Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танцевальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.
С такой классификацией, свободного времени можно согласиться лишь с некоторыми оговорками принципиального характера. Включив в культурно -потребительский тип потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, посещение театров, музеев), Б.А. Трегубов делает вывод, что этот тип занятий в свободное время оказывает сравнительно меньшее влияние на личность молодого человека, чем предыдущий тип. С таким выводом довольно трудно согласиться, ибо чтение содержательной книги, общение с музыкой либо с произведением изобразительного искусства в музее зачастую активизирует творческое воображение, стимулирует познавательные интересы личности, эмоциональные реакции не в меньшей мере, чем у самих создателей духовных ценностей. Думается, что этот тип освоения свободного времени в большей мере связан с разновидностью опредмечивания духовных ценностей, являющимся одним из важных факторов приобщения личности к социально-культурному творчеству.
Диалектика отношений и взаимосвязи свободного времени и досуга может быть понята и глубже осмыслена через особенности вовлечения личности в многообразные виды деятельности. Свободное время, как правило, является лишь условием, предпосылкой деятельности личности. Досуг реализует возможности свободного времени через практическое включение личности в различные виды социокультурной деятельности личности. В.А. Ядов, определяя понятие «досуг», справедливо, на наш взгляд, делает акценты на таких его специфических чертах, как деятельность и саморазвитие личности: «В научном смысле, - пишет он, - досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии» [184, С. 159].
Среди множества точек зрения на определение понятия «досуг» можно выделить две основных: 1) досуг, как совокупность занятий, деятельность в свободное время; 2) досуг, как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий, направленных на удовлетворение различных потребностей личности.
А.С. Каргин и Н.А. Хренов, рассматривая природу досуга, делают акцент на его содержательности: «... в традиционной культуре досуг никогда не являлся лишь неким заполняемым праздностью и ничегонеделанием пространством. Пространство досуга, -пишут они, - наполняется разнообразным содержанием, объясняется необходимостью культуры разрешать те или иные практические задачи» [74, С. 16].
Г.П. Орлов в своем определении понятия «досуг» пытается синтезировать два вышеназванных подхода воедино. Он определяет досуг, как совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера, специфический социальный способ регенерации сил [144, С. 46].
Более широкий взгляд на сущность и природу досуга высказывает И.В. Саркисова. Для нее досуг - это свободно избираемая, мотивируемая интересами и потребностями личности, опосредованная комплексом социальных, экономических, национально-региональных, этнокультурных и иных факторов деятельность в свободное время, оказывающая влияние на личность в позитивном и негативном плане [166, С. 8]. При таком подходе досуг включает в себя широкий спектр деятельности: от возвышенной до делинквентного поведения.
Г.А. Евтеева и Б.А. Трегубов, раскрывая понятие «досуг», исходят из того, что это часть свободного времени, носящая преимущественно рекреационный характер: отдых, развлечение, элементарные формы просвещения [58, С. 11; 197, С. 19]. При этом Г.А. Евтеева подчеркивает неравноценность понятий «досуг» и «возвышенная деятельность», мотивируя это тем, что «они отличаются между собой качественно, не столько предметом, сколько содержанием занятий; переход от досуга к возвышенной деятельности может осуществляться и в рамках одного занятия, но требует непременного повышения уровня мотивации и мастерства вовладении соответствующими умениями и навыками» [58, С. 11].
Существует, однако, и иная точка зрения на единство и взаимовлияние досуга и возвышенной деятельности, высказанная в исследованиях СР. Демьяненко, с которой нельзя не согласиться: «Досуг и более возвышенная деятельность, - пишет он, - образуют диалектическое единство. Их взаимосвязь, активное влияние друг на друга характеризуют сущность свободного времени как формы социального бытия» [35, С. 12].
На этом противопоставлении понятий «досуг» и «возвышенная деятельность» Г.А. Евтеева не ограничивает свой анализ. Она полагает, что понятие «отдых» также не является одноранговым с понятием «досуг» и не может употребляться в качестве его синонима. «Отдых, - пишет она, - не вид деятельности, а физиолого-психологическая характеристика состояния человека. Он может осуществляться и в сложных занятиях (в определенных временных и энергетических границах), в активных формах, иначе говоря, путем переключения с одних занятий на другие» [58, С. 11-12].
Систематизировать все вышеназванные понятия, соотнести их друг с другом, раскрыть их сущностную сторону в значительной мере удалось, на наш взгляд, Э.В. Соколову. Он рассматривает досуг, как время, «когда возможен свободный выбор занятий, в котором отдых перемежается с физической и умственной активностью» [179, С. 64].
Структурируя досуг, Э.В. Соколов выделяет шесть основных его видов или уровней, находящихся в преемственной связи друг с другом:
- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия, пассивный или включающий в себя разнообразную, специально подобранную физическую активность;
- развлечение, выполняющее роль «психической разрядки», упражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующее недостаток разнообразия в труде и в быту;
- просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;
- творчество, которое отвечает глубинной и универсальной потребности человека в самовыражении и преобразовании действительности в поиске, экспериментировании, познании окружающего мира;
- созерцание природы, освобождение от мелких забот, эгоистических желаний, позволяющее возвыситься над «злобой дня» и углубиться в сущность вещей;
Праздник, связывающий прошлое с настоящим путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности и служащий для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни.
Зборовским и Г.П. Орловым при анализе понятия «культура свободного времени». Они однозначно считают проблему культуры свободного времени прежде всего как проблему личности. «Именно от личности, - подчеркивают они, - в первую очередь зависит выбор варианта действия, преобладание в индивидуальной структуре свободного времени элементов, относящихся к культуре либо к антикультуре. Такой подход нацеливает общество на воспитание и самовоспитание личности» [54, С. 191]. Характеризуя понятие «культура свободного времени», они подчеркивают, что во-первых, это процесс освоения культуры, превращение суммы достигнутых результатов культурного развития в условия собственной жизни и деятельности; во-вторых, культура свободного времени означает все более активное участие народных масс в качестве непосредственных творцов духовных ценностей.
Универсальный подход к определению понятия «культура досуга» очевиден в исследованиях Э.В. Соколова. К определению этого понятия он подходит с двух основных точек зрения: 1) как способ организации досуга, форма его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования; 2) как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций [180, С.33-34]. Оба предложенных Э.В. Соколовым подхода к определению понятия «культура досуга» составляют методологическую основу выработки социально-педагогических позиций формирования культуры досуга личности. Продуктивность первого подхода состоит в том, что он позволяет выделить некоторые общие показатели организации досуга в регионе, районе, населенном пункте, его материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение. К таким показателям мы относим следующие:
- наличие долгосрочных культурно -досуговых программ областного (краевого), районного, городского уровней;
- степень учета региональных особенностей в сфере политики, экономики, культуры;
- степень учета национально-этнических особенностей региона;
- уровень организационно-методического обеспечения куль
турно-досуговых программ;
- профессиональная мобильность кадров культурно-досуговой сферы, их готовность к восприятию инновационных направлений и форм организации досуга различных групп населения;
- уровень материально-технического и финансового обеспечения культурно-досуговой сферы.