Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения
Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность (Куничев Л.А., Аробян Р.И., 1976). Кроме того, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированность, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми с депривацией зрения.
Основной формой организации обучения плаванию является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы 8—10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в воде).
Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.
К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неизведанного пространства, относительно низкая температура воды, необычное положение тела, боязнь столкновений и пр.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно организовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукоснительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, короткий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сигнал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвенные ощущения дна бассейна и пр.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобретает метод объяснения. Объясняя движение и давая указания, педагог прежде всего пользуется общепринятой спортивной терминологией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебного материала незрячими, широко применяется объяснение в форме образных выражений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. Поэтому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение отдельных элементов, с опорой при этом на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем лучше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.
Следующий этап обучения технике плавания начинается с разучивания на суше плавательных, упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применяются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдох, а на счет 1—8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выполнять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые на суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о предлагаемых им плавательных упражнениях, но и более успешному освоению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше отмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.
На суше необходимо добиваться правильного выполнения имитации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебного материала целесообразно использовать специальные средства наглядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изображения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обучения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучаемые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движения губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свисток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.
Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения — формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке — «поплавок», согнувшись — «медуза», вытянувшись — «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в водной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партнером, а затем самостоятельно.
Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способствующим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различными вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2—3 раза.
Процесс обучения любому плавательному движению осуществляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бортик бассейна, поручень, дорожка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений ногами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.
Следующей фазой обучения является разучивание согласования движений руками и ногами (на каждые два гребка руками выполняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль рук), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.
Завершающая фаза обучения — проплыть 25—50 м в полной координации.
Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «звездочка» на спине с закрытыми глазами и др.). В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формированию положительных эмоций, ощущению радости, желанию заниматься плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкретного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3—5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-воспитательный процесс.
Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа: на первом этапе — ознакомление с водной средой и освоение подготовительных упражнений в воде, второй этап — изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап — совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» можно приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».
В целях профилактики травматизма и дифференцировки расстояния следует учить детей определять длину проплываемого отрезка по количеству повторений движений (гребков, ударов ногами и т.д.). Отработке техники движений препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на разных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).
Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помочь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.