнее время года.
2.2 Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Очень часто родители обращаются с просьбой оказать помощь их робким, стеснительным детям, которые при поступлении в школу остро ощущать неуверенность в себе и нуждаются в поддержке. Перед нами стоит важная задача – помочь дошкольникам до поступления в школу преодолеть в себе застенчивость, робость, необоснованную стеснительность, воспитать у них самостоятельность, умение адоптироваться в различных ситуациях.
Основной задачей коррекционно-педагогической работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях:
1) укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоравливания;
2) формирование положительных эмоций и чувств;
3) воспитание оптимистического мироощущения.
Закаливания носоглотки чесночным раствором – профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессов в полости рта. Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВ. Из расчета 1 чес. зубок на стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, закапать в нос (по необходимости). Использовать раствор в течение 2 ч. после приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на улицу.
Очищающий салат – способствовать очистке организма от шлаков; оптимальный режим работы желудочно-кишечного тракта; выработке желудочного сока с помочью клетчатки. Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и т.д.) детям дают перед основным завтраком (за 15 мин.) по столовой ложке на голодный желудок.
Промывание носа холодной водой – восстановить носовые дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Освободить носоглотку от вирусных инфекций, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути. Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же правой и левой ноздрёй).
Здоровое питание – усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Повышать жизненные силы, устойчивость к простудам. Пшеницу тщательно промыть холодной водой. Затем в эмалированной посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32–34 ч. пшеницу, у которой появились ростки нужно несколько раз помыть холодной кипяченной водой и «эликсир жизни» готов к употреблению. Употреблять по 1 ст. ложки после дневного сна.
Оздоровительный бег (дозированный) – дать детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренировать дыхание, укреплять мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным – 1 круг.
Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты):
– при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
– все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
– бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
– нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
– после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
– в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).
Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Самомассаж. Массаж – повысить защитные средства слизистых и т.д. Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики.
Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия на тело человека с помощью различных приёмов и манипуляций, проводимых руками или с помощью специальных аппаратов с лечебной или профилактической целью. Органы и системы организма не остаются безразличными к этому воздействию, они реагируют на него различными функциональными изменениями.
Массаж становится неотъемлемой частью комплексной профилактики и лечения разных недугов. Проводить лечебный массаж полез, но не менее одного раза в день.
Обливание холодной водой – способствовать пробуждению нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится как правило 20–30 с. После него ребенок быстро вытирается на сухую.
Тренинг – элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное.
При выполнении тренингов важным является умении детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.
Аутотренинг – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.
Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.
Во время выполнения. Учить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.
Не спешить заканчивать релаксацию.
Дети могут полежать, если им хочется.
Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).
Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.
Нетрадиционные методы: как вводная медитация, спокойный танец, релаксация. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающие детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.
Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:
Ароматерапия – это запах оздоровляющий среди разнообразия растительного мира уже в древности человек обратил внимание на растения с приятным или острым ароматом, липкие на ощупь и широко использовал их для лечения недугов. Пользу приносят не только запахи, ласкающие органы обоняния, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхательного процесса, а значит, и обеспечения организма кислородом. Младенцы узнают мать практически сразу же после рождения, еще не видят лица, не отличая голоса. Женщины, обоняние которых намного тоньше, чем у мужчины, особенно чувствительны.
Человек научился выделять отдельные ароматические вещества из растений – эфирные масла и ароматические смолы.
Ароматерапия – лечение эфирными маслами растений, которые оказывают психологическое физиологическое воздействие. На разных людей один и тот же запах действует по-разному, часто он вызывает воспоминания и какие-то ассоциации.
В воде масло не растворяется. Можно растворить его в 1 ст. ложка молока и добавить в ванну.
Пора переходить к эффективным и нетоксичным природным средствам, польза от которых для человека проверена тысячелетиями.
Ароматерапия дает такие результаты, которые невозможно получить никакими другими современными лекарственными средствами.
Фитотерапия – это лечение растениями. Лучше начинать прием фитопрепарата с 2–3 растениями, через 5–7 дней добавить еще 1 и т.д. Следить за реакцией организма. Фитопрепараты употребляют за 20–30 мин. до еды. Водные извлечения хранят 2–3 суток в прохладном месте.
Фитотерапия рекомендует: чай употреблять только внутрь; сборы внутрь и наружно (клизмы, компрессы, ванны и др.); порошки внутрь и наружно (присыпки, пластыри, соки свежих растений – внутрь и наружно. В домашних условиях чаи и настои удобно готовить в термосе на ночь).
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И.Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит. В том смысле оркестры вполне оправданы в кафе и ресторанах.
Было замечено, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется.
Игра на кларнете влияет на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта.
В Японии музыка стала одним из элементов родовспоможения. Часто звучит пронизанный светлой радостью концерт Моцарта в палатах для рожениц шведского г. Хаммастада. Полагают. Что именно этой музыке акушеры обязаны необычно низким показателем ранней детской смертности.
Самый большой эффект от музыки в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Музыка влияет на людей острее, чем слово.
Восприятие музыки очень индивидуально. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу же мажорную музыку.
Вначале послушайте что-нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а уж затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно вы как бы войдёте в этот музыкальный поток, и он будет уносить все ваши печали.
Целительные свойства музыки реализуются, влияя на слух, а через него на психику человека.
Поговорку: «Дома и стены помогают» – следовало бы дополнить: «Особенно когда полы вымыты и вообще вся обстановка радует глаз». Словом, надо, чтобы интерьер в своем «работающем состоянии» – после уборки – располагает к интересному отдыху – с книгой, например в руках, а рабочая одежда, удобная для быстрых (скорых) и разнообразных движений, проветривалась в воскресный день на балконе. В свободном хитоне растягиваемся на полу, помогая венозной крови раскрыть клапаны – вверх, к лёгочной артерии для окисления воздухом, активность которого возросла после мокрой уборки. Хитон не мешает поднять ноги и поболтать ими в воздухе, как будто мы делаем это лёжа на траве, разглядывая жильё – муравьев-букашек и т.д. Так поза восстанавливает в памяти клеток отдалённое временем и пространством состояние общения с природой, чему и звонок в дверь может зазвучать неуместно и неожиданно, хотя гости пришли званые. После нескольких чашек традиционного чая благодарим свой хитон за отсутствие испарений – свободная одежда дает возможность порам кожи осуществлять свою кондиционирующую функцию. Работает матрица «фокус-фон» на фоне спокойной цветоформы наше одежды: гости чувствуют себя уверенней, дарят нам свою энергию шуток, флирта, песен. Хозяин дома в свежевымытой сорочке с индивидуально подобранной вышивкой (фокус и фон меняются местами) привлекают внимание гостей к волнующим проблемам добра и зла, а ведь выговорить от души понимающему и внимающему гостю – одна из важнейших функций речевого поведения, так влияющего на социальный успех.
Люди не сходятся и никогда не сойдутся в выборе моделей одежды – мозаичная картина мира в том она прекрасна, требуя разного – в конфигурации, рисунке, цвете.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние здоровья детей дошкольников характеризуются высокой распространенностью морфофункциональных отношений 70–75%. Одним из главных направлений работы ДОУ являются обеспечение благотворных условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
С целью улучшения здоровья детей дошкольного возраста в систему физического воспитания в детском образовательном учреждении должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, упражнения на прогулке и др.).
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, фитонцидотерапия, металлотерапия игротерапия, камнетеропия и т.д.).