Выполни упражнения для губ
Рис. (к упражнениям)
«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
* Ребёнок способен выполнять упражнения по подражанию и самостоятельно. Рекомендуется использовать зеркало, при этом ребёнок добивается точности и правильности выполнения упражнений.
Работаем над дыханием
· Сделай глубокий вдох носом и плавно выдохни, не надувая щеки сквозь вытянутые трубочкой губы.
Рис. (губы трубочкой: ребенок дует на морозное стекло)
· «Ныряльщики». Разведи руки в стороны, сделай вдох ртом, а потом присядь, обхватив себя руками, плавно выдохни носом.
Рис. (ныряющие в воду дети)
* Упражнения на дыхание рекомендуется выполнять не более трёх раз.
· Погуди, как гудит пароход. Чтобы гудок был длинным, глубоко вдохни и на выдохе как можно дольше произнеси звук «ы-ы-ы».
Рис. (пароход)
* Ребёнок открывает рот нешироко, не растягивает губы в улыбку, плавно выдыхает и поёт звук «ы».
· Надуй шар.
Рис. (ребёнок, надувающий шар)
* Учим ребёнка делать вдох носом, а выдох ртом. Ребёнку достаточно сделать три-четыре выдоха. Помогите ему надуть шар.
· Накачай шину насосом.
Рис. (велосипед, мальчик накачивает шину)
Улыбнись, произнеси несколько раз с силой звук «Ссс», подражая насосу.
* Последите, чтобы губы ребёнка удерживались в улыбке, зубы были сближены, язык опущен за нижние резцы, воздух холодной струёй выходил по середине языка.
· Покажи, как выходит со свистом воздух из шара: «Ссс».
Рис. (сдувшийся шар)
· Покажи, как поют сердитую песню комары: «Ззз».
* Чтобы ребёнок правильно произносил звуки «с» и «з», обратите внимание на положение его губ, языка, направление и плавность воздушной струи. Звук «з» произносится в отличие от звука «с» звонко.
Подражаем звукам животных
· Кто как кричит. Произнеси на выдохе.
Рис. (гуси, курицы, петух, утки)
Гуси гогочут: «га-га-га»
Курицы кудахчут: «куд-куда, куд-куда»
Петух кричит: «ку-ка-ре-ку»
Утки крякают: «кря-кря-кря»
* На одном выдохе ребёнок произносит предложение из четырёх-пяти слов, голосом выделяя звукоподражание.
· Посмотри и назови героев сказки Л. Толстого «Три медведя»
Рис. (три медведя)
Догадайся, кто так сказал: «Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места!»
«Кто ложился в мою постель и смял ее!»
* Взрослый произносит эти фразы низким, средним и высоким голосом. Ребёнок называет, кому принадлежит такой голос: Михаилу Ивановичу, Настасье Петровне или Мишутке.
· Посмотри на картинку и покажи, как дятел стучит, как белка голос подаёт.
Рис. (зимний лес, белка, дятел)
* Объясните ребёнку, как нужно подражать звукам: «д-д-д-д», «ц-ц-ц-ц».
· Начинается вьюга, звери и птицы прячутся. Покажи язычком, как они прячутся.
* Ребёнок с открытым ртом отодвигает язык назад.
· Покажи, как вьюга воет: «у-у-у». Произнеси «у-у-у» то тихо, то громко.
· Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!». Назови звуки по порядку. Какой первый звук в слове «Ау!», какой второй.
· Младенец плачет: «У-А!». Назови звуки по порядку в слове «Уа!».
· Ослик кричит: «И-А!». Назови первый звук. Какой второй звук?
* Ребёнок учится выделять гласные звуки из коротких слов и правильно их произносить.
Развиваем речевой слух.
· Игра «Чуткое ухо». Послушай звуки и хлопни в ладоши, если услышишь звук «а».
М, И, Т, А, Г, А, К, У, О
· Повторяй за взрослым только звук «о».
У, М, Т, О, Г, И, О, А
· Погуди, если услышишь звук «у».
А, Э, У, Ы, У, О, И, А, У
· «Птичий двор». Посмотрите на картинку и вспомните, кто как голос подаёт.
Рис. (курицы, утки, гуси)
Чья песня начинается со звука «к», звука «г».
* Помогите ребёнку вспомнить и подражать голосам домашних птиц.
· Назовите картинки. С какого звука начинаются названия птиц.
Рис. (гусь, голубь, галка)
· Кто это? Какое слово начинается и заканчивается звуком «к»?
Рис. (паук, кузнечик)
· Какие слова похожи по звучанию?
Маска, каска, миска, киска
Рис. (маска, каска, миска, киска)
* Ребёнок учится выделять звук «г» из начала слова, звук «к» - в конце слова, способен устанавливать сходство в звучании слов.
· Добавь звук «к» и закончи слово
бы со
ба - К то - К
бо лу
* Учите ребёнка преобразованию слов, выделению согласных и гласных звуков. Ребёнок способен различать на слух гласные звуки «а», «у», «и», «о», согласные звуки из начала и конца коротких слов.
· Закончи предложение.
И пришла к Айболиту Рис. (лиса)
«Ой, меня укусила Рис. (оса)
И пришёл к Айболиту Барбос Рис. (Барбос)
«Меня курица клюнула в нос» Рис. (распухший нос)
· Какой общий звук слышится в словах: лиса, оса, Барбос, нос?
* Попросите ребёнка, чётко, улыбаясь, произнести звук «с». Учите слышать этот звук в словах и правильно его произносить. Звук «с» произносится так: губы улыбаются, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы. По середине языка образуется небольшой желобок. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне коренных зубов. Воздушная струя проходит по желобку. Тыльной стороной ладони можно ощутить холодный ветерок.
· Выучи стихотворение «Васенька».
Непоседа Васенька не сидит на месте.
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки.
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
· Назови детенышей животных. У кого кто?
У лисы - Рис. (лисята)
У свиньи - Рис. (поросята)
У гусыни - Рис. (гусята)
· Догадайся сам, загадай своим друзьям
Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лед на реке) Рис.
Кто на себе свой дом носит? (Черепаха) Рис.
Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка с ниткой) Рис.
По тропинке идет,
Лес на спинке несет.
(Ежик) Рис.
Меня спроси,
Как я тружусь, Рис.
Вокруг оси
Своей кружусь.
(Волчок) Рис.
* Учите ребёнка отгадывать загадки, находить сходство между предметами и явлениям, образно мыслить и запоминать. Обратите внимание на правильность произношения звуков «с», «с'».
· Подбери нужное по смыслу слово.
Завязать… Рис.
Застегнуть… Рис.
Забить… Рис.
Завить ... Рис.
Заплести ... Рис.
Запеть ... Рис.
Зашнуровать ... Рис.
Закатать ... Рис.
(Например, завязать галстук)
· Составить со словосочетаниями предложения тебе помогут рисунки.