Руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра русского языка и теории языка
«УТВЕРЖДАЮ»_____________
Руководитель ПИ ЮФУ,
Д.п.н., профессор В.И. Мареев
Учебно-методический комплекс
ОПД. Ф. 5 Современный русский язык (часть 1):
Фонетика, фонология, графика, орфоэпия, орфография
Специальность
Русский язык и литература
С дополнительной специальностью 050303 Иностранный язык
УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ
_____________________2009 г.
Ростов-на-Дону
Г.
Составитель: проф. Т.Л. Павленко
УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка
Протокол № 3 от «01» октября 2009 г.
Заведующий кафедрой русского языка и теории языка
Д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян
УМК утвержден учёным советом ПИ ЮФУ пр. № __ от «___» __________
Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,
руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный русский литературный язык. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексика. Лексикография является одной из основных составляющих основной образовательной программы специальности 050301 «Русский язык, литература с доп. специальностью 050303 Иностранный язык», входит в блок специальных дисциплин (СД) федерального компонента по подготовке дипломированного специалиста и предназначена для студентов 1 курса отделения славянской и западноевропейской филологии лингвистического института РГПУ. Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен в соответствии с ГОС ВПО 2005 г., программами по соответствующим разделам курса «Современный русский язык» для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений.
Цель курса – углубить знания студентов о фонетическом и лексическом уровнях языка, доказать их системность и необходимость исследования сложных соотношений между материальной (звуковой и графической) формой языковых единиц и их содержанием, функциями в речи.
Задачи курса:
1. рассмотреть фонетические единицы в трёх аспектах – артикуляционном, акустическом, функциональном;
2. обратить внимание студентов на методику анализа фонем как единиц, выполняющих различительную функцию (определение оппозиций фонем, их интегральных и дифференциальных признаков, установление сильных и слабых позиций фонем, объединение в соотносительные ряды и т.п.) и важность применения этой методики к изучению значимых единиц языка;
3. показать зависимость орфоэпических норм от устройства фонетической системы и стилистической дифференциации языковых средств;
4. развить у студентов навыки фонетического, фонологического, графического и орфографического анализа слов; транскрибирования текста, работы с орфоэпическими и орфографическими словарями;
5. углубить знания о специфике исследования слов в лексикологии (с учётом их номинативной функции, факторов, обусловливающих лексическое значение);
6. рассмотреть лексические значения слов как структуру (сочетание ядерных (денотативных, сигнификативных), грамматических сем с коннотативными); особенности их семного варьирования в речи;
7. уточнить системные соотношения слов как номинативных единиц, установить связь между синтагматическими связями и парадигматическими соотношениями лексем?(1Б);
8. доказать важность анализа лексических значений, их структуры и системных отношений с опорой на толковые, аспектные словари; развить у студентов навыки лексического анализа слов и их системных отношений как номинативных единиц.
Принципы отбора, содержания и организации учебного материала: Содержательное наполнение предлагаемой программы обусловлено вводно-пропедевтическим характером курса и включенностью его в систему общелингвистических дисциплин. Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту лингвистических проблем. На практических занятиях рассматриваются лексические единицы с точки зрения соответствия их употребления лексическим нормам. Отбор содержания учебного материала построен также на принципах системности, фундаментальности и преемственности.
Текущая аттестация качества знаний: Проверка качества усвоения знаний ведется в течение семестра как в устной, так и в письменной форме. Проводятся аудиторная и домашняя контрольные работы, консультации, индивидуальная работа со студентами; ведется устный опрос на практических занятиях.
Итоговая аттестация: экзамен в устной форме, на котором проверяется усвоение теоретического материала курса и умение анализировать языковой материал: делать фонетический, фонологический, графический, орфографический анализ слов, определять их лексическое значение, системные отношения слов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ