Выполни упражнения для губ

Рис. (к упражнениям)

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

* Ребёнок способен выполнять упражнения по подражанию и самостоятельно. Рекомендуется использовать зеркало, при этом ребёнок добивается точности и правильности выполнения упражнений.

Работаем над дыханием

· Сделай глубокий вдох носом и плавно выдохни, не надувая щеки сквозь вытянутые трубочкой губы.

Рис. (губы трубочкой: ребенок дует на морозное стекло)

· «Ныряльщики». Разведи руки в стороны, сделай вдох ртом, а потом присядь, обхватив себя руками, плавно выдохни носом.

Рис. (ныряющие в воду дети)

* Упражнения на дыхание рекомендуется выполнять не более трёх раз.

· Погуди, как гудит пароход. Чтобы гудок был длинным, глубоко вдохни и на выдохе как можно дольше произнеси звук «ы-ы-ы».

Рис. (пароход)

* Ребёнок открывает рот нешироко, не растягивает губы в улыбку, плавно выдыхает и поёт звук «ы».

· Надуй шар.

Рис. (ребёнок, надувающий шар)

* Учим ребёнка делать вдох носом, а выдох ртом. Ребёнку достаточно сделать три-четыре выдоха. Помогите ему надуть шар.

· Накачай шину насосом.

Рис. (велосипед, мальчик накачивает шину)

Улыбнись, произнеси несколько раз с силой звук «Ссс», подражая насосу.

* Последите, чтобы губы ребёнка удерживались в улыбке, зубы были сближены, язык опущен за нижние резцы, воздух холодной струёй выходил по середине языка.

· Покажи, как выходит со свистом воздух из шара: «Ссс».

Рис. (сдувшийся шар)

· Покажи, как поют сердитую песню комары: «Ззз».

* Чтобы ребёнок правильно произносил звуки «с» и «з», обратите внимание на положение его губ, языка, направление и плавность воздушной струи. Звук «з» произносится в отличие от звука «с» звонко.

Подражаем звукам животных

· Кто как кричит. Произнеси на выдохе.

Рис. (гуси, курицы, петух, утки)

Гуси гогочут: «га-га-га»

Курицы кудахчут: «куд-куда, куд-куда»

Петух кричит: «ку-ка-ре-ку»

Утки крякают: «кря-кря-кря»

* На одном выдохе ребёнок произносит предложение из четырёх-пяти слов, голосом выделяя звукоподражание.

· Посмотри и назови героев сказки Л. Толстого «Три медведя»

Рис. (три медведя)

Догадайся, кто так сказал: «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места!»

«Кто ложился в мою постель и смял ее!»

* Взрослый произносит эти фразы низким, средним и высоким голосом. Ребёнок называет, кому принадлежит такой голос: Михаилу Ивановичу, Настасье Петровне или Мишутке.

· Посмотри на картинку и покажи, как дятел стучит, как белка голос подаёт.

Рис. (зимний лес, белка, дятел)

* Объясните ребёнку, как нужно подражать звукам: «д-д-д-д», «ц-ц-ц-ц».

· Начинается вьюга, звери и птицы прячутся. Покажи язычком, как они прячутся.

* Ребёнок с открытым ртом отодвигает язык назад.

· Покажи, как вьюга воет: «у-у-у». Произнеси «у-у-у» то тихо, то громко.

· Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!». Назови звуки по порядку. Какой первый звук в слове «Ау!», какой второй.

· Младенец плачет: «У-А!». Назови звуки по порядку в слове «Уа!».

· Ослик кричит: «И-А!». Назови первый звук. Какой второй звук?

* Ребёнок учится выделять гласные звуки из коротких слов и правильно их произносить.

Развиваем речевой слух.

· Игра «Чуткое ухо». Послушай звуки и хлопни в ладоши, если услышишь звук «а».

М, И, Т, А, Г, А, К, У, О

· Повторяй за взрослым только звук «о».

У, М, Т, О, Г, И, О, А

· Погуди, если услышишь звук «у».

А, Э, У, Ы, У, О, И, А, У

· «Птичий двор». Посмотрите на картинку и вспомните, кто как голос подаёт.

Рис. (курицы, утки, гуси)

Чья песня начинается со звука «к», звука «г».

* Помогите ребёнку вспомнить и подражать голосам домашних птиц.

· Назовите картинки. С какого звука начинаются названия птиц.

Рис. (гусь, голубь, галка)

· Кто это? Какое слово начинается и заканчивается звуком «к»?

Рис. (паук, кузнечик)

· Какие слова похожи по звучанию?

Маска, каска, миска, киска

Рис. (маска, каска, миска, киска)

* Ребёнок учится выделять звук «г» из начала слова, звук «к» - в конце слова, способен устанавливать сходство в звучании слов.

· Добавь звук «к» и закончи слово

бы со

ба - К то - К

бо лу

* Учите ребёнка преобразованию слов, выделению согласных и гласных звуков. Ребёнок способен различать на слух гласные звуки «а», «у», «и», «о», согласные звуки из начала и конца коротких слов.

· Закончи предложение.

И пришла к Айболиту Рис. (лиса)

«Ой, меня укусила Рис. (оса)

И пришёл к Айболиту Барбос Рис. (Барбос)

«Меня курица клюнула в нос» Рис. (распухший нос)

· Какой общий звук слышится в словах: лиса, оса, Барбос, нос?

* Попросите ребёнка, чётко, улыбаясь, произнести звук «с». Учите слышать этот звук в словах и правильно его произносить. Звук «с» произносится так: губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. По середине языка образуется небольшой желобок. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне коренных зубов. Воздушная струя проходит по желобку. Тыльной стороной ладони можно ощутить холодный ветерок.

· Выучи стихотворение «Васенька».

Непоседа Васенька не сидит на месте.

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

· Назови детенышей животных. У кого кто?

У лисы - Рис. (лисята)

У свиньи - Рис. (поросята)

У гусыни - Рис. (гусята)

· Догадайся сам, загадай своим друзьям

Мост — как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед на реке) Рис.

Кто на себе свой дом носит? (Черепаха) Рис.

Конь стальной,

Хвост льняной.

(Иголка с ниткой) Рис.

По тропинке идет,

Лес на спинке несет.

(Ежик) Рис.

Меня спроси,

Как я тружусь, Рис.

Вокруг оси

Своей кружусь.

(Волчок) Рис.

* Учите ребёнка отгадывать загадки, находить сходство между предметами и явлениям, образно мыслить и запоминать. Обратите внимание на правильность произношения звуков «с», «с'».

· Подбери нужное по смыслу слово.

Завязать… Рис.

Застегнуть… Рис.

Забить… Рис.

Завить ... Рис.

Заплести ... Рис.

Запеть ... Рис.

Зашнуровать ... Рис.

Закатать ... Рис.

(Например, завязать галстук)

· Составить со словосочетаниями предложения тебе помогут рисунки.

Наши рекомендации