Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения

Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого чело­века. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двига­тельных действий, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движе­ний, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается ин­тенсивность обменных процессов, активизируется познавательная де­ятельность (Куничев Л.А., Аробян Р.И., 1976). Кроме того, в процес­се плавания воспитываются: дисциплинированность, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Та­ким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми с депривацией зрения.

Основной формой организации обучения плаванию является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы 8—10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжитель­ность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в воде).

Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: укрепление здо­ровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками про­странственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слу­хового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двига­тельной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двига­тельного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем и увеличение словарного запаса за счет использова­ния новых терминов.

К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материа­ла, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неиз­веданного пространства, относительно низкая температура воды, нео­бычное положение тела, боязнь столкновений и пр.

Обучение плаванию начинается с формирования навыка про­странственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традицион­ные методические приемы показа, используемые в обучении нор­мально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому при­менение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно орга­низовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориен­тированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос­нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. За­нимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, корот­кий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сиг­нал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или иг­рушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвен­ные ощущения дна бассейна и пр.).

При изложении учебного материала ведущее значение приобре­тает метод объяснения. Объясняя движение и давая указания, педа­гог прежде всего пользуется общепринятой спортивной терминоло­гией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебного материала не­зрячими, широко применяется объяснение в форме образных выра­жений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. По­этому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше вре­мени требуется на объяснения и показ, многократное повторение от­дельных элементов, с опорой при этом на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем луч­ше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.

Следующий этап обучения технике плавания начинается с ра­зучивания на суше плавательных, упражнений имитационного ха­рактера, дающих представление о движениях в воде, с последую­щим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; ими­тация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с ре­зиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применя­ются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдох, а на счет 1—8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выпол­нять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специ­альные упражнения, выполняемые на суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о пред­лагаемых им плавательных упражнениях, но и более успешному ос­воению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше отмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.

На суше необходимо добиваться правильного выполнения ими­тации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебно­го материала целесообразно использовать специальные средства наглядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изобра­жения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обу­чения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучае­мые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движе­ния губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свис­ток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.

Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения — формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке — «поплавок», согнувшись — «медуза», вытянувшись — «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в вод­ной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партне­ром, а затем самостоятельно.

Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегчен­ных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с приме­нением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способству­ющим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различны­ми вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2—3 раза.

Процесс обучения любому плавательному движению осуществ­ляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бортик бассейна, поручень, дорож­ка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддер­живающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений но­гами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.

Следующей фазой обучения является разучивание согласова­ния движений руками и ногами (на каждые два гребка руками вы­полняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль рук), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.

Завершающая фаза обучения — проплыть 25—50 м в полной координации.

Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видя­щих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «звез­дочка» на спине с закрытыми глазами и др.). В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формирова­нию положительных эмоций, ощущению радости, желанию занимать­ся плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкрет­ного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3—5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-воспитательный процесс.

Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа: на первом этапе — ознакомление с водной средой и освоение подгото­вительных упражнений в воде, второй этап — изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап — совер­шенствование техники плавания изученных способов. После осво­ения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» мож­но приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».

В целях профилактики травматизма и дифференцировки рас­стояния следует учить детей определять длину проплываемого от­резка по количеству повторений движений (гребков, ударов ногами и т.д.). Отработке техники движений препятствует боязнь столкно­вений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на разных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при не­которых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыж­ках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).

Знание специфических особенностей обучения младших школь­ников с депривацией зрения, правильное применение приемов по­мощи и страховки позволит тренеру-педагогу помочь детям ознако­миться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а так­же совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, вынос­ливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предуп­редить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

Наши рекомендации