Характеристика программы по ФВ для среднеобразовательной школы
Программа— это документ планирования учебной работы, в котором содержится полный перечень теоретических тем, двигательных умений и навыков, а также физических качеств, которые предстоит осваивать и совершенствовать в течение всего курса обучения. Например, для общеобразовательной школы в программе расписано, чем заниматься в каждом классе в течение учебного года. При этом указаны ориентировочные объемы в часах на легкую атлетику, игры, гимнастику, лыжи, плавание и теоретический раздел. Приведены учебные нормативы по всем указанным видам физической культуры.
Кроме уроков физической культуры, в программе приводится содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассные формы занятий, общешкольные физкультурно-спортивные массовые мероприятия.
Обычно все учебные программы имеют следующую типовую структуру:
1-я часть — пояснительная записка, в которой раскрываются общие задачи, формы занятий, организация и планирование учебного процесса.
2-я часть — учебный материал, состоящий из трех разделов:
— основы знаний, где приведен перечень основных теоретических тем для изучения;
— практический материал, в котором дается описание всех физических упражнений, подлежащих освоению, и приводятся упражнения для совершенствования физических качеств по каждому году обучения;
— зачетные нормы и требования по каждому практическому разделу (легкая атлетика, гимнастика и т.д.).
3-я часть — приложение, в нем приводится список рекомендуемой литературы, образы планов, протоколов, заявок.
Планирование в ФВ, виды планирования.
Планирование ФВ – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целей, задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса.
Виды планирования:
1. Перспективное – планирование на длительный срок.
2. Текущее – охватывает этапы работы (планирование на четверть).
3. Оперативное - осуществляется на ближайшее время (план конспект урока).
Требования к планированию:
1) целевая направленность пед процесса – определение конечной цели:
- цель должна быть реальной
- основой для разработки целевых установок явл программно-нормативные положения
- цель конкретизируется постановкой пед задач с определением последовательностей и сроком их реализации.
2) всесторонность планирования задач пед процесса (оздор, образ, воспит)
3) учет закономерностей ФВ
4) конкретность планирования (строгое соответствие намеченным задачам и методам)
Основными документами планирования явл:
= уч план
= уч программа
= план-график учебного материала
= рабочий (тематический) план
= расписание занятий
= планы-конспекты занятий.
Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
Он составляется преподаваем, как правило, для каждой учебной четверти на одну параллель классов (учебных групп) на основе учебной программы и годового плана-графика. В нем определяется поурочное распределение программного материала на одну четверть. Этот документ предусматривает последовательность решения поурочных педагогических задач (их формулировки, средства, объем времени и др.).
Таким образом, план должен содержать:
1. Перечень теоретических тем и основных групп упражнений, подлежащих освоению. К примеру, по гимнастике к таковым можно отнести строевые упражнения, ОРУ, висы, упоры, лазания, равновесия, акробатика и опорные прыжки.
2. По каждому виду упражнений ставятся общие задачи на четверть. К примеру, овладеть техникой лазания по канату в три приема, техникой опорного прыжка «ноги врозь» и т.д.
3. Учебный материал по отдельным видам упражнений распределяется по конкретным урокам таким образом, чтобы наполнить необходимым содержанием каждый урок. Руководствуются при этом, во-первых, необходимостью изучения всех групп упражнений, во-вторых, требованиями, вытекающими из общих и методических принципов. Например, нельзя допустить, чтобы на каком-то уроке не выдерживались требования принципов всестороннего развития личности или доступности и др.
4. По каждому упражнению на всех уроках определяется конкретная задача в зависимости от этапа обучения, время и ее решение, а также сроки сдачи зачетных норм и требования .
Таким образом, в плане фиксируется организационно-методическая последовательность прохождения всех групп упражнений и одновременно рационально комплектуется содержание каждого конкретного урока.
Методика составления годового плана-графика распределения учебного материала по ФВ.
В сфере физического воспитания существуют три документа планирования, которые разрабатываются преподавателем: план-график, рабочий план и план-конспект урока. План-график разрабатывается отдельно для каждой параллели классов (или учебных групп) на один учебный год. В нём все разделы программы распределяются по учебным четвертям в соответствии с планируемым объёмом часов на каждый раздел (вид).
Для составления плана-графика необходимо иметь следующие материалы:
— иметь в наличии два документа: учебный план и учебную программу;
— знать общий режим работы учебного заведения, для которого разрабатывается план-график, а также его материально-техническую, кадровую и финансовую обеспеченность;
— владеть информацией о климатогеографических особенностях своего региона и контингенте занимающихся (здоровье, подготовленность и т.д.).
В связи с тем, что план-график разрабатывается преподавателем, отметим его основные операции в прикладном аспекте.
1. На листе миллиметровой бумаги составляется так называемая «сетка часов», имеющая следующие графы: номера по порядку, разделы программы, количество часов и номер уроков по неделям и четвертям учебного года.
2. Из учебной программы в соответствующую графу выписываются все разделы, которые необходимо изучать в течение года .
3. С учетом рекомендуемого учебной программой объема, а также климатогеографических особенностей своего региона и обеспеченности физкультурной базой определяется для каждого раздела объем занятий в часах.
4. Далее определяется очередность прохождения каждого раздела в течение года. Практически при этом учебный материал распределяется по неделям и номерам уроков. К примеру, легкая атлетика планируется с 1-го по 18-й урок, что соответствует первой четверти. Далее после недельных каникул 14 уроков отводится разделу гимнастики. После новогодних каникул — 14 уроков посвящаются лыжной подготовке (3-я четверть). Оставшиеся 22 урока последней четверти могут планироваться на разделы плавания, игр или легкой атлетики в зависимости от установок вышестоящих образовательных органов, сложившихся традиций и т.д.
5. После распределения программного материала по четвертям (или семестрам) определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольные соревнования по каждому разделу программы.
6. В заключение указываются места занятий по каждому разделу (зал, стадион, лыжная база и т.д.).