Коррекционно-развивающие подвижные игры

№ п/п Содержание Направленность
1. «Рычи, лев, рычи» Содержание игры. Ведущий говорит играющим: «Мы все львы, целая льви­ная семья. Давайте узнаем, кто из львов рычит громче всех. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи", — каж­дый из вас должен встать в угрожа­ющую стойку льва с выпущенными когтями и как можно громче рычать "р-р-р-р"». После игры все дети па­дают от усталости на маты и отды­хают в непринужденных позах Снижение психоэмоцио­нального напряжения, снятие агрессивности, закрепление произноше­ния звука «р», активизация голосовых связок, имитация движений, во­ображение, развитие мелкой моторики рук, расслабление
  «Лохматый пес» Содержание игры. В определенном месте (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках (руки под щеку) спящий «пес». Дети из своего дома с противоположной стороны (на носоч­ках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая), крадучись, двигаются по направлению к «псу», хором тихо приговаривая: Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, мирно он сидит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим: что же будет? С последними словами дети вплотную подходят к «псу», хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а «пес» их ловит. Пойманный становится «псом». Варианты усложнения: — при большой группе играющих мо­жет быть увеличено количество «псов»; — вместо ходьбы на носочках могут быть использованы другие упражнения Развитие быстроты ре­акции, внимания, коорди­нации элементарных движений, ловкость увер­тывания, активизация ре­чевой деятельности, рит­мичность движений, заданная речитативом, развитие скоростных ка­честв, акцентированное внимание на сохранении правильной осанки, про­филактика плоскостопия
  «Фокусник» Инвентарь: ленты длиной не менее 1 м по количеству играющих. Содержание игры. Дети стоят пара­ми, одной рукой держа партнера за руку, другой — за уголок ленту. По команде ведущего все вместе начи­нают считать по порядку цифры: 1, 2, 3 и т.д., стараясь как можно быстрееспрятать ленту в кулак. Тот, кто со­брал ленту в кулак, поднимает руку и запоминает цифру. Победителем считается тот, кто быстрее спрятал ленту и правильно запомнил цифру. Варианты усложнения: — увеличить длину ленты; — вместо ленты взять лист бумаги размером в половину газетного листа Развитие мелкой мотори­ки пальцев рук, быстро­ты реакции, закрепление навыка порядкового сче­та, кратковременной памяти, формирование осанки
  «Воробушки и кот» Инвентарь: обручи. Содержание игры. «Воробушки» ста­вят свои домики (обручи) в преде­лах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клю­ют зернышки, пьют водичку и т.п. За игровой площадкой ходит «кот», ко­торый мяукает, показывает коготки, уг­рожая «воробушкам». По команде ве­дущего: «Воробушки, полетели!» — дети выбегают из своих домиков, рез­вятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего: «Кот идет!» — воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный ме­няется местами с котом, и игра про­должается Совершенствование тех­ники знакомых движе­ний при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распре­деление внимания, раз­витие выразительности имитационных движе­ний, быстроты двига­тельной реакции, пери­ферического зрения
  «Сиамские близнецы» Инвентарь: цветные ленты, пороло­новые кубы. Содержание игры. Дети делятся на пары, встают плечом к плечу, обни­мают одной рукой друг друга за пояс, «внутренние» ноги ставят вплотную одну к другой и обвязывают их выше коленей цветной лентой. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводит­ся в виде эстафеты. В каждой ко­манде от двух и более пар «сиамских близнецов». По команде первые пары каждой команды в позе «сиамских близнецов» добегают до ориентира(стойка, стена, дерево), касаются его и бегут назад; после этого стартует вто­рая пара и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Варианты усложнения: — добежав до ориентира, «сиамские близнецы» строят дом из поролоновых кубов того же цвета, что и их ленточка; — добежав до ориентира, «сиамские близнецы» устанавливают там кегли, вторая пара их забирает, третья снова устанавливает и т.д. Развитие ловкости, со­гласованности действий с партнером при огра­ниченных двигательных возможностях, дифференцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности дви­жений мелкой мотори­ки, воспитание ответ­ственности, дисциплины, доверия к партнеру
  «Говорящий мяч» Инвентарь: мяч (волейбольный, на­бивной, теннисный). Содержание игры. Дети стоят в ше­ренге. Ведущий бросает мяч каждо­му игроку по порядку и называет лю­бую букву. Ребенок, поймав мяч, приседает с ним, а поднимаясь и воз­вращая мяч ведущему, называет слово, начинающееся с этой буквы. Напри­мер, «А» — «Арбуз». Варианты усложнения: — ведущий бросает разные мячи; — ведущий, бросая мяч, говорит сло­во, а ребенок, возвращая мяч, называ­ет другое слово на ту же букву; — ведущий называет слово, а ребе­нок — словосочетание или предло­жение. Например, «Ворона» — «Во­рона сидит на дереве»; — ведущий называет цифру, а ребе­нок — цифры-соседи. Например, «3», нужно назвать «2» и «4» Дифференцировка уси­лий при бросках и лов­ле мяча разного объе­ма и веса, расширение активного словаря, раз­витие внимания при следящих движениях, активизация мышления
  «Дунем раз...» Инвентарь: мячи для настольного тенниса по количеству участников. Содержание игры. Дети делятся на две команды, у каждого мяч для на­стольного тенниса. С линии старта первые в колоннах игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены (или линии, на­ходящейся в 6—8 м от линии стар­та). В это время остальные игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». До­катив шарик до стены, первые игро­ки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончив­шая эстафету. Вариант усложнения: — теннисный шарик нужно прока­тить между ориентирами (кеглями, на­бивными мячами) Развитие дыхательной мускулатуры, активиза­ция выдоха, расширение словаря и ритмичности звукопроизношения, раз­витие способности уп­равлять силой дыхательных движении для перемещения шарика в заданном направлении, координация движений и дыхания
  «Робот» Инвентарь: повязка на глаза. Содержание игры: На глаза ведущего надевается повязка — он робот, а дети заранее договариваются, в какое ме­сто он должен прийти и какие зада­ния выполнить по пути (сесть на ска­мейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Впе­ред», «Назад», «Вправо», «Влево», «Стой», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привес­ти робота к цели. Внимание, ориентиров­ка в пространстве без зрительного контроля, знание основных на­правлений движения, способность дифферен­цировать команды и двигательные действия на слух  
  Вариант усложнения: — то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки Навык совместных со­гласованных действий, взаимопонимание, взаи­мопомощь
9. «Собери слово» Инвентарь: наборы карточек с бук­вами: 1) «д», «а», «ш», «а»; 2) «м», «а», «ш», «а»; два вертикальных стенда. Содержание игры. Игра проводится в виде эстафеты. Каждая команда по­лучает по равноценному набору букв, из которых сообща составляет слово и относит свой набор карточек к вер­тикальному стенду, где для каждой буквы есть крючок. По сигналу пер­вый игрок каждой команды бежит к стенду по начерченной линии, выве­шивает первую букву слова на стенд и возвращается назад, второй игрок вывешивает вторую букву и т.д. Вы­игрывает команда, первой «написав­шая» свое слово Развитие сообразитель­ности, быстроты реак­ции и движений, мелкой моторики пальцев рук, комбинаторики, приобре­тение навыков совмест­ных действий, способ­ность воспроизведения прямолинейных движе­ний в беге  
10. «Обгони» Инвентарь: санки с веревкой, лыж­ные палки (по количеству команд). Содержание игры. Дети делятся на команды по 3 человека в каждой. Один садится на санки, двое других по сигналу, взявшись за веревку, ве­зут его вперед, огибают ориентир (лыжную палку) и возвращаются к линии старта. Команда, закончившая первой, получает одно очко, вторая — два, третья — три. Игра продолжает­ся до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли сидящего в сан­ках. Выигрывает команда, которая наберет за три «поездки» меньшее ко­личество очков Развитие силы всех мышечных групп, быст­роты реакции на стар­товый сигнал, общая ко­ординация, равновесие и согласованность дей­ствий партнеров
11. «Снежная баба» Инвентарь: ведро, морковка, угли. Содержание игры. Дети делятся на команды по 2—3 человека, включая одного взрослого, и получают задание: в течение 10 мин скатать снежный ком возможно большей величины. Ко­манды сами выбирают место, где лег­че выполнить задание. Выигрывает команда, скатавшая самый большой снежный шар. Затем все вместе с по­мощью взрослых лепят снежную бабу, украшая ее шляпой (ведром), носом (морковкой), глазами (угольками) и т.п. Варианты усложнения: — самостоятельное выполнение зада­ния, без участия взрослых Развитие мелкой мото­рики, согласованности движений с действиями партнеров и коллектив­ных действий, способ­ность управлять усили­ем, направлением и амплитудой движений, развитие простран­ственной ориентации, фантазии и творчества

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множе­ство коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физиче­ского упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов со­циальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Наши рекомендации