Тема 4.2 Методика коррекционно-развивающей работы по формированию восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью

Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в области развития зрительного восприятия. Методы, приемы и средстваразвития зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в области развития слухового восприятия. Методы, приемы и средства развития слухового восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью. Приемы и средства развития тактильного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 4.3 Методика коррекционно-развивающей работы по формированию памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью

Приемы развития запоминания. Создание внешних и внутренних опор для запоминания. Условия, способствующие улучшению запоминанию. Использование наглядности при запоминании нового материала.

Тема 4.4 Методика коррекционно-развивающей работы по формированию мышления и воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию мышления у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Задачи коррекционно-развивающей работы по формированию мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы, приемы и средства коррекционно-развивающей работы по формированию мышления и воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 4.5 Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственно-временной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью

Задачикоррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временно ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью. Этапы и содержаниекоррекционно-развивающей работы по формированию представлений и умений ориентироваться в пространстве и во времени детей с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приемы по формированию умений ориентироваться в пространстве.

Тема 4.6 Коррекционно-развивающая работа по формированию двигательных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью

Задачикоррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью. Основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Этапы, методы, приемы и средства коррекционно-развивающей работы по формированию двигательных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

литература

Основная

1. Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов/ В.В.Гладкая. − Минск: Зорны верасень, 2008. − 112 с.

2. Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников/ С.Ю.Ильина. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с.

3. Катаева, А.А. Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика/ А.А.Катаева. − М.: ВЛАДОС, 2005. − 207 с

4. Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б., Я, ты, мы. Учеб-метод пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М.: Дрофа, 1999. – 128с.

5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.

6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста/ Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В.Серебряковой. – СПб: КАРО, 2005. – 112 с.

7. Мамонько, О.В., Хотько, М.И. Формирование игровой и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ О.В.Мамонько и др. – Мн.: БГПУ, 2008. – 42 с.

8. Микляева, Н.В. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Н.П.Слободяник. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психология исследования / Под ред. Запорожца А.В., Неверович Я.З. − М.: Педагогика, 1986. –174 с.

10. Содержание и методика развития познавательной деятельности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В.Гладкая, И.В.Зыгманова, О.В.Мамонько. – Мн.: БГПУ, 2010. – 80с.

Дополнительная

1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб и доп./ А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина. – М.: ТЦ Ось-89, 2001. – 272 с.

2. Баряева, Л.Б., Зарин, А Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л.Б.Баряева. − Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2001. – 414 с.

3. Бгажнокова, И.М Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта/ И.М. Бгажнокова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 183 с.

4. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: программно-методический комплекс/ Под ред. Л.Б.Баряевой. – СПб: КАРО, 2006. – 207 с.

5. Мюнхенская функциональная диагностика/ перевод И. Коляскиной. – Мн.: БелАПДИ «Открытые двери», 1997. – 209 с.

6. Стребелева, Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр./ Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2008. − 256 с.

7. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями развития: кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. − М.: ВЛАДОС, 2005. – 180 с.

Рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания:

В процессе изучения учебной дисциплины используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности студентов:

- словесные методы (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебными пособиями и монографиями, семинары);

- наглядные методы (метод иллюстраций и метод демонстраций);

- практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы);

- активные методы обучения (деловая игра, проблемное обучение)

- методы проблемного обучения (сообщающее изложение с элементами проблемности, диалогическое проблемное изложение, частично-поисковый метод).

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов:

­ анализ первоисточников;

­ составление опорных схем;

­ решение задач по вопросам организации и проведения коррекционно-развивающей работы.

Организация самостоятельной работы студентов направлена на ознакомление с основной и дополнительной литературой, конспектирование и анализ первоисточников, подготовку к семинарским (практическим) занятиям.

Наши рекомендации