Тема 9. Сущность процесса воспитания
Воспитание в педагогическом процессе. Характеристика процесса воспитания. Основные задачи и виды воспитания. Воспитание в широком и узком смысле. Категории воспитания, воспитательного процесса. Роль педагога в воспитательном процессе. Эффективность воспитания.
Принципы воспитания и их специфика. Требования, предъявляемые к принципам. Отсутствие универсальности и неизменности принципов. Личностная обусловленность реализации принципов воспитания мастерством воспитателя. Определение категории метода, приема и средства воспитания, их отличие между собой. Классификация методов воспитание разными авторами: методы сознания, организации деятельности, стимулирования; методы убеждения, упражнения, оценки и самооценки. Характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Средства воспитания и их система. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Определение категорий организационных форм воспитания. Мероприятие как организационная форма воздействия коллектива на ученика и как целенаправленное воздействие учителя на учащихся. Классификация форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.) Выбор форм воспитания. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Эффективность применения форм воспитания. Методы самовоспитания и самообразования.
Особенности организации воспитательной работы в системе МЧС России. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.
Семинарское занятие.Принципы, средства и методы воспитания. Сущность воспитания в коллективе и через коллектив. Особенности организации воспитательной работы в подразделениях и частях МЧС.
Практическое занятие.Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию воспитательной работы в подразделениях МЧС. Изучение методов организации индивидуально - воспитательной работы. Разработка плана воспитательной работы в подразделениях ГПС МЧС.
Самостоятельная работа. Выбор методов воспитания. Условия эффективности их применения. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.
Рекомендуемая литература:
основная: [1, 2, 3, 4, 5];
дополнительная: [1, 3, 5, 6, 7].
4.4 РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ
РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» | ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ |
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ | |
Тема 1. Психология как наука | Философия Профессиональная этика и служебный этикет Социология Деловое общение |
Тема 2. Психика, поведение и деятельность. | Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент |
Тема 3 Познавательные психические процессы. | Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент |
Тема 4. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния. | Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент |
Тема 5. Психология личности. | Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент |
Тема 6. Общение и межличностные отношения | Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления |
РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИКА | |
Тема 7. Педагогика как наука | Философия Профессиональная этика и служебный этикет Социология Политология Деловое общение |
Тема 8. Сущность педагогического процесса | Философия Профессиональная этика и служебный этикет Социология Политология Деловое общение |