Диагностика развития личностно-мотивационной сферы

Методика Рене Жиля

Данная проективная методика используется для исследова­ния межличностных отношений ребенка, его социальной при­способленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 кар­тинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особен­ностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с други­ми людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сооб­щается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопроси и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимаю­щим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ре­бенку предлагается выбрать типичную форму поведения, некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к се­мейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относи­тельно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная мето­дика межличностных отношений позволяет представить ре­зультаты психологического обследования по ряду переменных ц количественно.

Психологический материал, характеризующий систему меж­личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные от­ношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и прояв­ляющиеся в различных отношениях: общительность, отго­роженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери, отношение к отцу,

отношение к матери и отцу как к семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа зада­ний, направленных на выявление соответствующего отноше­ния.

Ключ к методике Рене Жиля

№ шкал Назначение шкал № заданий Общее количество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42
Отношение к матери и отцу как к родитель­ской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19
Отношение к братьям и сестрам 1. 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41
Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40
Любознательность 5, 22, 23, 24, 26, 28-32
Доминантность 20-22, 39
Общительность 16, 22-24
Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42
Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38
               

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ft,bi хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

4. А теперь размести нескольких человек и себя вогруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (п' 'а, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник)

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

                    Папа
Брат                 и
                    мама
                       
Сестра                    

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крести­ком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.



Папа                    
и                    
мама                    
                       
Бабушка                    
и                    
дедушка                    

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых 14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где на-

людей и твою комнату.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.

Ты хочешь, чтобы это сделали?

Кому?

А может, тебе все равно?

Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней от­дыхать, но там., куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.

Кому первому ты расскажешь об этой неприят -ности?

Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?

Или с кем-нибудь?

Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

Напиши ниже.

13. Ты сдал экзамен.

Кому первому ты расскажешь об этом?

Напиши ниже.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

16.Где ты на этот раз?

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

17. Теперь на этом рисунке размести себя и несколько чело­век. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы. ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напи­ши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крес­тиком, где идешь ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

21. С кем ты любишь играть?

с товарищами твоего возраста младше тебя старше тебя

Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что бу­дешь делать:

будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его?

сделаешь ему замечание? не скажешь ничего?

Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крести­ком, где ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

27. Ты много помогаешь маме?

Мало? Редко?

Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обо­значь, где ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обо-ачъ, где находишься ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

31. Эти люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь де­лать?

Будешь плакать?

Пожмешь плечами?

Сам будешь смеяться над ним?

Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сде­лаешь?

Будешь плакать?

Пожмешь плечами?

Сам будешь смеяться над ним?

Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов. 108

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать?

Плакать?

Жаловаться?

Кричать?

Попытаешься отобрать?

Начнешь его бить?

Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь.

Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать?

Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе гулять. Что будешь делать?

Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь де­лать?

Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь?

Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Спо­собен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатр много свободных мест. Где ты. сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы - student2.ru

Наши рекомендации