Оценка эффективности способов целеполагания
ТИПИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ | ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
1. Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление...», «изучить теорему...». | – не является инструментальным, не ясен результат. |
2. Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить с...», «объяснить...», «рассказать о...». | – сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат. |
3. Постановка целей через деятельность учащихся: «решение задачи...», «выполнение упражнений...». | – акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия – изменения в развитии ученика. |
4. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития учащихся: «формировать умение...», «развивать познавательную самостоятельность...», формировать отношение…» | + на уровне обобщенных целей обучения, – на уровне целей конкретного урока, темы необходимо уточнение, указание результатов. |
5. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учеников – знает: è конкретные факты è правила è понятия è понимает... и интерпретирует... è умеет выполнять... è применяет правило для... | + наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения. |
В деятельности педагогов часто наблюдается стремление планировать отдельно конкретные результаты обучения и цели преподавателя, при этом между ними иногда отсутствует четкая взаимосвязь. Ориентация преподавателя на конкретные результаты обучения – усвоение учащимися учебного материала и продвижение в развитии и формировании их личности исключает необходимость постановки им каких-либо отдельных целей своей деятельности. Соотнесение целей преподавателя и учеников может осуществляться посредством декомпозиции более обобщенной цели деятельности педагога в систему задач, определяющих конкретный уровень усвоения учениками понятий, фактов, законов, способов деятельности, ценностей.
Обеспечить декомпозицию преподавателем целей обучения в конкретные задачи помогут таксономии целей, разработанные Б. Блумом и его последователями. В них представлены цели обучения в когнитивной (познавательной) и аффективной (эмоционально-ценностной) области (см. таблицы 3 и 4). Первая из них включает цели, традиционно рассматриваемые в российской педагогике как обучающие и интеллектуально-развивающие, вторая – воспитательные. Таксономия (греч. taxis – расположение по порядку и nomos – закон) – термин, обозначающий последовательное расположение целей обучения по степени их усложнения. В основе таксономии когнитивных целей лежит продвижение учащегося по уровням усвоения. Б. Блум не фиксирует категорию учебных целей, связанную с первым уровнем усвоения. Поэтому введем ее в предлагаемую им систему когнитивных целей.
Таблица 3.
Категории учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)
Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей | ||
1. Знание – запоминание и воспроизведение изучаемого материала. | Ученик знает употребляемые термины; знает конкретные факты; знает методы и процедуры, знает основные понятия, знает правила и приемы. | ||
2. Понимание – преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую. | Ученик понимает факты, правила и принципы, интерпретирует, истолковывает, доказывает, объясняет. | ||
3. Применение – умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. | Ученик применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры; использует понятия и принципы в новых ситуациях, разрешает новые проблемы, конструирует. | ||
4. Анализ – умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. | Ученик Анализирует учебный материал, выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. | ||
5. Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. | Ученик сопоставляет, обобщает, связывает воедино отдельные факты, точки зрения, пишет творческие работы, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы. | ||
6. Оценка – умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследования, исследовательских данных) для конкретной цели. | Ученик оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества, высказывает свое мнение. | ||
Данная таксономия учебных целей поможет преподавателю спланировать цели обучения по конкретному разделу, теме, определить эталон усвоения и предъявить его учащимся. При этом необходимо обратить внимание на более точное и четкое формулирование развивающих целей, которые также должны быть определены через обозначение конкретных умственных и других психических действий, на овладение которых направлены усилия преподавателя и учеников.
Таблица 4.
Категории учебных целей в аффективной (эмоционально-ценностной)
Области
№ | Основные категории учебных целей | Примеры обобщенных типов учебных целей |
Восприятие Готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления. Субкатегории: 1.1. – осознание, 1.2. – готовность или желание воспринимать и 1.3. избирательное – произвольное внимание. | Ученик проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих, проявляет восприимчивость к потребностям и проблемам других людей, проблемам общественной жизни. | |
Реагирование способность откликаться на то или иное явление или внешний стимул, проявление интереса к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1. – подчиненный отклик, 2.2. – добровольный отклик, 2.3. – удовлетворение от реагирования. | Ученик Выполняет заданную преподавателем работу, участвует в обсуждении вопросов, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебному предмету. | |
Усвоение ценностной ориентации Уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности: 3.1. – принятие ценностной ориентации, 3.2. – предпочтение ценностной ориентации и 3.3. – приверженность, убежденность. | Ученик целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждения, проявляет убежденность отстаивает те или иные идеалы. | |
Организация ценностных ориентаций Осмысление и соединение различных ценностных ориентаций и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых: 4.1. – осмысление своего отношения, 4.2. – организация системы ценностей. | Ученик принимает на себя ответственность за свои действия, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с собственными способностями, интересами и убеждениями. | |
Распространение ценностных ориентаций на деятельность Ценности устойчиво определяют поведение индивида, определяют его мировоззрение и стиль жизни: 5.1. – обобщенная установка и 5.2. – распространение ценностных ориентаций на деятельность. | Ученик проявляет стремление к сотрудничеству в групповой работе, проявляет готовность к изменению своих суждений в свете убедительных аргументов, формулирует последовательное и устойчивое жизненное кредо. |
Как видим, таксономия учебных целей в аффективной области практически отражает и задает постепенное продвижение уровня воспитанности учащихся, позволяет более четко определить воспитательные цели обучения, которые формулируются педагогами довольно абстрактно и формально. Вместе с тем необходимо признать некоторую неопределенность при формировании эталонов в данной сфере, а также в области творческой мыслительной деятельности, так как они определяют и отражают внутренние процессы личностного развития и трудно объективируются, представляются в виде образцов деятельности.