Факторы оздоравливающего эффекта изотона
1. Изотоническая тренировка создает в организме состояние так называемого «управляемого стресса», что вместе с целенаправленным воздействием на мышечную систему и связочный аппарат, эффективным способом увеличивают функциональные возможности (производительность) клеточных структур, от которых прямо зависит уровень и «ощущение здоровья». К ним относятся:
– различные отделы гормональной системы, от которых зависят устойчивость и адаптационные возможности организма к любому воздействию (физическому, тепловому, гипоксическому, токсическому, психоэмоциональному), а также физическая, эмоциональная, сексуальная активность;
– костный мозг и органы иммунной системы;
– сократительные элементы мышц (их сила), окислительные возможности мышц; структуры, обслуживающие мышечное сокращение: микрососудистое русло, запасы энергетических субстратов и т.д. Все это в равной степени относится к мышцам малого таза, дыхательным и сердечной мышцам;
– кости и суставы (прежде всего, позвоночник) и обслуживающие их связочно-сухожильный и мышечный аппараты.
2. Подбор упражнений в изотоне, вся система движений и поз обеспечивают последовательную проработку всех основных мышечных групп, фасций, связок, сухожилий и могут рассматриваться как «мягкое», наиболее физиологичное механическое и рефлекторное воздействие на внутренние органы и на главные нервные центры, рефлекторно связанные с ними. Нейрогенная активизация этих органов, совместно с созданием в организме «анаболического гормонального фона», ускоряет в них регенеративные процессы. Таким образом, изотоническая тренировка может рассматриваться как «сеанс рефлексотерапии» по нормализации работы центральной и периферической нервной и сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, половых органов, гормональных желез, отвечающих за обмен веществ, а также иммунной системы в целом.
3. Создание в организме локальных гипоксических участков и доведение работающих мышц до утомления способствует выделению в кровь кислых продуктов обмена и повышению концентрации углекислого газа. Это является средством регуляции реакций периферической сосудистой системы, улучшения микроциркуляции крови.
4. Нормализующее воздействие на обменные процессы, с одной стороны, и максимально возможная степень стимулирования механизмов, мобилизующих жировые депо в процессе тренировки – с другой, позволяют реально изменять количество жировых запасов в теле. А высокий анаболический потенциал изотонической тренировки совместно с целенаправленной регуляцией питания или использование «катаболических» приемов локального воздействия (например, растягивание утомленных мышц) позволяют изменять объем избранных мышц (увеличивать или уменьшать). Это приближает изотон к бодибилдингу по эффективности формирования фигуры занимающегося.
Перечисленные моменты позволяют характеризовать изотоническую тренировку как программу спортивной тренировки, лечебной физкультуры, корригирующей гимнастики, массажа и рефлексотерапии вместе взятых. В изотоне используются наиболее естественные средства воздействия, а само воздействие осуществляется всесторонне. Это в значительной степени ликвидирует угрозу создания в организме различного рода дисбалансов и нарушений, которые могут возникнуть при локальном воздействии любых других средств (особенно фармакологических).
Практика изогона
Перечисленные выше эффекты воздействия изотона обеспечиваются, главным образом, физической тренировкой, центральной частью которой является так называемая «изотоническая тренировка», строящаяся в соответствии со следующими правилами:
1. Управления носят локальный характер, т.е. одновременно в работу вовлечена относительно небольшая масса мышц. Чем ниже подготовленность, тем меньшее количество мышц должно быть задействовано в каждом управлении.
2. Напряжение мышц в пределах 30-60 % от максимального должно соблюдаться во всех упражнениях. Режим сокращения мышц – изотонический, статодинамический или статический (последний – иногда), т.е. без расслабления мышц. Это достигается медленным темпом движений, их плавностью, но постоянным поддерживанием напряжения мышц. Например, такое упражнение: исходное положение – стоя, ноги немного шире плеч, носки максимально разведены, руки вытянуты вверх и переплетены между собой, лопатки сведены, спина прямая, таз выведен вперед, ягодицы напряжены. Не снимая напряжения мышц, медленно присесть, максимально разводя колени, медленно привстать, полностью не разгибая ног. Продолжить перечисленные действия до сильного утомления мышц бедер.
3. Упражнения выполняются «до отказа», т.е. невозможности продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление (такое состояние – основной фактор создания стресса). Этот момент должен наступать строго в диапазоне 40-70 секунд после начала упражнения. Если утомление не наступило – техника упражнения неверна (вероятно наличие фазы расслабления мышц). Если отказ произошел раньше – степень напряжения мышц – выше 60 % от максимального (см. п. 2).
4. Воздействию последовательно подвергаются все основные мышечные группы.
5. Упражнения в каждой серии (8-25 минут) выполняются, как правило, методом «нон-стоп», т.е. без пауз для отдыха. Отдых между сериями заполняется стретчингом. Длительность тренировки 15-75 минут.
6. В большинстве случаев рекомендуется использовать своеобразную изотоновскую суперсерию, применяемую в двух вариантах: 1) чередование двух-трех подходов на две мышечные группы; 2) меняя исходное положение или сами упражнения, повторно нагружать те же мышечные группы для более полной их проработки.
7. Во время выполнения упражнений внимание в максимальной степени сконцентрировано на работающей мышечной группе.
8. Дыхание во время выполнения всего комплекса производится строго через нос, глубоко, с максимальным использованием мышц диафрагмы (дыхание животом).
9. Растягивание мышц в форме стретчинга, как правило, выполняется до проработки мышц (для разогревания и повышения их эластичности, увеличения подвижности в суставах). Если же ставится задача снижения массы жира и мышц за счет увеличения интенсивности и длительности болевых ощущений, то стретчинг применяется после проработки данной группы мышц. Однако следует учитывать, что этот вариант – способ создания «катаболического эффекта», поэтому чрезмерно увлекаться им во время изотонической тренировки не рекомендуется, чтобы не травмировать мышцы.
10. На занятии следует создать следующий настрой: а) внимание сосредоточивается на своих ощущениях и правильном выполнении упражнения; б) жизненные проблемы и «суета» оставляют «за дверью зала»; в) при усталости – продолжать упражнение «через силу», терпеть, сколько можно; г) только утомление мышц дает оздоровительный эффект, «утомление мышц – это радость»; д) после тренировки необходимо «почувствовать» состояние комфорта, умиротворенности, расслабленности и поддерживать это ощущение весь оставшийся день.
11. Аэробная тренировка – рекомендуемая, но не обязательная часть системы. Оптимальная нагрузка предполагает применение двух аэробных тренировок в неделю по 30-50 мин на уровне порога комфортности (ЧСС – 110-150 уд/мин). Изотоническая тренировка применяется в отдельные дни от аэробной или в тот же день, но после нее.
12. Применение физической тренировки в изотоне подразумевает обязательное сочетание со специально организованным питанием.
Оптимальная недельная программа тренировки, обеспечивающая достижение хорошего физического состояния, может выглядеть так:
– большой (основной) тренировочный комплекс (изотоническая тренировка (45-75 минут) – 2 раза в неделю. После основного комплекса можно выполнить несколько подходов на наиболее интересующие мышечные группы. Никакая другая нагрузка в этот день не применяется;
– аэробная тренировка: 2-3 раза в неделю по 30-45 мин;
– профилактические (короткие, по 10-15 мин) комплексы утром, днем на работе или вечером - через день.
Если выполнение больших комплексов невозможно, допускается 3 раза в неделю проводить тренировку, используя две на выбор из трех условных частей комплекса, чередуя их. В этом случае комплекс также должен выполняться без пауз, общая продолжительность – 30-35 минут.
II.7. Водная гимнастика
Вода – среда, при разумном использовании которой достигается хороший оздоровительный эффект. Не случайно поэтому исстари люди используют различные водные процедуры, оформляя их в оздоровительное плавание, «моржевание», различные подвижные игры. Получили распространение и стали модными так называемые «аэробические» виды занятий: «аквааэробика», «акваданс», «акваформинг», «аквамоушн» и др.
Все эти формы занятий с иностранными названиями (и пришедшие из-за рубежа) очень привлекают к себе, поскольку оказывают весьма широкое воздействие и могут применяться с разными целями. Например, с «чисто» оздоровительными – для закаливания, улучшения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, повышения общего жизненного тонуса, совершенствования физических качеств силы, выносливости, гибкости; психической уравновешенности и др. При определенных условиях использование водных процедур совершенствует обмен веществ, приводит к нормализации веса тела (целенаправленному увеличению его или, напротив, уменьшению).
Всё это вместе взятое хорошо обеспечивает высокую мотивированность желания заниматься оздоровительными водными видами упражнений.
В то же время, как средство физического воспитания эти виды требуют научно-методического обеспечения: установления методических принципов и правил, выделения особенностей как организации занятий, так и условий применения различных упражнений, определения степени их воздействия на организм занимающихся разных возрастов и подготовленности, индивидуального реагирования их на предлагаемую нагрузку, оценки срочного и отставленного эффектов занятий, поиск их совершенных форм и т. д.
Поэтому в последнее время проведено большое количество специальных научных исследований, которые в целом подтвердили на высоком уровне доказательство эффективности применения физических упражнений в воде с целью оздоровления лиц разного возраста, пола и подготовленности.
Например, показано, что за три месяца, при определенных режимах занятий, у женщин зрелого возраста масса тела может уменьшиться на 3-3,6 % при одновременном снижении % жирового компонента в пределах 15,6-18,6 % и увеличении мышечного компонента массы тела на 3,3-4,3 %; весьма существенно меняются обхватные размеры частей тела – женщины становятся стройнее; одновременно увеличиваются показатели силы и силовой выносливости различных групп мышц, жизненная емкость легких; физическая работоспособность возрастает на 12-16 %.
Весьма впечатляют показатели изменения гибкости: у женщин 36-55 лет гибкость позвоночного столба улучшилась до 1,3 раза, тазобедренных и плечевых суставов – соответственно до 18 и 7,5 % (И.А. Васильева, М.Г. Шибалкина, 1997 г.).
При этом самооценка психоэмоционального состояния занимающихся свидетельствует о значительно возросших показателях физического самочувствия, настроения, удовлетворенности прошедшим днем в целом и желанием тренироваться.
Интересно, что сравнение результатов занятий водной аэробикой и ритмической гимнастикой свидетельствует в пользу преимущества первой. Вероятным объяснением такого эффекта может быть значительное разгрузочное влияние на организм именно водной среды.
Весьма важным положительным признаком занятий водными упражнениями является их доступность людям с совершенно разными психофизическими состояниями:
умеющим и не умеющим плавать, боящимся водной среды и испытывающим от нее эйфорию, с любым уровнем физического развития и подготовленности, а также (что очень важно!) а противопоказаниями и ограничениями к занятиям на суше (варикозное расширение вен, гипертония, опущения органов и т.п.). В общем и целом результаты специальных исследований дали подтверждение тех качественных воздействий, которые отмечены выше.
Не претендуя на построение строгой классификации, упражнения водной гимнастики можно различать и группировать по следующим признакам: адресации, целевому назначению, функциональному воздействию, видовым особенностям, характеру, степени значимости. Хотя перечисленными признаками правомерно характеризовать вообще любые упражнения, привязывание их к специальным условиям водной среды позволяет сформировать достаточно полное представление о водной гимнастике.
Адресация упражнений определяется особенностями контингента занимающихся. Эти особенности условно подразделяются на три группы: функционально-нормологические (иначе – состояние здоровья), возрастные, квалификационные.
Состояние здоровья (первая группа) изначально определяет возможность заниматься водной гимнастикой, ее целевую направленность и содержание. Например, при варикозном расширении вен, в зависимости от этапа занятий, упражнения подбираются релаксирующего характера для ног, но в то же время нагружаются мышцы туловища и рук, нагрузка по характеру – динамическая (статику целесообразно исключить совсем), способствующая улучшению кровообращения. Однако постепенно в упражнения вовлекаются обязательно и ноги, причем с самым вариативным характером и степенью нагрузки. При остеохондрозе грудного отдела позвоночника на первом, довольно продолжительном этапе, нагружают дистальные звенья – руки и ноги, одновременно обеспечивая взвешенность туловища и допуская небольшие вытяжения, но со временем необходимо мышцы туловища также нагружать, подбирая для этого комфортные позы и условия выполнения упражнений.
В занятиях с детьми локальные упражнения должны быть небольшой продолжительности и с меньшим числом повторений, но с более частой сменой, а с занимающимися старших возрастов целесообразнее использовать в большей мере более продолжительные нагрузки локального характера, необязательна частая смена упражнений, но требуется более строгий контроль (самоконтроль и внешний) за общим состоянием. Занятия со взрослыми достаточно комфортны при температуре воды 28-24° (по Цельсию), а с детьми – не ниже 28°.
Вообще, вторая группа особенностей имеет большее значение для занятий с лицами, имеющими отклонения в функциональном состоянии, недостаточно физически развитыми, не имеющими большого двигательного опыта или плохо физически подготовленными. В большей мере адресация упражнений зависит от первой и третьей групп особенностей.
Третья группа выделяет неподготовленных, слабоподготовленных и подготовленных занимающихся. В зависимости от этих особенностей (чаще всего они согласуются с состоянием здоровья) подбираются сами упражнения, определяются их нагрузочность, режим применения, согласование с отдыхом и его содержанием, способ выполнения (дискретный или поточный) и др.
Целевое назначение в целом определяется причиной, по которой занимающийся обратился к упражнениям водной гимнастики. Это может быть необходимость общеукрепляющего и закаливающего воздействия, реабилитация после травм или заболевания (перелома или гипертонического криза) и связанной с ними ограниченной локальной или общей подвижностью; желание развить физические качества или укрепить дыхательную систему и усовершенствовать дыхательные навыки; просто расслабиться, отдохнуть.
В зависимости от этого в отдельности и в целом выбираются виды упражнений, способы воздействия, их содержание и формы применения. Например, для развития силы потребуется использовать достаточно трудные «турбулентные» упражнения с лопастями, а для эмоционального отдыха – подвижные игры и поплавковые упражнения, типа лежания на воде.
Функциональное воздействие предполагает преимущественную направленность упражнений на активизацию той или иной функциональной системы. Можно, выполняя неинтенсивные дыхательные упражнения в малом количестве, особо не нагружать сердечно-сосудистую систему и задействовать лишь связанные с дыханием мышцы туловища – но только до определенного момента. Потому что лишь «неактивные» дыхательные упражнения не могут привести к существенному улучшению состояния дыхательной системы, формированию навыков управлять дыханием; не способствуют укреплению здоровья в целом. Они должны быть активными, а значит, осуществляя нагрузку через работу мышц, в большей степени воздействуют и на сердечно-сосудистую систему. (Вот пример взаимосвязи трех функциональных систем).
Тем не менее, степень воздействия на функциональные системы различных упражнений может быть разной. Поэтому подбор их по данному признаку – функциональному воздействию - важен как в принципиальном отношении, так и в прикладно-методическом. Поэтому упражнения для трех, наиболее задействуемых в водной гимнастике систем – дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной – имеют свои особенности.
Дыхательные упражнения выполняются в нескольких вариантах:
– свободно, с равномерным чередованием естественных (по напряженности и продолжительности) вдохов и выдохов;
– с удлинением вдоха при сохранении свободности и естественно-необходимой продолжительности выдоха (соотношение длительности 4:2 или 4:3 секунды);
– с увеличением продолжительности выдоха без повышения его напряженности и неизменности вдоха (соотношение длительности 4(6):2(3) сек;
– с увеличением продолжительности как вдоха, так и выдоха (6:6, 8:8 сек);
– с неравномерным увеличением продолжительности вдохов и выдохов (4:8, 6:8 сек);
– с прерывистым (на вдохе или выдохе) дыханием, выполняемым на 3, 4, 6, 8 сек;
– с задержкой дыхания на 2-8 сек на выдохе или вдохе:
а) когда после задержки на вдохе (выдохе) выполняется свободный или акцентированный выдох (вдох);
б) когда после задержки дыхания на вдохе (выдохе) продолжается свободный или акцентированный вдох (выдох).
При этом в дыхательном упражнении достаточно определенно следует регламентировать не только продолжительность каждой части упражнения, но и условия выполнения их: сколько в воду, сколько в воздух, и их соотношения. Например, опустив лицо в воду, выдох за 4 сек + подняв лицо из воды, «довыдох» за 2 сек или (для более подготовленных) – наоборот: за 4 сек выдох в воздух + опустив лицо в воду «довыдох» за 2 сек; или (для хорошо подготовленных): опустив лицо в воду, выдох за 4 сек + задержка на 2 сек + «довыдох» за 2 сек в воду.
Упражнения для сердечно-сосудистой системы, как правило, выполняются серийно или (реже) поточно. Но интенсивность их не должна превышать среднюю (у подготовленных лиц среднего возраста пульс 120 уд/мин). Между сериями продолжительностью 15-30 сек должен быть достаточный для относительного восстановления отдых в расслабленной позе (20-25 сек), несколько свободных или акцентированных на выдохе дыхательных движений или свободное плавание в течение 25-30 сек. Количество повторений и общий объем определяются исключительно в соответствии с индивидуальной переносимостью нагрузки и соответствием рамкам нормального восстановления: после отдыха ЧСС должна восстановиться до 80-70 % от максимальной в нагрузке.
Упражнения для укрепления мышц в целом связаны не столько с увеличением уровня силы, сколько с улучшением выносливости, хотя это достигается упражнениями с сопротивлениями. Наиболее целесообразны для этого серии упражнений, состоящие из 12-16 движений. В качестве сопротивлений используется сама водная среда или дополнительно применяются резиновые, деревянные, пенопластовые «лопатки» и «лопасти» или резиновые жгуты (бинты), прикрепленные одним концом к ногам или рукам, а другим – к неподвижной опоре. В первом случае выполняются по возможности протяженные движения с возвращением в исходное положение, или вращательные – создающие турбулентные завихрения в одну сторону или со сменой направления. Во втором случае – с дополнительными сопротивлениями – движения целесообразно выполнять акцентированно резко на преодоление сопротивления, постараться сделать движение «длинно», но не ориентироваться на какой-либо темп.
Вторая разновидность таких движений, в большей мере направленная на развитие выносливости, выполняется с большим количеством повторений – подряд до 30 – и, по возможности, переключением на работу другой группы мышц.
Такие упражнения могут быть рекомендованы достаточно хорошо подготовленным занимающимся. Однако в целом за счет возможности варьировать степень нагрузочности в пороком диапазоне изменением объема и интенсивности в каждом подходе, в серии и потоке и в целом комплексе – вся эта группа упражнений для укрепления мышц и совершенствования физических качеств оказывается доступной самым разным контингентам занимающихся.
Вид упражнения – весьма важный признак средств водной гимнастики. По сути, в нем отражается и обусловленность упражнения физическим развитием и двигательной подготовленностью, состоянием здоровья и целенаправленностью воздействия.
Вне зависимости от умения плавать, занимающемуся нужно обеспечить гравитационную разгрузку. А это можно сделать, только применяя облегченные и «невесомые» позы и положения. Одновременно облегченность и невесомость поз и положений (как вариант) необходимо сочетать с затруднением двигательной деятельности – как фактором стимулирующим совершенствование. Но это возможно только при том условии, что упражнения остаются доступными для занимающихся.
Таким образом, при анализе возможных факторов и вариантов их использования выделяются четыре основных вида упражнений в воде: «придонные», «поплавковые», плавательные и ныряние.
«Придонное» упражнение – естественно, название весьма условное. Но оно характеризует такое состояние занимающегося, когда он погружен в воду с опорой какой-либо частью тела о дно и совершает определенные действия, например, ходьбу с высоким подниманием бедра, приседания и вставания на одной или двух ногах и т.п.
Таким образом, во-первых достигается некоторая взвешенность тела (при достаточной погруженности в воду), во-вторых, обеспечивается возможность самых разнообразных по функциональному воздействию упражнений, в-третьих, облегчается дозирование нагрузки и контроль за ее действием, в-четвертых – появляется больше возможностей для сочетания упражнений в сериях и потоке, в-пятых, обеспечивается безопасность (а это весьма важно в занятиях с неумеющими плавать и плохо подготовленными).
Такие упражнения следует отличать от тех, которые выполняются в разных условиях опоры (о чем – ниже).
«Поплавковые упражнения», отражая смысловое содержание, заключаются, прежде всего, в принятии и сохранении взвешенного в воде состояния и в дополнение могут сочетаться с выполнением функциональных воздействий специальной направленности.
Например, удержание в течение определенного времени (от 5 сек до минуты и больше) положения лежа на спине или лежа на груди с вынужденной задержкой дыхания в связи с тем, что лицо опущено в воду; или вертикального положения, не касаясь дна, руки в стороны; или дозированное по времени сохранение положения «в группировке» под водой и после всплытия из приседа под водой; последовательное изменение прямых и «группированных» положений на плаву, а также определенных поз за счет смены положения рук и ног (например, в положении лежа на спине движения руками в стороны, вверх; ногами – врозь, вместе – с удержанием каждой позы 10 сек).
Поплавковые упражнения заключаются в перемещениях по водной поверхности. Здесь имеются в виду не спортивные способы плавания, а именно перемещения: скольжение на груди, на спине, на боку (после отталкивания ногами) с выполнением задержки или заданного ритма дыхания; плавание с дистанционным изменением положения (3 м на груди + 3 м на спине и т.д.) или с переворачиванием (на груди + на боку + на спине... или на груди + на спине + на груди + на спине...) и тому подобные упражнения. Они становятся доступными, как только занимающийся научился держаться на плаву и преодолел неуверенность (и даже страх). Вместе с тем, эти упражнения сами по себе являются средством решения таких задач. Главное – соотносить их с возможностями занимающихся. В этом помогает использование различных условий выполнения (о чем – ниже).
Ныряние – это смена поверхностного и подводного положений. Упражнения в нырянии весьма эффективны для совершенствования дыхательной системы, навыков управления дыханием, двигательных способностей и пространственно-временной ориентировки; воспитывают смелость и удовлетворяют потребность к самовыражению, самосознание своей подготовленности к экстремальным ситуациям.
Координационная сложность, физическая трудность и психическая напряженность упражнений в нырянии – весьма разнообразны. Поэтому довольно просто подобрать их для занимающихся с разным уровнем готовности к нырянию. Например, простейший вариант: стоя на дне бассейна и хватом за бортик, приседание под воду (с задержкой дыхания или выдохом, с открытыми или закрытыми глазами, с дополнительными движениями: с доставанием какого-либо предмета и т.п.); или сложные варианты – для хорошо подготовленных занимающихся: опускание на дно в положение приседа или лежа и собирание определенных (а не любых) предметов; или ходьба (плавание) под водой с огибанием буйков и т.д.
Характер упражнений также во многом определяет результативность занятий водной гимнастикой. В зависимости от состояния здоровья и конкретных задач (подготовленность здесь отходит на второй план, определяя лишь сложность и нагрузочность) вовсе не безразлично, из чего состоят упражнения: статических напряжений во взвешенном положении или динамичных движений, стоя на дне; дозированных задержек или непрерывного свободного дыхания, например, в положении лежа на спине; действий поворотного или вращательного характера с закрытыми или открытыми глазами.
Поэтому, основываясь на особенностях мышечной работы, как и в «наземной» гимнастике, по характеру упражнения целесообразно подразделять на статические, динамические, смешанные (включающие несколько переключений с режима на режим), комплексные (состоящие из ряда смешанных упражнений) и комплексно-комбинированных (с дозированным соотношением различных по характеру упражнений в едином комплексе).
Весьма важно, что характер упражнений во многом определяет дозировку их; статические – непродолжительны, с малым числом повторений (по 3-6 сек 3-4 раза с перерывом 10-20 сек); динамические, напротив: выполняются с большим количеством повторений в одной серии, требуют более длительного отдыха между ними и меньшего количества серийных подходов (соответственно: 20-30 раз – до 1,5 мин – 2-3 серии). В связи с этим в динамических упражнениях паузы нужно заполнять выполнением специальных отвлекающих заданий или ненапряженных дыхательных движений.
Условия выполнения упражнений могут облегчать или затруднять действия и поэтому умелое использование этого фактора является одним из важных методических приемов и существенно влияет на результативность одного упражнения, а также определяет положительный характер изменений и успешность занятия в целом.
Важно подчеркнуть, что от условий, в которых выполняются упражнения, зависит как физическая трудность, так и психическая напряженность выполнения – в целом определяющих индивидуальную нагрузочность упражнений. Общие представления об условиях выполнения упражнений могут быть представлены схемой 5.
Если рассматривать только объективные условия выполнения упражнений (без учета психофизической субъективной трудности, на которую в конце концов и влияют эти условия), то практически облегчение или затруднение зависит от того: с опорой или без опоры выполняются двигательные задания. При этом наличие опоры в подавляющем большинстве случаев и в главном обеспечивает более легкое выполнение, а отсутствие опоры – затруднение.
Имеется, практически, лишь два случая, когда это правило нарушается:
– когда для облегчения удержания на воде используется пенопластовая доска, но это же удержание или плавание с такой доской одновременно затрудняются, если доску расположить вертикально и таким образом уменьшить ее плавучести увеличить лобовое сопротивление;
– когда облегчение или затруднение становятся чисто психологическими в связи с восприятием большего или меньшего риска и поэтому «облегчение» или «затруднение» выполнения упражнения определяется восприятием достаточной близости (на всякий случай) опоры или страховочного средства и их надежности.
В целом использование неподвижной опоры всегда облегчает выполнение упражнения в большей мере, чем подвижной. Однако степень облегчения зависит от того, насколько надежна опора: упражнение выполняется в привычной стойке на ногах или хватом за опору или лишь касанием ее; насколько велика вероятность потерять опору из-за ее неудобства (округлости, резкости контактных кромок и т.п.); какова локализация опоры (т.е. чем она осуществляется: руками или ногами, туловищем), какова пространственная ориентированность занимающегося на опоре (лицом к ней или спиной, удерживая опору в поле зрения или «не глядя»); насколько в целом условия выполнения упражнения согласуются с подготовленностью занимающегося.
Перечисленные признаки относятся и к условиям упражнений на опоре подвижной. Плюс к ним, в характеристике надежности добавляется вероятность потери опоры из-за определенной степени ее подвижности, отстойчивости и удобности формы.
Затрудненность условий выполнения упражнений без опоры определяется и объясняется не только по отношению к предыдущей группе, но и в связи с трудностью, заложенной в них самих. Любые поплавковые, плавательные и ныряльные упражнения в целом безусловно труднее, чем «опорные». Хотя трудность их на мелководье и на большой глубине не одинакова как по психологическому фактору (главным образом), так и по физическому (поскольку, используя большую выталкивающую силу и повышающуюся в связи с этим плавучесть, на глубоком участке упражнение выполнять легче, кроме, пожалуй, «турбулентных»).
Физические характеристики водной среды могут и облегчать и затруднять протекание физиологических процессов. Работа дыхательного аппарата протекает в своеобразных условиях. Гидравлическое давление и сопротивление воды при движении сжимают грудную клетку и живот, препятствуя выдоху в воду и вдоху. Преодоление таких затруднений способствует развитию дыхательной мускулатуры, жизненной емкости легких. Деятельность же ССС в определенной степени обусловлена горизонтальным положением, которое облегчает отток венозной крови от ног и приток ее к сердцу.
В координационном же отношении упражнения без опоры требуют определенных специфических умений сохранять равновесие в различных позах, согласовывать свои действия с реакциями водной среды, скоростью передвижения и ее изменением в процессе плавательных действий и движения; выбирать рациональные способы действий в специфических условиях.
В значительно большей степени, чем при опорных упражнениях, затрудняющие условия требуют от занимающегося четкой оценки динамики параметров водной среды и сознательных реакций на нее.
Таким образом, эти факторы оказывают стимулирующее действие на психофизическую и двигательную сферы занимающегося водными упражнениями.
Степень значимости различных водных упражнений не одинакова и зависит от состояния здоровья, подготовленности и устанавливаемыми в связи с ними целями и задачами. Поэтому как бы ни были интересны нырковые или комплексно-комбинированные упражнения, как ни эмоциональны подвижные игры в воде – выбор должен быть индивидуален и обусловливаться допустимостью, целесообразностью и необходимостью. В разном сочетании между собой, но всегда в согласованности, эти критерии и определяют степень значимости применяемых упражнений и их подразделение на главные, сопутствующие и второстепенные.
Главными следует считать те упражнения, которые в наибольшей мере воздействуют на функциональные системы и обеспечивают достижение поставленной цели.
Сопутствующие упражнения помогают в решении главных задач и органически включаются в оздоровительно-развивающую систему.
Второстепенные – упражнения, без которых, в принципе, можно было бы обойтись, но они разнообразят занятия, служат дополнительным средством сохранения постоянного интереса к занятиям, в какой-то степени могут нивелировать иногда возникающий неблагоприятный фон или попросту в какой-то момент оказываются интересными для занимающегося, хотя и не имеют непосредственного отношения к его оздоровлению средствами водной гимнастики.
Важно подчеркнуть, что эффективность водной гимнастики обеспечивается содружественным действием перечисленных факторов, сохранением присущих этому оздоровительному виду признаков и соблюдением специфических условий и требований к используемым упражнениям.