Принципы, методы, формы обучения

Принципы обучения

При организации и проведении мероприятий боевой подготовки должны неукоснительно соблюдаться следующие принципы;

соответствие направленности обучения государственной идеологии, Военной доктрине Республики Беларусь;

обеспечение постоянной боевой готовности подразделений, воинских частей и соединений (мобилизационной готовности военных комиссариатов) к выполнению боевых задач (задач по предназначению) независимо от продолжительности их подготовки;

научность обучения;

обучение войск тому, что необходимо на войне;

каждый командующий (командир, начальник) учит своих подчиненных: командующий войсками объединения учит командиров соединений (воинских частей), командир соединения (воинской части) – командиров батальонов (дивизионов), командир батальона (дивизиона) – командиров рот (батарей), командир роты (батареи) – командиров взводов;

персональная ответственность каждого командира (начальника) за обучение своих подчиненных;

наглядность и максимальное приближение обучения к обстановке реального боя;

систематичность и последовательность обучения (по принципу «от простого – к сложному»);

всестороннее обеспечение процесса боевой подготовки, широкое использование тренажеров;

коллективный и индивидуальный подходы к обучению, широкое использование передовых методик, опыта современных войн и военных конфликтов;

сознательность, активность и самостоятельность обучаемых;

единство обучения и воинского воспитания.

Принцип «от простого – к сложному» является одним из основных принципов боевой подготовки. Его реализация в войсках должна осуществляться по трем направлениям: структурному, организационному и методическому.

Структурное направление предполагает построение боевой;

подготовки «от солдата». Первым этапом обучения должна быть его индивидуальная подготовка. После чего последовательно осуществляется слаживание подразделений, воинских частей и соединений. Приступать к слаживанию более крупного подразделения следует только после полного завершения слаживания подразделений, входящих в его состав.

Организационное направление предполагает четкое разделение функций должностных лиц и органов управления (штабов) различные уровней по организации и руководству боевой подготовкой.

Командиры отделений (расчетов, экипажей), командиры взводов и рот являются непосредственными руководителями боевой подготовки.

Командиры батальонов (дивизионов) являются организаторами боевой подготовки.

На орган управления (штаб) воинской части (соединения) возлагается методическое руководство и всестороннее обеспечение боевой подготовки. Кроме того, оно является основным контролирующим звеном. При этом центром подготовки является рота.

Методическое направление боевой подготовки означает последовательное формирование у обучаемых знаний, умений навыков.

Умения формируются в ходе тренажей, тренировок, стрельб выполнения упражнений по вождению.

Навыки формируются преимущественно в тех формах обучения, где основным методом является практическая работа. Это, прежде всего, относится к тактическим и тактико-специальным учениям.

Методы обучения

Важнейшим условием эффективности функционирования системы боевой подготовки является умелое и грамотное применение методов и форм обучения различных категорий военнослужащих.

Методы обучения – это приемы и способы, с помощью которых достигаются передача и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых качеств личного состава, обеспечивается слаживание экипажей, расчетов, подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления (штабов).

В Вооруженных Силах в различном сочетании используются следующие методы обучения:

устное изложение учебного материала;

обсуждение изучаемого материала;

показ (демонстрация);

упражнение;

практическая работа (на полигонах, в воздухе, в парках, стартовых позициях, на аэродромах);

самостоятельное изучение учебного материала.

Эти методы обучения являются общими. Они применяются при обучении военнослужащих всех видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск. Специфика деятельности и подготовка военнослужащих различных категорий и специальностей подразделений, воинских частей, соединений (военных комиссариатов и их органов управления (штабов), обусловливают применение в практике боевой подготовки и специальных методов обучения. Они взаимосвязаны с общими методами, которые составляют основание соответствующих методик овладения той или иной военной специальностью.

Формы обучения

Форма обучения – организационная сторона учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности руководителя и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, учебной и боевой техники. Формы обучения подразделяются на общие и специфические.

Общие формы обучения различают по следующим признакам:

по направленности подготовки – на теоретическую и практическую;

по организации обучаемых – на коллективную (групповую) и индивидуальную;

по месту проведения – на классную и полевую;

по месту в служебном процессе – на служебно-плановую и внеслужебную.

Основными формами обучения являются:

семинар;

беседа (рассказ-беседа);

классно-групповое занятие;

самостоятельная подготовка;

показное занятие, инструктаж (инструктивное занятие);

тренировка (тренаж);

штабная тренировка;

командно-штабная тренировка;

тактическая летучка;

групповое упражнение;

тактико-строевое занятие;

проигрыш (ситуационный проигрыш) действий;

тактическое (тактико-специальное) занятие;

инструкторско-методическое занятие;

комплексная подготовка;

комплексное занятие;

полевой выход;

командно-штабное учение;

тактическое (тактико-специальное) учение;

учебно-боевой пуск;

контрольное занятие;

состязание (конкурс).

Каждым форме и методу обучения и воспитания соответствуют различные виды занятий. Они зависят от предмета обучения, целевых установок, учебных вопросов, категории обучаемых, учебно-методического и материального обеспечения.

Кроме указанных форм и методов могут быть применены и другие по которым разработаны и имеются методики их использования. Выбор формы и метода обучения зависит от уровня подготовки личного состава, темы и цели занятия, наличия и состояния учебно-материальной базы.

Особенности подготовки сержантов, солдат и резервистов

Подготовка сержантов осуществляется при овладении им военно-учетной специальностью и совершенствовании подготовки в составе подразделений и воинских частей, а также в система профессионально-должностной подготовки.

Подготовка солдат осуществляется при овладении ими военно-учетной специальностью и совершенствовании профессионально подготовки в составе подразделений, воинских частей.

Овладение военно-учетными специальностями сержантов солдат осуществляется в ходе одиночной подготовки в учебных подразделениях и включает в себя: совершенствование начальной военной подготовки, общевойсковую подготовку, одиночную подготовку по военно-учетной специальности.

Подготовка по военно-учетной специальности солдат, кроме того, может осуществляться непосредственно в воинских частях.

Подготовка сержантов и солдат организуется на этапах раздельного и совместного периодов обучения и заканчивается итоговыми проверками (контрольными занятиями) в конце учебного года.

Этапу раздельного обучения прибывшего личного состава предшествует совершенствование начальной военной подготовки солдат на сборах молодого пополнения, которое проводится с момента комплектования подразделения.

Совершенствование начальной подготовки с вновь прибывшим пополнением проводится в течение двух недель (72 учебных часа) со дня их прибытия в воинскую часть. В это время проводится углубленное медицинское обследование, ознакомление с распорядком дня, традициями воинской части (подразделения), организуются занятия по государственно-правовой, строевой, огневой, физической подготовке и уставам. Изучаются Военная присяга, положения нормативных правовых актов Министерства обороны о правах и обязанностях военнослужащих.

В этот же период изучаются и отбираются кандидаты для обучения в учебных центрах и воинских частях. Отправка военнослужащих в учебные центры и воинские части производится после приведения их к Военной присяге. В учебных центрах и воинских частях в течение 20 учебных дней (120 учебных часов) проводится общевойсковая подготовка курсантов, которая завершается проведением контрольных занятий, после чего осуществляется их подготовка по специальностям. С военнослужащими, не направляемыми в учебные соединения и воинские части, организовывается обучение совместно с личным составом воинских частей по программе одиночной подготовки по специальностям.

Общевойсковая подготовка – обучение военнослужащих по предметам общевойсковой подготовки согласно перечню предметов обучения, определенных правовыми актами Министерства обороны.

В результате общевойсковой подготовки солдаты к моменту убытия их в подразделения согласно штатно-должностному предназначению должны уметь грамотно действовать в бою; поражать из стрелкового оружия с места неподвижные и появляющиеся цели, использовать средства защиты, защитные свойства местности и сооружений; выполнять обязанности должностных лиц суточного наряда, строевые приемы без оружия и с оружием в движении и на месте.

По завершении общевойсковой подготовки:

в учебных подразделениях организуется одиночная подготовка по овладению военно-учетной специальностью в соответствии с программами боевой подготовки учебных подразделений;

в воинских частях организуется общевойсковая и одиночная подготовка солдат по специальности в подразделениях, согласно штатной должности.

Процесс обучения по овладению военно-учетной специальностью (подготовка по специальности) осуществляется в определенной последовательности и делится на этапы, на каждом из которых обучаемый овладевает определенной частью знаний, умений и навыков. Основными этапами являются: выработка стремления к овладению специальностью; ознакомление с содержанием осваиваемой специальности; обучение практическим действиям.

Выработка стремления к овладению специальностью – основополагающий этап обучения по овладению военно-учетной специальностью, содержанием которого является формирование у обучаемых желания и стремления овладеть конкретной специальностью. Основной формой обучения на первом этапе являются теоретические занятия, проводимые методами устного изложения учебного материала (рассказа, объяснения, лекции и беседы) и показа.

Формирование стремлений к овладению специальностью начинается с рассказа о виде Вооруженных Сил (роде войск), об истории воинской части, о важности осваиваемой специальности для боевой готовности Большую роль на этом этапе играют занятия по государственно-правовой подготовке и организация внутреннего порядка в воинской части и подразделении.

Ознакомление с содержанием осваиваемой специальности – этап приобретения обучаемыми знаний о будущей специальности. Основной формой обучения на втором этапе являются теоретические занятия, проводимые методами устного изложения учебного материала (рассказа, объяснения, лекции, беседы, классно-группового и семинарского занятия) и показа (показа вооружения и военной техники, изобразительных средств наглядности (плакатов, рисунков, диаграмм, макетов), демонстрации учебных кино – и видеофильмов, личным показом обучающим изучаемых приемов и действий, а также проведение показных занятий).

Обучение практическим действиям – наиболее трудоемкий и важный третий этап в освоении военно-учетной специальностью (подготовке по специальности). На этом этапе все занятия с обучаемыми проводятся на материальной части или ее макетах, а также на действующих стендах и тренажерах. При обучении необходимо соблюдать последовательность в отработке тем и переходить от простого к сложному, достигая сначала правильности выполнения приема, а затем быстроты его выполнения Добиваются того, что бы обучаемые четко знали и умели выполнять установленные нормативы по боевой подготовке (работе). Готовят их умению действовать гибко, с учетом выполнения конкретных задач и требований боя. Основными формами обучения на третьем этапе являются практические занятия (тренировки, стрельбы, пуски ракет и им подобные), которые проводятся методом упражнения, а при обучении по овладению военно-учетной специальностью непосредственно в воинской части, кроме того, методом практической работы (в парках, гаражах, на стартовых позициях, на аэродромах, в поле)

Совершенствование подготовки военнослужащих осуществляется в ходе совместного обучения. Оно проводится после окончания этапа раздельного обучения. В ходе совместного обучения проводятся занятия по всем предметам программ боевой подготовки, осуществляется слаживание подразделений, воинских частей, соединений, подготовка их к ведению боевых действий в сложных условиях обстановки.

Совместное обучение, как правило, начинается проведением тактико-строевых занятий по боевой готовности.

Подготовка сержантов организуется в системе профессионально-должностной подготовки сержантов в соответствии с планом подготовки сержантов, разрабатываемым в воинской части (подразделении) на учебный год, программ боевой подготовки и проводится ежемесячно в ходе: занятий по предметам обучения в составе подразделения (воинской части), «Дня сержанта» – в масштабе соединения (воинской части расположенной отдельным гарнизоном); в подразделении на инструктажах и инструкторско-методических занятиях при подготовке к проведению предстоящих занятий (тренировок).

Кроме того, не реже одного раза в год с сержантами проводятся сборы (тактические, учебно-методические) и методические совещания в масштабе воинской части (соединения). В батальоне и ему равных подразделениях методические совещания проводятся ежемесячно.

Занятия по профессионально-должностной подготовке с сержантами организуются в соответствии с требованиями директив, организационно-методических указаний по подготовке видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск на учебный год и программ боевой подготовки.

Совершенствование подготовки военнослужащих воинских частей по специальности может проводиться в форме учебных сборов е масштабе соединения (воинской части).

Подготовка резервистов осуществляется в ходе двух учебных сборов и занятий, проводимых один раз в два месяца ежегодно. Время между очередными сборами и учебными занятиями используются ими для самостоятельной подготовки. Подготовка резервистов по специальностям осуществляется по соответствующим учебным программам в составе сводных подразделений, создаваемых в соединениях (воинских частях).

В первый учебный год подготовка резервистов проводится в три этапа.

Первый этап – совершенствование начальной военной подготовки. Резервисты, направляемые на первоначальные сборы, проходят подготовку по программе совершенствования начальной военной подготовки в течение 72 учебных часов (9 учебных дней).

На этом этапе проводится углубленное медицинское обследование, ознакомление с распорядком дня, традициями воинской части (подразделения), организуются занятия по государственно-правовой, строевой, огневой, физической подготовке и общевоинским уставам. Изучаются Военная присяга, положения нормативных правовых актов Министерства обороны о правах и обязанностях военнослужащих. Заканчивается первый этап выполнением начального упражнения учебных стрельб из автомата АК-74 и принятием Военной присяги.

Второй этап – общевойсковая подготовка, которая проводится на этих же сборах независимо от специальности резервиста по единой 120-часовой программе обучения. В это время резервистам даются необходимые знания и навыки действий солдата в общевойсковом бою.

В ходе обучения изучаются основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою. Резервисты обучаются выполнять одиночные тактические приемы, преодолевать инженерные заграждения, использовать средства индивидуальной защиты, оказывать первую медицинскую помощь, выполнять строевые приемы, знакомятся с техникой и вооружением своего рода войск и приступают к их освоению.

Заканчивается второй этап выполнением первого упражнения начальных стрельб из автомата АК-74. По окончании этого этапа резервисты должны уметь тактически грамотно действовать в общевойсковом бою, поражать из автомата с места неподвижные и появляющиеся цели, применять средства защиты, умело использовать защитные свойства местности и сооружения, выполнять строевые приемы с оружием и без него, на месте и в движении.

Третий этап – подготовка резервистов по специальности, которая начинается с последней недели занятий первоначальных сборов и продолжается во время учебных занятий и последующих сборов в течение первого, второго и третьего годов службы. В ходе обучения резервисты приобретают знания и навыки непосредственно по своей специальности. Для этого применяются учебно-тренировочные средства, макеты узлов и агрегатов и объекты полевой учебно-материальной базы.

По завершению первого года обучения резервисты приобретают военно-учетную специальность согласно своему предназначению. Во второй и третий учебные годы в ходе проведения сборов и занятий совершенствуются знания и навыки резервистов по своей специальности.

К концу обучения резервисты в полном объеме должны освоить штатные вооружение и боевую технику по своей специальности и уметь готовить их к боевому применению.

После окончания каждого учебного года проводятся квалификационные экзамены по предметам обучения, указанным в учебных программах.

По предметам обучения, которые не выносятся на квалификационные экзамены, в конце подготовки по специальности проводятся зачеты с выставлением оценок.

Подготовка резервистов, проходящих службу продолжительностью два учебных года, осуществляется в порядке, определяемом программой как для обучаемых первого и второго годов обучения, а резервистов, проходящих службу продолжительностью один год – как для обучаемых первого года обучения.

Наши рекомендации