Последовательность действий руководителя выступлений в репетиционном периоде
С момента утверждения сценария начинается практическая работа по его воплощению в жизнь. Реализация задуманных выступлений во многом зависит не только от соответствия содержания перечисленным выше исходным данным, но и от качества работы режиссерско-постановочной и административной групп.
В режиссерско-постановочном коллективе основная нагрузка ложится теперь на руководителей различных фрагментов праздника, тренеров-репетиторов и преподавателей отдельных подразделений. Они разворачивают свою деятельность в условиях либо учебно-тренировочного сбора, либо планируют подготовку, ориентируясь на выделенное количество репетиций и заполняя их разучиванием составленных по сценарию упражнений, построений и перестроений, постановку всех движений на музыку и доведение всего этого до приемлемого зрелищного качества.
Работа с многочисленным составом участников предъявляет особые требования к объему и качеству речи руководителя, к его способностям прогнозировать потребное количество времени для овладения теми или иными движениями в сопровождении различного музыкального материала, к его педагогическому багажу и мастерству.
Все это достойно отдельного серьезного исследования, а в основном алгоритм поведения тренера-репетитора во время проведения репетиционного занятия базируется на владении им классическими навыками и умениями преподавателя физических упражнений.
Репетиционные занятия могут иметь различную форму. Эту форму определяет режиссер фрагмента и зависит она от задач, которые должны быть решены на данном занятии в данный период подготовки.
Групповые репетиции имеют образовательную учебную доминанту. Во время групповых репетиций происходит знакомство участников с музыкальным материалом и двигательной партитурой выступления, разучивание всех движений в нужных темпах и ритмах, достижение необходимой согласованности и синхронности действий.
Сводные репетиции в большей степени имеют тренировочную окраску. К сводной репетиции отдельные группы участников должны подойти с разученной и до определенного уровня отработанной программой – для того, чтобы основное репетиционное время потратить на постановку взаимодействия этих групп или коллективов во время совмещений выступлений – определяется последовательность и моменты появлений участников на исходных положениях, поведение их на подходе к основной площадке и перед зрителями, варианты сольных и фонирующих действий, способы уходов.
Генеральная репетиция должна приблизить всех участников и всех преподавателей к условиям дня, на который назначено спортивное представление, поэтому вмешательство руководителей в действия участников желательно сделать минимальным или исключить совсем. В этом случае генеральная репетиция сможет решить свою задачу – продемонстрировать степень готовности всех коллективов и служб к выступлениям перед зрителями и допустить (или не допустить) их к спектаклю.
Успех работы режиссерско-постановочной группы весьма ощутимо зависит от условий, в которых эта работа будет проводиться. Сделать эти условия технологически и педагогически комфортными – главная задача для административной группы будущего праздника.
Руководитель административной группы сможет эффективно решать все вопросы по обеспечению нормальной подготовки программы выступлений только в том случае, если он знает сценарий праздника так же, как его знает художественный руководитель. Тогда, подбирая работников в свой так называемый штаб подготовки, он сможет быть компетентным и в вопросах организации учебно-тренировочного процесса (расписание занятий, эксплуатация репетиционных и основной площадок, их разметка и радиоусиление, наличие раздевалок и туалетов для участников и преподавателей, помещений для хранения реквизита, условий для отдыха и питания и т.д.), и в изготовлении элементов художественного оформления и реквизита (размещение заказов, получение и доставка костюмов, репетиционного и «парадного» инвентаря, доставка и монтаж необходимых конструкций), и в координации работы транспорта, и в составлении сметы расходов на проведение этих операций.
Все усилия работников административной группы следует направить на обеспечение полной реализации утвержденного сценария. Эти усилия должны находиться в рабочем подчинении усилиям режиссерско-постановочной группы. Возникающие в ходе подготовительной работы ожидаемые, а иногда и неожиданные проблемы необходимо пытаться решать в пользу содержания выступлений. Вынужденные же компромиссы, связанные зачастую с экономией средств или с невозможностью уложиться с исполнением заказа в заданные сроки, приводят, как показывает практика, не только к зрелищному, но и к смысловому обеднению программы.
В день проведения спортивно-художественного представления не следует проводить дополнительной репетиции – это может нарушить эмоциональный фон праздничного события. Достаточно будет легкой разминки, подготовки внешнего вида, осмотра костюмов, проверки рабочего состояния реквизита. Работникам административной группы необходимо иметь с собой на месте выступлений запасную обувь, костюмы, инвентарь – волнение участников программы иногда становится причиной их неожиданной забывчивости, а предметы для выступлений зачастую приходят в негодность при транспортировке, во время решающей разминки или во время многолюдного ожидания начала представления на исходных положениях.
В напутственном обращении к участникам весьма уместным и вполне достаточным будет пожелание удачи.
После окончания выступления ваших подопечных или после завершения всего представления руководителям необходимо найти возможность поблагодарить всех независимо от их роди в программе, не акцентируя в этот момент внимания на допущенные ошибки.
Благодарность авторов программы к исполнителям – это не только оценка сегодняшнего результата, но и признательность за продолжительную подготовительную работу, во-первых, и, во-вторых, – надежда вновь встретиться с теми же участниками на занятиях физическими упражнениями, имеющими столь своеобразную и привлекательную форму.
Состоявшееся в результате подготовительной работы знакомство с основной идеей сценария, с его музыкальным и двигательным содержанием, с тщательной репетиционной разработкой каждого момента постановки, с достижением максимально возможного уровня качества исполнения всех действий позволяет говорить обо всем этом, как об особой форме занятия физическими упражнениями.
Эта форма содействует эстетическому воспитанию занимающихся; имеет несколько иную, чем подготовка к чисто спортивным соревнованиям, эмоциональную окраску; она способствует расширению двигательной эрудиции, повышению координационных возможностей и обладает неограниченным диапазоном доступности для любой категории участников.