Лекция 9. Формы, методы, принципы и средства обучения

1. Определение метода

2. Метод как совокупность приемов

3. Функция методов обучения

4. Классификация методов

1. От метода обученияв немалой степени зависит результатив­ность всего педагогического процесса.

Слово "метод" (от греч. — исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. В самом общем значении метод — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Некоторые определения понятия "метод":

• последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала (Ю.К. Бабанский);

• система осознания последовательных действий человека, при-1 водящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели (И.Я. Лернер).

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности пре­подавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

• способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (учителя и ученика), направленные на решение задач обучения;

• специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Структурнометод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

• обучающую - реализуют на практике содержание и цели обучения;

• развивающую — совершенствуют уровень развития обучаемых;

• воспитывающую — влияют на результаты воспитания;

• побуждающую — выступают как средство побуждения к уче­нию, служат стимулятором познавательной деятельности;

• контрольно-корректировочную - диагностика и управление процессом обучения).

Сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний(Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Петровский и др.):

• главные источники, известные издавна -- практика, наглядность, слово

• в ходе культурного прогресса к ним присоединилась книга,

• в последние десятилетия - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.

Соответственно, в данной классификации выделяется пять общих методов, каждый из которых может выступать в различных модификациях (видоизменениях):

• практический, наглядный,

• словесный,

• работа с книгой,

• видеометод.

Классификация методов по назначению,или по основной дидактической цели,для достижения которой они служат (М.Д. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общих признаков классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы:

• приобретения знаний;

• формирования умений и навыков;

• применения знаний;

• творческой деятельности;

• закрепления;

• проверки знаний, умений, навыков.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяются следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

• репродуктивный;

• проблемное изложение;

• частично-поисковый (эвристический);

• исследовательский.

Классификация по степени активности учеников,в соответствии с которой выделяются методы активные и пассивные (Е.Я. Голант).

По дидактическим целямвыделяются две группы методов обучения:

• методы, способствующие первичному усвоению учебного материала — информационно-развивающие методы (устное изложе­ние учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод).

• методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.) " упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.).

Некоторые другие классификации:

• немецкий дидакт Л. Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении;

• польский ученый К. Сосницкий считает, что существуют два метода учения, а именно искусственный (школьный) и естест­венный (окказиональный), которым соответствуют два метода обучения: преподносящий и поисковый.

Предприняты многочисленные попытки создания бинарных, полинарных классификаций методов обучения,в которых они группируются на основе двух или более общих признаков: на­пример, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и мето­дов учения.

Системным подходомотличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три больших группы методов обучения:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

• методы контроля и самоконтроля.

Методы устного изложения

Слово учителя

2. Рассказ

3. Объяснение

4. Беседа

Другие методы

Слово учителя — самый доступный и распространенный инструмент обучения.

Научившись пользоваться словом, учитель делает понятными детям даже самые отвлеченные понятия, идеи. Слово активи­зирует воображение, память, чувства учащихся. На первом этапе обучения, пока дети не научились пользо­ваться книгой, слово является почти единственным инструментом познания мира.

2. Рассказ учителя — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее преимущественно фактический материал.

Учитель, хорошо владеющий мастерством рассказа, обеспечивает усвоение учащимися знаний в определенной системе, развивает их мышление, показывает учащимся, как нужно умело пользоваться словом.

В зависимости от особенностей предмета характер рассказа может изменяться. Наиболее распространенными являются

• рассказ-повествование — изложение событий, повествование о жизни и деятельности писателей, исторических деятелей;

• рассказ-описание - описание структуры растений, конструкции различных приборов и аппаратов, состава веществ и пр. Плановость, четкость построения рассказа, возможность для учащихся отделить главное от второстепенного — важные усло­вия повышения эффективности рассказа.

Непременным качеством учительского рассказа являются его эмоциональность и образность:

• эмоциональность рассказа помогает учащимся увидеть отношение учителя к излагаемому материалу и оказывает на них большое воспитательное воздействие;

• широкое использование средств образной речи позволяет учителю создать у учащихся полные и многосторонние представления о событиях далекого прошлого, о различных явлениях природы, о людях, их характерах, образе жизни.

Не менее важным является умение учителя мобилизовать и удержать внимание учащихся во время рассказа.

Наши рекомендации