Личностно ориентированная диагностика как фактор стимулирования профессионального развития специалиста
Психодиагностика — это область психологической
науки и практики, направленная на распознавание
индивидуальных психологических особенностей че-
ловека. Обычно отмечают следующие функции диа-
гностики:
• постановка психологического диагноза, ин-
формационное обеспечение психолого-педагогиче-
ских воздействий;
• сравнение полученных данных с прежними по-
казателями того же человека, с показателями других
членов группы или же с имеющимися статистически-
ми нормами';
• интерпретация — раскрытие, разъяснение
смысла полученных данных психодиагностики;
• прогнозирование — экстраполирование дан-
ных, полученных в результате диагностики, на воз-
можное развитие личности в будущем.
Анализируя общепризнанные функции психоди-
агностики, следует обратить внимание на развиваю-
щую функцию. Интерпретируя результаты диагнос-
тики индивидуально-психологических характери-
' Статистическая норма — средний диапазон значений на шкале
измеряемого признака.
стик и сообщая их специалисту, мы тем самым актуа-
лизируем имеющиеся у него психологические зна-
ния, а также расширяем его психологическую компе-
тентность. А поскольку индивидуальные показатели
диагностики имеют большую субъективную значи-
мость для специалиста, то объяснение сущности диа-
гностируемых психологических характеристик при-
обретает особую личностную значимость. Психоло-
гические знания не столько усваиваются, сколько
присваиваются, происходит формирование компе-
тентности. Психологическая компетентность стано-
вится фактором самореализации профессиональ-
но-психологического потенциала личности.
Под самореализацией личности понимают осу-
ществление возможностей развития «Я» посредством
собственных усилий, сотворчества, содеятельности с
другими людьми и социумом в целом. Самореали-
зация - это стремление человека к совершенство-
ванию, направленное не только на реализацию сво-
их сил и способностей, но и на постоянный рост
своих возможностей, на повышение качества своей
деятельности .
Самореализация специалиста возможна лишь тог-
да, когда у него есть побудительный мотив для про-
фессионального развития и роста. Личностно ориен-
тированная диагностика может инициировать воз-
никновение такого мотива. При сравнении своих дан-
ных диагностики с показателями уровня выраженно-
сти качеств у других членов группы и статистическими
нормами у специалиста инициируется стремление к
самосовершенствованию и саморазвитию.
' См • Дерманова И. Б. Некоторые аспекты феномена самореали-
зации / И. Б. Дерманова, Л. А. Коростылева // Психологические
проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова,
Л. А. Коростылевой. — СПб., 1997.
Психодиагностика, направленная на развитие и
саморазвитие человека, может рассматриваться как
разновидность личностно ориентированных техно-
логий. Чтобы психодиагностика удовлетворяла тре-
бованиям личностно ориентированных технологий
профессионального развития, необходимо создание
особой ситуации развития — специфической систе-
мы отношений педагога-психолога и членов диагно-
стируемой группы, характеризующихся открытостью
и доверительностью.
Психодиагностическая ситуация развития вклю-
чает следующие моменты:
• педагог-психолог создает внутреннюю мотива-
цию саморазвития и самосовершенствования у чле-
нов группы в ходе компетентного разъяснения диа-
гностируемых показателей личности специалиста;
• данные диагностики ориентированы на обога-
щение представлений обследуемых о себе как о спе-
циалистах; психодиагностика направлена на форми-
рование их аутокомпетентности;
• психодиагностические процедуры предусмат-
ривают активное участие членов группы в проекти-
ровании и обсуждении профессионально-психоло-
гического профиля личности, обработке полученных
данных и их интерпретации;
• снятие личностного сопротивления членов
группы процедуре диагностики, их искренность во
многом зависят от психологической квалификации
педагогов-психологов и компетентной организации
групповой психодиагностики;
• при проведении личностно ориентированной
диагностики широко применяются диалогические
техники: беседы, тренинги, организационно-дея-
тельностные игры, психологические консилиумы; в
рамках диалогового подхода педагог-психолог всту-
пает в доверительный контакт с членами группы;
• интерпретация индивидуальных -Данных диа-
гностики осуществляется в щадящем режиме; наряду
с наиболее вероятной гипотезой рассматривается и
противоположная, при этом соблюдается принцип
«презумпции невиновности»;
• психодиагностика должна быть направлена на
комплексную оценку личности специалиста, а для
этого нужны научно обоснованная психограмма спе-
циалиста или его профессионально-психологиче-
ский профиль; обобщение результатов диагностики
по группе в целом кладется в основу программы раз-
вития персонала;
• повторная диагностика социально и професси-
онально важных показателей личности через 2—3 го-
да становится основой психологического сопровож-
дения профессионального роста и карьеры специа-
листа.
Таким образом, есть все основания рассматривать
профессионально ориентированную психодиагно-
стику как фактор, инициирующий развитие и само-
развитие специалиста.
Личностно ориентированная психодиагностика —
это форма актуализации профессионально-психоло-
гического потенциала личности, стимулирования
профессионального роста, коррекции деструктив-
ных тенденций развития. Результаты диагностики
могут быть использованы для прогноза карьеры, ока-
зания психологической помощи и поддержки в про-
фессиональной жизни.
Данные психодиагностики используются психоло-
гом-практиком для выбора личностно ориентирован-
ных технологий профессионального развития человека
и прогнозирования альтернативных сценариев профес-
сионального развития, коррекции профессионально не-
желательных качеств и профессиональных деформаций.
Результаты диагностики могут инициировать у
специалистов вопросы, направленные на уточнение
уровня выраженности показателей профессиональ-
ного развития. Тогда возникает ситуация психологи-
ческой консультации. Диагностические данные мо-
гут быть использованы самими специалистами в
целях саморазвития и коррекции своего профессио-
нального поведения. Особо следует подчеркнуть,
что психолог несет ответственность за корректность
использования данных диагностики.
Конечно, при диагностике необходимо соблюде-
ние всех профессионально-этических норм, принци-
па личной ответственности, профессиональной тай-
ны, обеспечение суверенных прав личности, конфи-
денциальности, психопрофилактической интерпре-
тации результатов диагностики.
При проведении личностно ориентированной
диагностики важно добиться того, чтобы члены груп-
пы приняли полученные данные, особенно те, кото-
рые свидетельствуют о низком уровне выраженности
профессионально важных характеристик. Неадек-
ватность привычного представления о себе получен-
ному профессионально-психологическому профилю
вызывает у участников очень сложную гамму пере-
живаний. Самопринятие диагностических данных и
итогового профиля без особых негативных эмоцио-
нальных переживаний поможет преодолеть возмож-
ные дезадаптивные изменения специалистов.
В целом личностно ориентированная психодиаг-
ностика способствует позитивным деонтологиче-
ским1 изменениям, стимулирует личностный и про-
фессиональный рост специалистов, инициирует их
саморазвитие.
' Деонтология (от греч. deontos - должное и logos - учение) - на-
ука о профессиональном поведении человека и соблюдении
этических норм и правил.
Подбор методов диагностики основывается на
адекватном понимании профессиональной деятель-
ности и научно обоснованном представлении о
структуре личности. Содержательный анализ про-
фессии позволяет определить состав профессиональ-
ных знаний, умений и навыков, а структура лично-
сти — профессионально важные качества и свойства.
Все эти характеристики отражены в профессиональ-
но обусловленной структуре личности специалиста.
Для диагностики уровня выраженности профессио-
нально значимых характеристик подбираются адек-
ватные методики, в отдельных случаях конструиру-
ются новые комплексные методики, которые пред-
ставляют собой модификацию уже хорошо зареко-
мендовавших себя диагностических методов.
Формой структурирования личностно ориенти-
рованной психодиагностики выступают диагнос-
тограммы и диагностические профили специали-
стов1. Одним из простейших вариантов упорядочива-
ния профессионально значимых параметров структу-
рированного диагноза специалиста является профес-
сионально-психологический профиль.
Профессионально-психологический профиль от-
ражает наше представление о четырехкомпонентной
структуре личности специалиста, включающей на-
правленность, компетентность, профессионально
важные качества и профессионально значимые пси-
хофизиологические свойства. В зависимости от про-
фессии специалиста и задач психодиагностики под-
бираются методики, которые позволяют выявить
уровень развития профессионально важных характе-
ристик специалиста. Помимо профессионально важ-
' Диагностограмма отражает соотношение различных показате-
лей структурированного психологического диагноза социаль-
но и профессионально важных параметров личности. Про-
стейшим вариантом диагностограммы является психодиагно-
стический профиль.
ных качеств в профиле специалиста представлены
профессионально нежелательные качества. Их диа-
гностика направлена на коррекцию личности специ-
алиста. Проектирование профессионально-психоло-
гического профиля специалиста и подбор методик
диагностики являются наиболее важными момента-
ми личностно ориентированной технологии профес-
сионального развития специалиста.
Проектирование профиля специалиста осуществ-
ляется следующим образом:
1. Вместе с заказчиком определяются цели и задачи
личностно ориентированного образования, подготов-
ки или повышения квалификации специалистов.
2. Разрабатывается профессионально-образова-
тельная программа и психограмма специалиста.
3. Составляется технологическая карта реализа-
ции профессионально-образовательной программы
с указанием личностно ориентированных техноло-
гий.
4. На основе психограммы специалиста подбира-
ются методы диагностики профессионально важных
качеств и конструируется профессионально-психо-
логический профиль специалиста.
5. Проектируется сценарий реализации всей про-
фессионально-образовательной программы и намеча-
ются возможные пути развития персонала учреждения.
В качестве примера приведем профессиональ-
но-психологический профиль специалиста (табл. 21),
разработанный для решения следующих задач:
• актуализации профессионально-психологиче-
ского потенциала личности;
• повышения психолого-педагогической компе-
тентности и аутокомпетентности;
• коррекции профессионально нежелательных
качеств.
li Таблица 21
Профессионально-психологический профиль специалиста
Структурные составляющие | Баллы | Уровень выраженности |
1. Социально-психологическая | ||
направленность | ||
1.1. Основные потребности: | ||
• материальные | ||
• в безопасности | ||
• социальные (межличностные) | ||
• в признании | ||
• в самовыражении | ||
1.2. Мотивация к успеху | ||
1.3. Готовность к саморазвитию | ||
2. Компетентность | ||
2.1. Социально-управленческая | ||
компетентность | ||
2.2. Социально-коммуникативная | ||
компетентность: | ||
• социально-коммуникативная | ||
адаптивность | ||
• стремление к согласию | ||
• нетерпимость к неопределенности | ||
• оптимизм | ||
• фрустрационная толерантность | ||
3. Профессионально важные | ||
качества | ||
3.1. Логическое мышление | ||
3.2. Субъективный контроль: | ||
• интернальность | ||
• экстернальность | ||
3.3. Эмпатия: | ||
• сопереживание | ||
• действенная эмпатия | ||
3.4. Волевой самоконтроль: | ||
• настойчивость | ||
• самообладание |
Структурные составляющие | Баллы | Уровень выраженности |
4. Профессионально значимые психофизиологические свойства | ||
4.1. Типологические особенности: | ||
• интроверсия | ||
• амбоверсия | ||
• экстраверсия | ||
4.2. Низкий уровень невротизации | ||
5. Профессионально нежелательные | ||
качества | ||
5.1. Ригидность | ||
5.2. Агрессивность 5.3. Социальная фрустрированность |
Личностно ориентированная психодиагностика
может быть важным инструментом сопровождения
профессионального становления личности. Под пси-
хологическим сопровождением понимают целост-
ный непрерывный процесс изучения, развития и
коррекции субъектов труда и жизни. Оно осуществ-
ляется в рамках личностно ориентированных тех-
нологий для наиболее полной реализации профес-
сионально-психологического потенциала специа-
листа, поддержания наивысшей продуктивности и
проектирования альтернативных сценариев про-
фессионального роста и карьеры.
Психологическое сопровождение профессиональ-
ной жизни в организационном плане отражает техно-
логии использования результатов психодиагностики
в целях формирования, развития и коррекции соци-
ально и профессионально важных характеристик
специалиста.
Профессиональная психодиагностика рассматри-
вается как разновидность личностно ориентирован-
ной технологии психологического сопровождения
профессионального роста и карьеры специалиста.
Основными направлениями этого сопровождения
являются:
• моделирование профессиональной деятельно-
сти и личности специалиста;
• структурирование профессионально важных
параметров деятельности и личности в профессио-
нально-психологическом профиле специалиста;
• повышение социально-психологической и
профессиональной компетентности специалистов;
• проведение личностно ориентированной пси-
ходиагностики;
• проведение семинаров-тренингов по развитию
социально и профессионально важных качеств и
коррекции профессионально-психологического
профиля личности.
Таким образом, психодиагностика в сочетании с
семинарами и психологическими тренингами явля-
ется действенной личностно ориентированной тех-
нологией развития и саморазвития личности, реали-
зации и самоосуществления ее профессиональ-
но-психологического потенциала.