Акмеологические основы самосовершенствования личности. Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. akme – вершина)– наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Д.Брунер, Ж.Пиаже и др.).

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения akme физического, интеллектуального и духовного развития человека.

Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, как интрогеннаяактивность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

В студенческом возрасте интрогенная активность уже сформирована и обнаружила себя в момент принятия ответственного решения в выборе сферы профессиональной деятельности, в выборе вуза. Дальше – это будет выбор уровня образования: бакалавр, специалист, магистр; затем – выбор места работы, должности в сфере профессиональной деятельности и т.д.

Акмеологическая характеристика личности, например, в профессиональной педагогической деятельности связана с творческим ее уровнем и непрерывным самообразованием.

Как отмечалось выше, «Человек в системе образования» — это перманентное (постоянное, непрерывное) состояние человека XXI века. Государственными институтами, обеспечивающими возможность непрерывного образования, самосовершенствования являются: общеобразовательная школа, учебные заведения профессионального (профессионально-технического, среднего специального, высшего) образования, институты повышения квалификации и дополнительного образования.

Непрерывное образование в отечественной педагогической культуре рассматривается в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека; 2) образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем; 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. В мировой педагогике синонимом непрерывного образования являются термины: «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «возобновляющееся образование». Философские основы непрерывного образования разработаны Платоном и Аристотелем и рассматриваются как непрерывное духовное самосовершенствование личности.

Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование рассматривается, как правило, в двух значениях: «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

Поскольку «самообучение» является частным случаем самообразования (самостоятельное обучение игре на гитаре, игре в шахматы и т.п.), подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом, подробнее остановимся на анализе сущности самообразования как процесса самосовершенствования личности.

Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Функции самообразования представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Функции самообразования в профессиональной деятельности человека

Автор Функции самообразования
Роботова А. С. - самообразование выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную; - самообразование приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности;
Князева М. М. - экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); - ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе); - компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в общей культуре); - саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей); - методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение сути профессионального бытия педагога); - коммуникативная (установление связей между науками, специальностями); - сотворческая (доопределения, достраивания деятельностей до уровня творчества); - омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте); - психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни); - геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма).
Диденко В.Д. - компенсация недостатков полученного образования; - постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям; - непрерывное развитие творческого потенциала личности.

Таким образом, самообразование реализует потребность профессионала быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью.

Самообразование может осуществляться как самосовершенствование специалиста и как «свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании» (А.С. Роботова).

Основным источником самообразования учащейся молодежи является вся человеческая культура. Сгруппированные по целевым установкам, источники самообразования представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Источники самообразования личности

Источник самообразования Деятельность по самообразованию Результаты самообразования
 книги, периодическая печать, СМИ, интернет  знакомство с актуальными и «свежими» публикациями;  знакомство с мнениями ведущих ученых, высказываниями по телевидению, радио;  обладание информацией о конференциях, семинарах, выставках  бытие в курсе важнейших событий;  информирован­ность;  компетентность
 исследовательская деятельность  курсовое проектирование, конкурсные проекты;  исследовательская работа в научных кружках  упорядоченность знаний, личностное мировоззрение, свой стиль деятельности;  знакомство с миром ученых
 обучение на разных курсах  параллельно основному курсу освоение дополнительных программ (стенография, иностранный язык, имиджмейкер, ораторское искусство и др.)  личностный рост;  профессиональная компетентность;  ответственность;  самоорганизация
 работа (по основной или сопутствующим специальностям)  участие и организация конференций, семинаров по профессиональным проблемам  самопознание;  самореализация;  самосовершенствование
 хобби  занятия в хоре, театре, хореографическом кружке, спорт, туризм, краеведение, фото- и кинодело и др.  способность «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связанной с профессией;  контакты с широким кругом людей

Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

· овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

· профессиональное просвещение, т. е. освоение новых идей, технологий;

· осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

Важным результатом самообразования человека являются развитые рефлексивные способности, которые обеспечивают ему отчетливую рефлексию теоретических знаний, методов, используемых для решения профессиональных задач (интеллектуальная рефлексия); рефлексию коммуникативных программ, личностных установок (личностная рефлексия); методологическую смелость, позволяющую отказываться от выверенных, но исчерпывающих свои объяснительные и прогностические возможности средств, методов работы; потребность и способность ставить новые цели и разрабатывать новые программы их достижения.

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Н.Р. Битянова рассматривает эффективность личностного роста профессионала через саморазвитие, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения с людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.

Отличительными признаками такой развитой личности являются:

· способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;

· умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;

· достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;

· энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;

· открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Механизмами личностного роста являются: самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация.

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала – образца, на который хотелось бы равняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Наличие идеала-образца является первопричиной, толчком самовоспитания.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание. Исследователи проблемы самообразования и самовоспитания (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.И. Кочетов и др.) ввели понятие «самопознающая деятельность», которое подчеркивает сложность этого процесса, ее глубинный психологический резонанс: человек должен выявить и вербализовать (проговорить) свои несовершенства и сильные стороны. Приемами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.

Важнейшим фактором, определяющим непрерывность пополнения, изменения знаний о себе, является динамизм самой профессиональной деятельности, изменение ее участников, характера взаимодействия с ними. Это постоянно побуждает профессионала обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе.

Решая различные профессиональные задачи, человек постоянно оценивает себя, свои возможности, соотносит их с конкретными обстоятельствами и после этого принимает решения. Если при этом формируется неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, создается ситуация психологического напряжения и для самого профессионала, и для его коллег и близких. Завышенная самооценка сопровождается недооценкой реальных обстоятельств деятельности, что приводит его в стрессовое состояние, когда человеку трудно справиться с собой.

Заниженная самооценка сопряжена с переоценкой внешних обстоятельств. Она порождает апатию, неуверенность человека в себе и также отрицательно влияет на человека. Для формирования адекватной самооценки существует множество методик.

Культура самовоспитания проявляется в устойчивой потребности работать над собой и владении оптимальными для личности приемами самовоспитания. Эта потребность реализуется в умении разработать программу самовоспитания (выбрать те качества, совершенствование которых необходимо в первую очередь, сформулировать цели и пути их достижения, определить, по каким реальным признакам можно судить о динамике развиваемого качества).

Объектом самовоспитания человека являются как профессионально необходимые качества, отсутствие которых препятствует профессиональной деятельности, так и желательные, хотя и не необходимые свойства. Выделяют еще свойства, мешающие профессиональной деятельности, а также недопустимые в ней. Возьмем в качестве примера педагогическую деятельность.

Недопустимы в профессиональной педагогической деятельности: жестокость, деспотизм, наличие вредных привычек (алкоголизм, наркотическая зависимость), рукоприкладство, непримиримость, нравственная нечистоплотность.

Мешают плодотворной педагогической деятельности такие качества, как: неуверенность в себе, мстительность, высокомерие, самовлюбленность, рассеянность, несобранность, завистливость, некомпетентность.

Желательные для педагогической деятельности качества: обаяние, артистизм, элегантность, чувство юмора, внешняя привлекательность, современность, приветливость.

Культура самовоспитания предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Приемами самопобуждения являются: самокритика, самоприказ, самообязательство, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включение их в практику повседневной жизнедеятельности, самореализации предполагает упражнения, т.е. многократное повторение тех или иных состояний, действий, ситуаций, которые закрепляются как новые качества личности.

Человек, избравший определенную сферу деятельности, рассчитывает на перспективную карьеру.

Наши рекомендации